Kodu Game Lab для детей: учимся создавать игры в 5-6 лет
Даже дошкольник 5–6 лет может понять базовые принципы «взрослого» программирования на примере написания визуального кода. В этом ему поможет Коду Гейм Лаб — среда, предназначенная для разработки простых 3Д-игр. Писать программы в ней нужно с помощью готовых блоков, как в Scratch Jr: сложные конструкции и текстовые команды отсутствуют.
Kodu Game Lab — интуитивно понятная среда, доступная для понимания даже при условии, что пользователь — ребенок дошкольного возраста. Мы в школе Pixel используем программу в связке с инструментами Scratch Junior на онлайн-курсе, что помогает лучше обучать дошкольников азам и базовым принципам написания кода на простых и увлекательных примерах. Но сегодня не об этом.
Предлагаем рассмотреть Коду и разобраться в возможностях среды на наглядных примерах. А еще уделим внимание полезным ресурсам и бесплатным обучающим видео, которые помогут, если хочется освоить визуальное программирование и разработку игр в Kodu Game Lab полностью самостоятельно.
Основные сведения о Коду Гейм Лаб
Программа Kodu Game Lab — платформа, разработанная компанией Microsoft и предназначенная для детей и начинающих разработчиков. В среде можно выполнять простые проекты: создавать незамысловатые игры, управлять внутренними объектами, персонажами с помощью ярких блочных конструкций.
Может показаться, что начинать учить детей разработке и написанию кода в дошкольном возрасте — это слишком. Мы же считаем, что это отличная возможность сделать первый шаг в направлении информационных технологий, особенно с Коду: с данной средой погружение в мир IT станет простым даже для ребенка без опыта.
Платформа — хорошее решение при условии, что дошкольник любит играть: инструменты Kodu помогут прийти к пониманию, что можно быть творцом, а не просто пользователем компьютера и развлекательных приложений.
Коду, как и Скретч Джуниор — нечто вроде конструктора Lego. Программа проста, понятна и позволяет осваивать основные принципы и другие азы программирования с нуля.
Преимущества Kodu
Интерфейс визуальной среды
Плюсы платформы и аргументы в пользу ее применения для обучения детей следующие:
Простота. Текстовый код, сложные операторы — все это отсутствует. Интерфейс интуитивно понятен. А еще платформа распространяется свободно: для начала работы достаточно загрузить программу и установить ее. Скачивание возможно на официальном сайте Kodu;
Доступность. Здесь речь о простоте восприятия основных разделов и меню. Рабочая область, панели инструментов и команд максимально упрощены. В них разберется даже дошкольник;
Быстрый результат. Если текстовые языки достаточно сложны и требуют усилий, необходимых для получения программы, то в Kodu на первый проект уйдет 1–2 часа и даже меньше. Быстрое достижение результата — стимул и мотив, основа повышения интереса по отношению к «взрослому» программированию.
Польза работы с инструментами Kodu для детей
Есть несколько очевидных и объективных преимуществ погружения дошкольников и младших школьников в программирование и разработку на примере использования инструментов Коду. Это:
Развитие творческого мышления и его логических компонентов. «Конструктор» с красочными блочными командами позволяет создавать собственные трехмерные миры с нуля: почти любая задумка может быть воплощена. Логическая же сторона мышления совершенствуется благодаря знакомству с кодом на примере использования красочных блоков;
Развитие коммуникативных навыков. Игры в Коду Гейм Лаб можно показывать друзьям, другим пользователям платформы. Обсуждение, обмен мнениями, получение советов от более опытных разработчиков — преимущества. Это поможет отточить базовые навыки программирования и создания игр, а также укрепить основы успешной социализации в будущем;
Погружение в азы написания кода. Ожидать, что ребенок станет программистом благодаря созданию простых игр и применению блоков, не стоит. Но это станет основой понимания принципов кодинга, что при условии заинтересованности и увлеченности будет плюсом с точки зрения дальнейшей учебы;
Подготовка к ряду школьных предметов, скажем, к математике. Дошкольник, занимающийся написанием кода и разработкой в Kodu, сталкивается с потребностью в том, чтобы считать. Без этого невозможно точно создавать карты, подбирать количество определенных объектов, устанавливать расстояния между ними.
Какие проекты в Kodu Game Lab может выполнить дошкольник: примеры и 11 бесплатных обучающих роликов
Чтобы не перегружать статью информацией, покажем примеры проектов в виде уроков: просмотр обучающих видео поможет понять потенциал Коду и разобраться в использовании среды.
Будем придерживаться нумерации, принятой в плейлисте: это исключит путаницу. Итак, поехали.
Начало: как скачать Kodu Game Lab и установить программу на ПК
Вводный урок поможет разобраться:
Что такое Коду;
Как скачать программу на персональный компьютер и установить ее;
Как войти в «конструктор».
1. Знакомство с интерфейсом и первый проект
Первое полноценное занятие по видео посвящено таким темам:
Особенности интерфейса и устройство Коду;
Создание первого проекта на примере лабиринта;
Управление внутриигровыми параметрами.
2. Как создать карту, персонажа и научить его двигаться и стрелять
Второй урок Kodu Game Lab покажет дополнительные возможности платформы и приведет к созданию нового проекта. В результате просмотра дошкольник научится:
Создавать игровые карты;
Выбирать персонажей для игр;
Программировать движения и стрельбу.
3. Использование мыши для движений, создание нового проекта
Третье видео из сегодняшнего бесплатного мини-курса Kodu Game Lab для дошкольников посвящено таким темам:
Создание карты и собственного персонажа для новой игры;
Программирование HP — очков здоровья;
Написание блочного скрипта для бота;
Использование мыши для управления объектами.
4. Как сделать шутер в Kodu и настроить персонажа
Четвертый видеоролик для самообучения Коду поможет ребенку разобраться:
Как создать простую игру в жанре шутера;
Как написать соответствующую блочную программу;
Какие инструменты предназначены для «тонкой» настройки персонажа стрелялки.
5. Собственный подводный мир в Коду
Пятое импровизированное занятие по обучающим роликам поможет ребенку выполнить еще один увлекательный проект. В результате просмотра дошкольник сможет:
Создать новую игровую карту;
Сделать и запрограммировать героев для виртуального подводного мира;
Написать скрипты для внутриигровых объектов;
Запустить симуляцию подводного мира.
6. Как запрограммировать подсчет очков в аэрохоккее
Шестое видео поможет разобраться в следующих темах:
Создание нового игрового мира и персонажа, их программирование;
Написание скрипта для подсчета очков;
Подготовка кода и объектов для аэрохоккея.
7. Игровой таймер с нуля
Седьмое видео о Kodu Game Lab, доступное онлайн и абсолютно бесплатно, научит дошкольника:
Создавать новых персонажей;
Усложнять игровые условия;
Скриптить относительно сложные объекты на примере таймера.
8. Футбол в Коду
Перейдем к более сложным проектам. Поможет восьмое обучающее видео, в котором рассказано о:
Программировании правил футбола;
Подготовке игрового поля;
Написании блочного кода для игроков и объектов в проекте «Футбол».
9. Углубленное изучение блочного кода на примере создания водного поло
В девятом видео преподаватель школы Pixel рассказал о том, как создать виртуальное водное поло в Kodu. Это еще один интересный проект в нашу сегодняшнюю копилку.
Предстоит узнать:
Как сделать новую карту для водного поло;
Что нужно для программирования движений;
Как сделать функцию перехода;
Какие инструменты предназначены для управления игроками.
10. Как создать уровни в Kodu Game Lab
Десятый урок в формате видео посвящен работе с уровнями. На примере выполнения игры «Гонки» ребенок научится:
Скриптить внутриигровые условия;
Создавать новые уровни;
Программировать гонки с помощью блоков.
11. Игра «Атака клонов» в Коду
С помощью одиннадцатого урока дошкольник сможет понять, как выполнить игру «Атака клонов» в Kodu Game Lab с нуля. Он узнает о:
Родительской функции;
Программировании условий;
Скриптинге игрового мира на примере атаки клонов.
Бонус: как сделать игру «Поиск сокровищ» в Коду
Для закрепления полученных знаний и навыков предлагаем выполнить еще один проект. Поможет бонусный ролик. В нем преподаватель школы Pixel рассказал, как:
Сделать новое игровое поле;
Добавить на него персонажей;
Написать требуемый блочный скрипт;
Установить дополнительные настройки и запустить игру «Поиск сокровищ».
Надеемся, что наш импровизированный курс помог лучше понять, что можно сделать с помощью Kodu. Если понравилось и хочется двигаться дальше, приходите учиться к нам или воспользуйтесь дополнительными полезными ресурсами.
Книги и сайты для самостоятельного изучения Kodu
Если принято решение двигаться самостоятельно, посмотрите представленные нами ролики, а также воспользуйтесь дополнительными источниками информации. Актуализировать имеющиеся и получить новые знания помогут полезные сайты и книги.
Сайты, посвященные Коду и предназначенные для новичков
Рекомендуем:
Официальный сайт
Classroom. Здесь собраны различные материалы для учителей и учащихся. Они посвящены Kodu. Как и в первом случае, поможет переводчик.
Полезный ресурс с материалами
Интересные и полезные книжки
Если заморачиваться с переводом англоязычных сайтов не хочется, рассмотрите вариант чтения: освоить Коду помогут книжки, понятные даже детям. Вот они:
Создаем игры с Kodu Game Lab. К.И. Астахова — автор книги — позаботилась о рассмотрении и описании основ Коду. Это условное руководство предназначено для детей и посвящено азам работы с инструментами платформы.
Подобрались к концу: на этом завершаем сегодняшнюю публикацию и хотим узнать, полезным ли оказался материал? Удалось разобраться в основах и принять решение о погружении ребенка в кодинг через обучение в Kodu?
Материал подготовлен школой Pixel. Вместе с учениками 5–17 лет мы каждый день открываем для себя что-то новое в мире информационных технологий.