Когда и как покупать акции перспективных стартапов: Мнение инвестора

0303cab05be44ca293ec89efac8b090d.png

Известный финансовый эксперт и сооснователь сервиса Crowdability Уэйн Маллиган (Wayne Mulligan) написал материал о том, как купить акции перспективного стартапа еще до его IPO. Мы представляем вашему вниманию главные мысли этой заметки.

Быть в числе первых


Чем раньше вы вложитесь в стартап, тем больше денег в итоге получите. Это одно из «золотых правил» прямых инвестиций. Вот наглядный пример:

В 2012 году, когда Facebook провела публичное размещение, инвесторы, пришедшие в компанию в 2005 году, получили 200000% прибыли.

Однако некоторые инвесторы не желают ждать так долго, чтобы приумножить свой капитал. Другие не хотят вкладываться в молодые компании, неизвестные на рынке. Поэтому они часто используют иной вариант прямых инвестиций.

Pre-IPO компании


Компании, которые еще не провели публичное размещение своих акций — это территория частного бизнеса. При этом не стоит их все относить к «стартапам».

Эти компании могут иметь в штате по сотни и даже тысячи человек и доход в миллионы долларов. Просто они еще не решились стать публичными.

Соответственно, при вложениях в них рисков гораздо меньше, чем при инвестициях в типичные стартапы. Но потенциальный выигрыш все еще очень высок.

Пример Uber


Маллинган приводит пример своего коллеги-инвесторов, который вложил деньги в Uber на ранее стадии развития проекта. Тогда вся компания оценивалась всего в пару миллионов долларов. В начале 2014 года он продал часть своего пакета с отдачей в 40000%. Проще говоря, на каждые $5 тыс. своих инвестиций он заработал $2 млн.

Инвестор, который приобрел у Говарда эти акции, был инвестором поздней стадии. Он не заработает на них столько же. Но все и так хорошо: с момента этой покупки Uber поднялся до цены в $40 млрд. Покупатель Говарда уже сидит на выигрыше порядка 1200%

Вне Большой игры


Вы, наверное, задаетесь вопросом: почему бы всем в таком случае не инвестировать на поздних стадиях?

Ответ прост: как только дело принимает подобный оборот, когда риски минимальны, а потенциальная выручка остается на высоком уровне, акции компаний становятся предельно востребованы. В игру вступают крупные институциональные игроки, которые могут себе это позволить.

Частные инвесторы остаются в стороне. До определенного момента…

Поиск тех, кто хочет продать акции


Маллиган пишет о своей встрече с двумя знакомыми предпринимателями из Нью-Йорка — Атишем Давда и Филиппом Хаслетом (Atish Davda, Philip Haslett). Они основали молодую компанию EquityZen. Ее цель в том, чтобы сделать открытым мир поздних инвестиций и вложений в pre-IPO компании для всех инвесторов.

Вот как это работает:

  1. Множество стартапов предлагают в качестве компенсации для своих первых сотрудников акции.
  2. Так как большинство стартапов в наше время долго остаются частными, не выходят на IPO, некоторые из этих сотрудников хотят получить свой куш раньше (нужно помнить, что для быстрорастущих стартапов даже небольшой пакет может принести миллионы).
  3. EquityZen работают с такими держателями акций и продают их долю в компании своим постоянным индивидуальным клиентам.


У сотрудников появляется немного наличности. У инвестора появляется доступ к акциям быстрорастущей компании на стадии pre-IPO. И надежда, что когда компания объявит о размещении или выйдет на IPO, инвестиции окупятся с лихвой.

EquityZen уже предложили своим инвесторам доли в некоторых многообещающих компаниях. Например, ZocDoc, Palantir и Cloudera.

Никаких гарантий


Нужно прояснить ситуацию до конца: инвестиции в pre-IPO компании также имеют свои риски.

Например, в 2013 году проект Fab.com выглядел настоящим локомотивом на рынке e-commerce, несущимся к своему IPO. У компании были сотни сотрудников по всему миру, ожидаемая выручка за 2013 год в $250 млн. Руководители проекта рассчитывали на оценку в $1 млрд.

Через год все изменилось — в компании осталось не больше пары десятков сотрудников, ключевые фигуры менеджмента покинули ее. Остатки бизнеса были проданы за несколько десятков миллионов долларов. Очевидно, это была неудачная инвестиция.

Меньше риска, больше прибыль


На самом деле, история с Fab — скорее, поучительный пример. Она не является типичной для бизнеса, пишет Маллиган. Это еще одно напоминание — нужно держать ухо востро. Не важно, насколько убедительным кажется положение компании на рынке.

В остальном же, убежден инвестор, вложения в pre-IPO компаний несут в себе меньшие риски, позволяя рассчитывать на очень серьезную прибыль.

© Geektimes