KnowledgeConf: нам нужно серьезно поговорить о докладах

4bidu1kggjmtzghxx9hxxncbgig.jpeg

В первый день весны (или пятый месяц зимы, кому как) закончилась подача заявок на KnowledgeConf — конференцию про управление знаниями в IT компаниях. Признаться, итоги Call for Papers превзошли все ожидания. Да, мы понимали, что тема актуальная, видели это на других конференциях и митапах, но что у нее откроется столько новых граней и ракурсов — и подумать не могли.

Всего Программный комитет получил 83 заявки на доклады. Как и ожидалось, в последние сутки прилетело больше двух десятков. Мы в Программном комитете все пытались понять, почему так происходит. А потом один из нас признался, что и сам часто откладывал до последнего, потому что ему и в голову не приходило, что в момент окончания подачи заявок работа над многими докладами: созвоны, обсуждение, получение обратной связи, идёт уже месяц-два, более того, большая часть программы может быть уже заполнена.

Мы понимаем, что с точки зрения тех, кто подает заявки, это выглядит примерно как на картинке ниже, но это не так.

0vmwvo-a2t20dvcstbuuzowappq.png

Извне кажется, что после дедлайна все только начинается, что мы Программным комитетом только собрались и начинаем разгребать заявки, поэтому взять и обработать еще одну не трудно. Но на самом деле мы вовсе не сидели сложа руки. Но это лишь лирическое отступление, чтобы поделиться тем, как выглядит Call for Papers изнутри ПК, вернемся к докладам.

83 — это почти 3,5 доклада на одно место в программе, и теперь нам предстоит отобрать лучшие и довести их до состояния, близкого к идеалу.

Тренды поданных заявок


Полученные заявки позволяют примерно понять тренд — что всех волнует прямо сейчас. Такое бывает на каждой конференции, например, на TeamLeadConf уже два года подряд на пике популярности OKR, performance review и оценка разработчиков. На HighLoad++ устойчивый интерес к Kubernetes и SRE. А у нас тренды примерно следующие.

irpv3rvja47yc0yymz0leni1160.jpeg

Мы использовали методику Gartner Hype Cycle, чтобы расположить темы на графике, где по осям нарастают показатели заметности и зрелости тренда. В цикле выделяются такие стадии: «запуск технологии», «пик завышенных ожиданий», «нижняя точка популярности», «склон просвещения» и «плато зрелости».

Помимо трендов обнаружилось и немало заявок, выходящих за пределы управления знаниями в IT, поэтому давайте обозначим на будущее, что наша конференция — это не про:

  • e-learning в отрыве от особенностей обучения взрослых профессионалов, мотивации сотрудников, процессов передачи знаний;
  • документацию в отрыве от процессов управления знаниями, это лишь один из инструментов;
  • обследование и описание бизнес-процессов и бизнес-логики as is и другие типичные методы из работы системного аналитика без привязки к более сложным кейсам из управления знаниями о системе и о процессах.


KnowledgeConf 2019 пройдет в три трека — всего 24 доклада, несколько митапов и воркшопов. Дальше расскажу про уже принятые в программу заявки, чтобы вы смогли определиться, нужно ли вам идти на KnowledgeConf (конечно, нужно).

Все доклады, круглые столы и мастер-классы будут разделены на 9 тематических блоков:

  • Онбординг и адаптация новичков.
  • Процессы управления знаниями и создание культуры обмена.
  • Внутреннее и внешнее обучение, мотивация к обмену знаниями.
  • Управление личными знаниями.
  • Базы знаний.
  • Технологии и инструменты управления знаниями.
  • Подготовка специалистов по управлению знаниями.
  • Оценка эффективности процесса управления знаниями.
  • Системы управления знаниями.


Мы посмотрели на опыт других конференций и не стали группировать доклады в расписании по темам подряд, и наоборот стимулируем участников перемещаться между залами, а не врастать в стул на интересном им треке. Это позволит переключать контекст, избежать повторения материала, а также предотвратить ситуации, когда ползала встанут и выйдут пообщаться с докладчиком, а следующему придется выступать при еще не заполненном помещении.

Управление знаниями — это про людей и выстраивание процессов, а не только про платформы, инструменты или создание базы знаний, поэтому у нас большое внимание в программе и темах уделено именно мотивации, построению культуры обмена знаниями и коммуникациям.

Докладчики у нас подобрались очень разные: от молодых и дерзких тимлидов IT-компаний до представителей больших корпораций; от специалистов из крупных, давно выстраивающих системы управления знаниями компаний до представителей академической, университетской среды.

Системы управления знаниями


Начнется конференция с основополагающего доклада Алексея Сидорина из КРОК. Он обозначит современное состояние подходов и систем управления знаниями, обозначит этакую big picture в современном управлении знаниями, даст рамку для дальнейшего восприятия и задаст тон всей конференции.

Дополняющий эту тему доклад Владимира Лещенко из Роскосмоса «Как внедрить систему управления знаниями в бизнес», позволит нам всем заглянуть в жизнь огромной корпорации, где эффективное управление знаниями — это must have. У Владимира огромный опыт внедрения систем управления знаниями в крупном энтерпрайзе. Он долгое время работал над этим в Росатоме, корпорации знаний, теперь работает в Роскосмосе. На KnowledgeConf Владимир расскажет, на что обратить внимание при проектировании системы управления знаниями для успешного её внедрения в большой компании и какие есть типичные ошибки при внедрении.

Кстати, Владимир ведет YouTube-канал KM Talks, в котором берет интервью у экспертов по управлению знаниями.

uluuuo3wgflnlenuzuuuzb3vwci.jpeg

Наконец, уже в завершение конференции нас ждет доклад Александра Соловьева из Миран «Как увеличить в три раза багаж знаний в головах инженеров техподдержки». Александр в форме обращения к себе из прошлого расскажет, как лучше подступиться к созданию в команде техподдержки сложного сервиса системы управления знаниями, какие артефакты создавать, как мотивировать сотрудников создавать знания, интегрированные в систему управления принятую в компании.

Онбординг


Намечается сильный блок докладов про онбординг и адаптацию новичков в технологических и инженерных командах. Общение с участниками TeamLead Conf 2019, где у нашего ПК был собственный стенд, показало, что именно масштабирование и постановка этого процесса на рельсы в постоянно меняющихся условиях, болит у аудитории сильнее всего.

Глеб Дейкало из Badoo, Александра Куликова из Skyeng и Алексей Петров из Funcorp расскажут о трех разных по масштабу и применению подходах к онбордингу.

Сначала Глеб Дейкало в докладе «Добро пожаловать на борт: вводим в строй разработчиков» расскажет об онбординг фреймворке, который несколько тимлидов разработки построили для своих команд. Как они прошли сложный путь от «скопища ссылок» и персональных лекций до полуавтоматической, рабочей и поставленной на рельсы процедуры включения новичков в проекты и рабочие задачи.

Затем Александра Куликова из Skyeng сосредоточит весь опыт edtech компании и расскажет, как они построили целое подразделение aka Инкубатор, куда одновременно нанимают джуниоров (постепенно со временем переводя их в продуктовые команды), обучая их с помощью менторов, а заодно тренируют разработчиков на тимлидов, и при этом делают простые производственные задачи, которые раньше отдавались на фриланс.

Александра расскажет не только об успехах, но и о трудностях, о метриках эффективности и о том, как они работают с менторами и как эта программа помогает не только джунам, но и самим менторам.

hpp8wgz23197pabhexf2erhayke.jpeg

Наконец, Алексей Петров в докладе «Адаптационный чек-лист, как инструмент мягкого введения в должность» представит более легко воспроизводимую, но оттого не менее крутую технику — это адаптационные чек-листы, в которых четко зафиксирован порядок действий новичка с момента прихода в команду, четкий definition of done каждого этапа онбординга и ожидаемое время прохождения.

wfznzf4nbrlht-a08r0ruy8nqu0.jpeg

Процессы управления знаниями и создание культуры обмена


Доклады из этого тематического блока расскажут, как в команде можно выстроить процессы обмена знаниями, в рамках которых коллеги будут стремиться шарить контекст, фиксировать результаты и процесс работы как для «будущих себя», так и для других участников команды.

Игорь Цупко из Фланта поделится, как выявлять тайные знания и компетенции, которые сосредоточены в головах сотрудников, с помощью широко применяемой техники performance review. Получилось ли с помощью методики постановки целей и оценки результатов выявить загадки компетенций, сосредоточенных в головах сотрудников? Узнаем из доклада.

Александр Афёнов из Lamoda в докладе «Трудно быть Колей: теория и практика knowledge sharing в Lamoda» расскажет о новичке Николае, который пришел работать в Lamoda и вот уже полгода пытается влиться в команду, получая информацию из разных источников: онбординг план, экскурсия в «поле», на настоящие склады и пункты самовывоза, общение с ментором из «старичков», базы знаний, внутренние конференции и даже телеграм канал. Александр расскажет, как все эти источники можно организовать в систему, а затем даже использовать для шаринга знаний компании наружу. В каждом из нас есть немного от Коли.

Мария Палагина из Тинькофф Банка в докладе «Не хочешь мокнуть — плыви: добровольно-принудительный обмен знаниями» расскажет, как QA команда взяла на себя смелость решить проблемы недостаточного шаринга и утери знаний и компетенций в команде и между командами. Мария предложит на выбор два подхода — демократический и диктаторский, и расскажет, как их можно эффективно сочетать в зависимости от целей.

Управление личными знаниями


Еще один интересный блок докладов — про управление личными знаниями, ведение заметок и организацию персональной базы знаний.

Начнем раскрывать тему с доклада Андрея Александрова из Экспресс42 «Применение практик Тиаго Форте для управления своими знаниями». Однажды Андрею надоело все забывать, как рыбка Дори в известном мультфильме — прочитанные книги, доклады, документы. Он перепробовал множество техник хранения знаний, и практики Тиаго Форте показали себя лучше всего. В докладе Андрей расскажет о таких практиках, как Progressive Summarization и RandomNote и их реализации на Calibra, MarginNote и Evernote.

Если хотите прийти подготовленными, то погуглите, кто такой Тиаго Форте и почитайте его блог. А после доклада обязательно сразу примените хотя бы одну технику фиксации знаний и мыслей во время конференции — мы специально поставили его в начале дня.


Продолжит тему Григорий Петров, который расскажет о результатах 15-летнего опыта структурирования личных знаний по языкам программирования и общим вопросам саморазвития. Попробовав разные инструменты, языки и заметочники, он принял решение создать собственную систему индексирования и собственный язык разметки Xi. Эта личная база постоянно по чуть-чуть обновляется, 5–10 правок в день.

Автор утверждает, что владеет на среднем уровне десятком языков программирования и способен восстановить в голове эти навыки за пару часов чтения своих конспектов. Не забудьте спросить у Григория, сколько усилий требуется, чтобы эта система начала приносить плоды и, конечно же, не планирует ли он поделиться столь богатой коллекцией конспектов.

Кстати, Григорий написал для Xi плагин для VSCode, вы можете попробовать пользоваться его системой уже сейчас и прийти на конференцию с конкретными предложениями.

Внутреннее и внешнее обучение, мотивация к обмену знаниями


Самый объемный по количеству материала блок докладов сложился вокруг темы организации внутреннего и внешнего обучения сотрудников в IT компаниях.

Мощный старт теме даст Никита Соболев из wemake.services с докладом «Как учить программистов в 21 векe». Никита расскажет, как устроить в компании обучение «настоящих айтишников», мотивированных и развивающихся профессионалов, как «не учить насильно», а сделать обучение единственным способом продолжать успешно работать.

Продолжит тему внутреннего и внешнего обучения доклад Александра Орлова, управляющего партнера группы проектов Стратоплан «Онлайн обучение коммуникациям и soft skills: форматы и практики». Александр расскажет о восьми форматах обучения, которые школа попробовала с 2010 года, сравнит их эффективность и расскажет о том, как выбрать эффективную модель обучения IT-специалистов, как вовлечь и удержать сотрудников внутри обучающего материала.

Затем поделится своей историей успеха по организации обучения Анна Тарасенко, руководитель компании 7bits, которая сделала обучение сотрудников сотрудниками практически частью бизнес-модели. Столкнувшись с проблемой найма специалистов нужного уровня после вузов, Анна решилась и создала внутри компании то, что вузам не удалось — самоподдерживающуюся (потому, что выпускники программы обучения сами обучают новое поколение) систему обучения в IT-компании. Конечно, не обошлось без трудностей, подводных камней, проблем с удержанием и мотивацией, а также вложения ресурсов, обо все этом узнаем из доклада.

О том, как взаимосвязано электронное обучение и система управления знаниями расскажет Елена Тихомирова, независимый эксперт и автор книги «Живое обучение: Что такое e-learning и как заставить его работать». Елена расскажет о целом арсенале инструментов: курируемый контент, сторителлинг, разработка внутренних курсов, программы обучения на основе материалов существующих баз знаний, система поддержки осведомленности, и о том, как интегрировать их в единую систему.

Михаил Овчинников, автор курсов онлайн университета для айтишников Skillbox, попробует обобщить свой опыт и расскажет, как сконструировать хороший курс, удержать внимание студентов, чтобы их мотивация не падала ниже плинтуса, и они доходили до конца, как добавлять практики, какими должны быть задачи. Доклада Михаила будет полезен как возможным авторам курсов, так и компаниям, которые выбирают внешнего провайдера или хотят создавать свою внутреннюю систему онлайн обучения.

Технологии и инструменты управления знаниями. Базы знаний


Параллельно, для тех, кто выбирает технологии и инструменты для управления знаниями, мы собрали трек из нескольких докладов.

Александра Уайт из Google в докладе «How to Create Compelling Multimedia Documentation» расскажет о том, как использовать видео и другие мультимедиа форматы на благо управления знаниями в команде, а не просто ради развлечения.

Отлично подкрепят тему технологий несколько докладов о создании и структурировании баз знаний. Начнем с доклада Екатерины Гудковой из BIOCAD «Разработка базы знаний компании, которой действительно пользуются». Екатерина на опыте крупной компании из сферы биологических технологий расскажет, как следует проектировать базу знаний, исходя из нужд сотрудника и его задач на разных этапах жизненного цикла, как понять, какой контент в ней нужен, а какой — нет, как улучшить «искабельность», как мотивировать сотрудника пользоваться базой.

Затем Роман Хорин из digital агентства Atman напротив предложит не заморачиваться на инструментах и покажет, как использовать во благо удобный и изначально не предназначенный для хранения знаний инструмент, а именно канбан-сервис Trello.

Наконец, Мария Смирнова, руководитель группы технических писателей Ozon в докладе «Управление знаниями при быстром росте компании» расскажет о том, как за последний год им удалось пройти большой путь по наведению порядка в базе знаний большой компании со скоростью изменений как в стартапе. Самое классное, что Мария расскажет о том, что они сделали не так и что сделали бы иначе, если бы начинали сейчас, чтобы вы могли не повторять эти ошибки, а предвосхитить их.

В следующей статье расскажем о еще одном экспериментальном формате, который углубит и раскроет тему технологий и инструментов на службе управления знаниями и, надеемся, инициирует позитивные изменения в нашей сфере.

Найм и подготовка специалистов по управлению знаниями


Неожиданно для нас самих собрался очень хороший пул докладов о том, как нанимать, готовить или выращивать изнутри компании отдельных специалистов по управлению знаниями. Да, они пока есть не во всех компаниях, но послушать доклады будет полезно и тем компаниям, в которых эта роль распределена между тимлидами и членами команды.

Независимый эксперт по управлению знаниями Мария Мариничева в докладе »10 компетенций и 6 ролей КМ-менеджера: найти на рынке или воспитать самим» расскажет о том, каким набором компетенций должен обладать knowledge manager, как быстро найти его на рынке или вырастить изнутри компании и, самое интересное, как предотвратить типичные ошибки при поиске менеджера по управлению знаниями.

Денис Волков, старший преподаватель кафедры Управления информационными системами и программирования РЭУ им. Г.В. Плеханова расскажет о том, как готовить специалистов по управлению знаниями, какие компетенции нужно им привить и как им научить, на каком уровне находится подготовка специалистов по управлению знаниями в российских вузах сейчас и на горизонте 3–5 лет. Автор доклада каждый день работает с представителями поколения Z, с теми, кого нам с вами совсем скоро придется нанимать на работу, не упустите возможность послушать о том, как они мыслят, чего хотят и как учатся «из первых рук».

Наконец, Татьяна Гаврилова, профессор Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета в докладе «Как из менеджера сделать аналитика: опыт подготовки инженеров по знаниям» расскажет о практических приемах структурирования и визуализации знаний, а затем выйдет на важную проблематику: какими личностными, психологическими и, главное, когнитивными характеристиками должен обладать человек, отвечающий за организацию знаний в компании. Не смущайтесь предельно широкого слова аналитик, оно в данном контексте означает «человек, который умеет составлять требования к системе организации знаний, переводить с языка разработки на язык бизнеса».

Отлично дополнит тему доклад Ольги Искандировой из агентства Открытый портал «Проектирование показателей эффективности отдела по управлению знаниями». Ольга даст примеры бизнес-показателей эффективности управления знаниями. Доклад будет полезен как компаниям, которые уже сделали пару подходов к внедрению техник управления знаниями и теперь хотят добавить к этому метрики эффективности, чтобы обосновать идею с точки зрения бизнеса, так и тем, кто только начинает задумываться о применении практик — вы сможете прикрутить к процессу метрики заранее и, тем самым, лучше продать идею руководству.

Конференция пройдёт 26 апреля 2019 года в «Инфопространстве» по адресу Москва, 1-й Зачатьевский переулок, дом 4 — это рядом со станциями метро Кропоткинская и Парк Культуры.

fnildlx_grnw_9am0hg_q41_trk.jpeg

До встречи на KnowledgeConf! Следите за новостями на Хабре, в Telegram-канале и задавайте вопросы в чате конференции.

Если вы все-таки не решились купить билет или не успели до повышения цены (очередное, кстати будет 1 апреля, и это не шутка), подсказка не помогла убедить руководство или просто не можете присутствовать на конференции лично, то есть несколько способов услышать доклады:

  • купить доступ к трансляции, индивидуальный или корпоративный;
  • дождаться, когда мы начнем выкладывать видеозаписи с конференции в публичный доступ на Youtube, но произойдет это не раньше, чем через полгода;
  • также мы продолжим публиковать расшифровки избранных докладов.

© Habrahabr.ru