Когда история ненастоящая: винзавод «Коктебель», фейковые вина и уроки маркетинга

Наверное, странно видеть на Хабре пост про винзавод (ладно бы пиво), однако речь, на самом деле, пойдет про сторителлинг и фактчекинг. За основу взята экскурсия по заводу марочных вин «Коктебель», в которой много легенд, баек и вредного маркетинга.

63432eb76f8a8b5fa9f8b735f4513f8a.jpg


Чем вообще интерсен винзавод «Коктебель»? Тут самая большая мадерная площадка в Европе, достаточно современное оборудование и необычная судьба, припудренная любопытными фактами.

Маркетинговая история №1: легенда »1879»


Немного про то, на чем основываются легенды.

Версия экскурсовода


История предприятия начинается в 1875 году, когда известный профессор-офтальмолог Эдуард Юнге выкупает участки вдоль берега моря у обедневших татарских дворян и организовывает винодельческое хозяйство. Долина ему запала в душу из-за ее внешнего сходства с испанской провинцией Аликанте.

be8005748c1dd7b7241e9cb29e9053ba.jpg
Коктебель

d27b7c4b4663a6d3f2e46d338f34db61.jpg
Аликанте

Первое вино он получил в 1879 году, и именно эта дата сейчас красуется на логотипе предприятия.

Его сын Александр учился винодельческому искусству в специальном учебном заведении в Магараче (недалеко от Симферополя) около пяти лет! После поехал на двухлетнюю «стажировку» в Европу (Франция, Германия, Австрия, Италия, Испания, Португалия), где, в том числе, нанимался в винодельческие хозяйства на разные должности. По возвращении в 1900 году отработал пару лет в Балтском уезде (Одесская область) в «Плотянском» винограднике князя Трубецкого. А после продолжил дело отца, скончавшегося в 1898-м.

Примечательны в этой истории — 9 лет обучения и практики!

Казалось бы, не физика и не высшая математика. Дави виноград, следи за процессом, экспериментируй. Впрочем, да, виноградарство и виноделие — это искусство. Тут сколько не учись, все будет мало.

Что по факту


Легенда красивая. Однако проверка по открытым источникам дает вот какие детали: две известные купчие на землю датируются лишь 1878 и 1880 годами. В свидетельствах путешественников, составлявших в 1883 году путеводитель по Крыму, отмечается, что в долине возводятся какие-то ирригационные сооружения для орошения виноградников, которые только планировалось разбить на склонах. Другие свидетельства, относящиеся уже к 95-му году, указывают на то, что виноградник у Юнге был, но лишь на южном склоне холма. Также упоминается небольшая винодельня с подвалом.

Масштабное же производство запускает его сын Александр в середине 1900-х годов. За исключением упоминания об основательном подходе, про его успехи никакой внятной информации найти не удалось.

В связи с этим возникает вопрос, что же за вино было у Юнге в Коктебеле в 1879 году?

Ведь виноградникам надо хотя бы три года на рост, а вину (мы же не про месячное Божоле-нуво говорим) минимум полгода, чтобы созреть. Но это всего лишь затравка к основной истории.

1fb8538edd68c3c408e34f18e3097600.jpg
Строительство дома Александра Юнге

a5dc2034f4606c2af3b0e41491d52f06.jpg
Дом Александра Юнге сейчас (справа за деревьями)

Все сначала, раз


Затем была революция 1917 года. Большую часть подвалов, как в Массандре, замуровать не успели. И их очень быстро разломали и разграбили. Говорят, что по-взрослому. После этого хозяйство долгие годы было заброшенным.

Новые люди стали возрождать виноградарство лишь в 1923 году. И вроде как даже в другом месте (в соседнем поселке в 10 км от Коктебеля). Велось ли производство в самом Коктебеле — тоже не известно. Скорее всего, тут только собирали виноград. Но недолго.

Все сначала, два


В Великую Отечественную виноделию был нанесен наибольший урон — 80% виноградников Коктебеля попросту разбомбили. Однако восстанавливать начали уже 1944 году. И, формально, винзавод ведет свою историю именно с этого момента. Хотя до 1958 года весь процесс производства осуществлялся в Массандре.

Теперь вы понимаете, что от надписи »1879» на логотипе предприятия, намекающей на год его основания, в этой истории нет ничего.

Преемственность дважды полностью прерывалась. Да и вообще в период с 1917 по 1958 производством тут не занимались.

Что есть по факту


Главная изюминка «Коктебеля» — это самая большая в Европе открытая мадерная площадка (для выдержки вин при высокой температуре), вмещающая 1 млн. литров вина (так написано на сайте, но экскурсовод говорил о 2 млн.).

121d75aaaa64ebd0706b52a7f712ca40.jpg

Плюс винотека, признанная в свое время национальным достоянием Украины (друзья, давайте останемся вне политики). Тут хранятся лучшие вина начиная с 1944 года. Их, в свое время, каким-то образом вытащили с «Массандры».

bc0886583a4baeabbe869383f53c03ec.jpg

Общая протяженность тоннелей с бутами, где поддерживается постоянная температура, почти 1,4 км! В 60-х годах их строил Метрострой.

43beae466bfd725f6525af2415872ae1.jpg

Сторителлинг


Самое время перейти к байкам. И перед нами хороший случай поучиться на ошибках других. В основе — легенда экскурсовода о появления такого сорта вина как мадера.

Версия экскурсовода


«Кому не интересно слушать — могут быть свободны» — это было вступление, адресованное взрослым дядям и тетям. Из него можно сделать много выводов, но не будем спешить. А вот сама история.

Некий винодел отправляет вино с острова Мадейра в Индию. По прибытию груза выясняется, что заказчик умер, а наследники выкупать товар не собираются. В общем, трагедия (плюс там всякие волнующие детали, которые я опускаю). В итоге груз плывет обратно к отправителю. Приплывает. Там не знают куда его девать. Думают, что испортилось (пробовать почему-то не решаются). Винодел разоряется (трагедия на трагедии). И уже будучи при смерти (опять трагедия) дает распоряжение открыть бочку и дать ему глоток на пробу (с чего вдруг? ). Вино по факту оказывается фантастическим, все выздоравливают (но это уже не точно).

Следующий шаг — повторение успеха. Точнее вина. Среди версий, как такой шедевр мог получиться, выводят главную — бочки долго были на корабле, а там качка. Давайте вино будем качать. Затем идет длинная история о том, как много лет качали, но что-то не получалось (вы в это верите? ). Затем выдвинули следующую гипотезу — бочки были на палубе, а корабль все время плавал в теплых водах, да еще дважды пересекал экватор (сочетание тяжелых бочек на палубе и качки представляется мне феерическим зрелищем). Т.е. бочки с вином надо выдержать длительное время при относительно высокой температуре. И тут, вуаля, сработало!

В общем, вам выдают странный фейк, для сокрытия которого используют прием нагромождения тонны мелких деталей. В итоге конструкция рушится и погребает под собой половину присутствующих на экскурсии умов.

Хотите реальную историю мадеры? Скорее всего, на скалистом острове с влажными почвами попросту не было нормальных мест для подвалов, и часть вина хранилась на открытых площадках и чердаках.

Как тогда рассказать, если все обыденно?


Во-первых, история про то, что раздолбаи хранили вино не по правилам, и оно вдруг оказалось великолепным — намного реалистичнее и ближе русскому духу. А на реалистичную историю уже можно сыпать мелкие детали (лучше, если это будут факты из технологии производства) — они ее только сдобрят.

Во-вторых, мадера — вино действительно особое. Лично я не поклонник сладких вин, но тут случай интересный. Сначала вину практически не дают бродить. Этот процесс длиться всего пару недель (вместо месяца-двух), после чего его глушат спиртом (при концентрации этанола более 14% винные дрожжи погибают, брожение останавливается). Затем идет розлив по бочкам, которые выдерживают в солярии (парник) полгода-год, а температура там иногда достигает 50° C.

bf735d5beeb32d5915568e94c686cc1d.jpg

После солярия они еще года три лежат на открытой площадке. В результате в вине идет сахароаминная реакция, которая обуславливает янтарную окраску вина и карамельно-ореховые оттенки во вкусе и аромате.

В-третьих, хитовым был бы рассказ о том, чем отличается процесс производства той мадеры, что стоит на полках супермаркетов с ценником в 400 рублей, от той, что в бочках на демонстрируемой всем площадке. И это самая жирная тема. Причем ее можно подать без ущерба для имиджа любого из производителей.

Маркетинговая история №2: откуда берутся невероятно плохие вина за немалые деньги


Из чего делают вина за 100–120 рублей, я вполне себе представляю. Натуральный же продукт начинается от 180 рублей (в моменты распродаж). К 180-рублевым винам у меня вопросов нет. На них можно жаловаться, критиковать, но они честные. И цена соответствующая — стартовая.

Проблема же начинается, когда где-то мимоходом берешь бутылку сухого рублей за 350, а внутри оказывается нечто, не имеющее ничего общего с вином вообще! И меня долго мучил вопрос — почему за 180 ерунда, но натуральная, а за 350 вдруг невообразимое дно. Со временем у меня нашлось два варианта ответов.

Первый вариант. Вино в процессе брожения можно легко испортить. Не проследили, брожение из-за чего-то остановилось, появилась плесень на поверхности и т.д. По идее это надо утилизировать. Но технологи на то и технологи, чтобы выкручиваться из самых невероятных ситуаций.

В кулуарной беседе мне так и сказали, что кроме главного инженера-винодела на предприятии никто не знает, что и когда добавляется в то или иное сусло. Диоксид серы можно найти в каждой бутылке (иначе после ее открытия вы очень быстро получите уксус), но видится мне, что есть и другие «волшебные» средства и методы, удаляющие лишнюю флору или исправляющие всевозможные недостатки.

Второй вариант варварский. После отжима сока, который уходит на вино, в оставшуюся мезгу добавляют сахарный сироп и воду. Вкус ягод есть. Сахар для брожения есть. Что на выходе — вопрос. Возможно то, что попадает в ценовой диапазон от 120 до 180 рублей.

Маркетинговая история №3: эффективный менеджмент


Вообще у завода проблемы. Всплыли наружу они в 2010 году, когда предприятие начало работать в убыток. В 2012 его уже признали банкротом. В причинах не разбирался, а вариантов тут может быть много. С 2015 года завод арендовали владельцы гатчинского спиртзавода, и к управлению пришли люди, по всей видимости, имеющие не столь глубокие познания в виноделии.

Посмаковать детали можно вот в этой публикации. Если кратко, то коллектив разваливается, урожайность уходит в пике, качество падает, и везде начинают торчать уши «эффективного» маркетинга с бредовыми идеями вроде выращивания лоз из косточек (на выходе будут переопыленные гибриды с неизвестными «характеристиками» и отсутствием иммунитета к болезням и вредителям). И вот пара примеров.

Туриста надо доить
Реклама делает свое дело, и в фирменный магазин при заводе автобусами везут «туристов», которых затем приглашают на экскурсии и платные дегустации, где представлены вина из того самого магазина.

1b369ac7e61bfb975505db90848239f3.jpg

Если нет экскурсионного автобуса на парковке, в магазине очередь «всего» минут на 15–20. Но самое забавное в том, что если зайти в любой крымский винный магазин, весь ассортимент ординарных вин «Коктебеля» там будет стоить процентов на 35–40 дешевле. Разумеется, все купившие чувствуют себя потом обманутыми.

Новинки такие новинки
К ординарным и ничем не примечательным винам типа «Каберне» и «Пино-Фран» у меня особых претензий нет (ну разве что легкая кислинка всплывает). А вот новинки, о которых завод гордо объявил в феврале этого года, ввели в ступор. Купажи «просто красное» и «просто белое» по 300 рублей на поверку оказались именно теми винами, о которых я писал в «маркетинговой истории №2». И это реально удивило! Хотя, с учетом происходящего, вполне закономерно.

e417e965b90ef4b6249ddbf374630757.jpg

Ну и немного фоток напоследок.

552642f0113a417e11907d838acc3d1f.jpg
В этих танках происходит марьяж (виноградное сусло для мадеры соединяют со спиртом)

d5bb888ffe794c75583fda0ebf723138.jpg
Слева мадера 1995 года (обратите внимание на деформацию бочки), справа мадера 2015-го

627a1512dca5a413dfd1bbea6a3e2c5d.jpg

1c597e30eab110962c31a4030625c114.jpg

ca56bcaf721d51cf25b86432582e3375.jpg

71ac858748d9d3e4018ea136fe428710.jpg
Линия по отделению ягод от гребней

968533abd279d8298629c81a91198b1a.jpg
Тут выжимается сок

a4f138d10f0e4e7cc428514958d2e052.jpg

eed14f3bade2318fe9d0eb17f45e9978.jpg

Краткие выводы про маркетинг и сторителлинг


История с »1879» говорит о том, что легенда должна опираться на факты и совпадать с ожиданиями. В нашем случае, если год на логотипе предприятия не является годом его основания, важно дать этому аргументированное объяснение.

В сторителлинге надо использовать реальные истории. При этом увеличение детализации рассказа не скроет недостатков, а наоборот, будет усиливать общий эффект (позитивный или негативный).

Ну, а «эффективный менеджер» — это давно сформировавшийся мем. Тут никаких выводов не будет, просто пожелаю вам не попадать в такие истории!

© Habrahabr.ru