Ключевые тренды мирового рынка электронных платежей. Часть 2

АСО. Под альтернативными имеются ввиду такие способы оплаты, которые не требуют прямого использования пластиковых или виртуальных карт, работающих на базе глобальных платежных систем, таких как Visa, MasterCard или American Express.

Real-Time Bank Transfers (банковский перевод в реальном времени). Клиенты оплачивают товары с помощью сервиса онлайн-банкинга. Во время оплаты они либо перенаправляются на страницу оплаты своего банка, либо выбирают свой банк в списке поставщика услуг или продавца товаров. Авторизация платежа в большинстве случаев происходит мгновенно. Примеры: iDeal, Sofort Banking, eNets, Przelewy24, Safetypay.

Offline Bank Transfers (банковский перевод с помощью вспомогательного кода). Во время процесса оплаты клиенты получают вспомогательный код. Зная его, они могут в любое удобное время войти в сервис онлайн-банкинга и завершить операцию оплаты с его помощью. Авторизация платежа происходит только в момент завершения операции. Примеры: Dineromail, SafetyPay.

На долю банковских переводов приходится 212$ млрд или 11.1% рынка электронной коммерции по итогам 2014 года. Размер сегмента к 2019 год предположительно составит 283$ млрд/11.7% рынка.


Cash on Delivery (наложенный платеж). Оплата товаров производится в момент доставки. Популярность способа растет в Индии и некоторых странах Юго-Восточной Азии. Тем не менее, в силу местной специфики разных стран и продавцов, наложенный платеж как способ оплаты годится далеко не для каждого из них. Его недостатком также является невозможность доставки в другие страны и регионы, поэтому о росте в глобальных масштабах не может быть и речи. Примеры: существует в виде типового способа доставки у многих продавцов и служб доставки.

Размер данного сегмента по итогам 2014 года составил 124$ млрд или 6.5% рынка электронной коммерции. Прогнозное значение на 2019 год составляет 165$ млрд/6.8%.


Direct Debits (прямое дебетование). Применяется в случаях, когда клиенту требуется производить оплату регулярно, с определенной периодичностью. Этот способ хорошо подходит для заранее предсказуемых платежей, например, оплаты коммунальных услуг или подписок на товары или услуги. Клиент, как правило, может сделать возврат платежа.
Примеры: SEPA DD, ELV.

Размер сегмента в 2014 году — 5$ млрд, что соответствует 0.3% всего рынка e-commerce, и около 13$ млрд/0.6% к 2019 году (прогнозное значение).


EInvoices (счета). Использование счетов позволяет клиентам оплачивать товары после их доставки. Оплатить покупку можно как в момент подтверждения заказа, так и в течение нескольких недель после этого. Для покупателя процесс происходит очень просто: ему необходимо всего лишь ввести адрес электронной почты и почтовый индекс получателя. Впрочем, избежать ввода реквизитов банковского счета или карты не получится, так как в конечном счете оплата производится с их помощью.
Примеры: Klarna, AfterPay.

По итогам 2014 года размер данного сегмента составил 3$ млрд, процентная доля на рынке электронной коммерции — 0.1%. К 2019 году доля на рынке может достичь 8$ млрд/0.3%.


eWallets (электронные кошельки). Простой, удобный и безопасный способ оплаты, приобретающий все большую популярность на рынке. Оплату покупок можно совершать как с помощью доступной на счете кошелька суммы, так и с помощью использования других источников средств, связанных с ним. Примеры: Alipay, Tenpay, PayPal, Qiwi, Yandex.Money.

Доля на рынке по итогам 2014 года одна из самых значительных — 21.7% или 417 млрд долларов США. По прогнозам, в 2019 году электронные кошельки займут лидирующее положение на рынке электронной коммерции, их доля составит 27.6%, а общий объем — 668$ млрд.


PostPay (постоплата). Клиент выбирает продукт в онлайн-магазине и оплачивает его уже после оформления заказа в магазинах, торговых точках, отделениях банка или других участвующих в партнерской программе местах. Задержка между подтверждением заказа и фактической оплатой делает этот способ неудобным для продажи ряда категорий товаров.
Примеры: Konbini, Boleto Bancario.

Данному сегменту принадлежит 0.9% рынка платежей, что соответствует 18$ млрд (2014 год). К 2019 году возможен незначительный рост до 25$ млрд/1.0%.


PrePay (сервисы предоплаты). Для покупки клиенту необходимо приобрести PrePay-карту или ваучер, рассчитанные на определенную сумму. Карты и ваучеры помечены пин-кодом и содержат небольшую сумму средств (от 5$ до 100$). Они могут складываться, образуя суммарный баланс на счете. Для совершения оплаты обладателю карты надо всего лишь ввести пин-код при оплате товара. Примеры: paysafecard, NeoSurf.

Размер сегмента составляет 55$ млрд, процентная доля на рынке электронной коммерции — 2.9% (2014 год). К 2019 году доля сервисов предоплаты составит 122$ млрд/5.0% (прогнозное значение).


Pre-Paid Cards (предоплатная карта). Pre-Paid cards работают на базе платежных систем, таких как Visa или MasterCard. Так же, как и в случае с дебетовыми и кредитными картами, Pre-paid карты позволяют совершать покупки или снимать наличные деньги, но без возможности превысить сумму, доступную на карте в момент совершения операции. Ключевое отличие от дебетовой карты заключается в том, что Pre-paid card не привязывается к банковскому или депозитному счету клиента. Она также лишена многих других преимуществ, которые получают владельцы дебетовых карт. Банки часто предлагают такие карты молодым людям, клиентам, которые не пользуются другими банковскими услугами и обладателям плохой кредитной истории.

Размер сегмента в 2014 году — 45$ млрд, процентная доля на рынке электронной коммерции — 2.4%. В 2019 году ожидается небольшое уменьшение размера данного сегмента, до 43$ млрд/1.8%.


Debit Cards (дебетовые карты). При совершении оплаты с помощью дебетовой карты, средства списываются с личного банковского счета, к которому она привязана. Если размер списываемой суммы превышает доступные на счете средства, операция отменяется. Однако в отличие от Pre-paid card, банк может позволять держателю превышать лимит по карте (овердрафт). Также называется asset card в США или payment card в Великобритании.

Объем платежных операций по дебетовым картам в 2014 году составил 387$ или 20.1% от общего объема платежей. Таким образом, дебетовые карты заняли третье место в рейтинге наиболее популярных платежных методов. Однако к 2019 году их доля на рынке снизится до 17.2%, несмотря на то, что в долларовом выражении сегмент достигнет отметки в 416$ млрд.


Credit Cards (кредитные карты). Держатель кредитной карты получает право использовать некоторую сумму средств, данную ему в кредит эмитентом карты. Часть потраченной суммы клиент обязуется вернуть вместе с процентом и другими возможными комиссиями в рамках одного расчетного периода (30 дней). Остальная часть задолженности может быть оплачена сразу или спустя время, по желанию клиента. В последнем случае оплата остатка переносится на следующий расчетный период. В роли эмитента может выступать как банк, так и магазин или поставщик услуг (например, авиакомпания).

Размер сегмента по итогам 2014 года — 577$ млрд. Доля на рынке электронной коммерции — 29.9%, наибольшая среди прочих платежных инструментов. По прогнозам, к 2019 году кредитки уступят место электронным кошелькам и займут 24.9% рынка электронной коммерции, общий объем платежей по кредитным картам достигнет 603$ млрд.


Charge Cards (расчётная карта). Разновидность кредитной карты. Разница заключается в том, что в случае с Charge Cards вся задолженность (сумма всех совершенных платежей) должна быть погашена в рамках одного расчетного периода (30 дней) без переноса какой-либо ее части на следующий период. Пример: большинство карт American Express.

Размер сегмента по итогам 2014 года — 59$ млрд, доля на рынке электронной коммерции — 3.1%. К 2019 году объем платежей по расчётным картам и их процентная доля на рынке снизятся до 57$ млрд/2.3%.


Другие платежные способы. Сюда входят способы оплаты услуг с использованием мобильного номера, криптовалюты и другие молодые и перспективные технологии. Примеры: Bitcoin, Zong, BOKU.

Размер сегмента по итогам 2014 года составил 20$ млрд/1.0% рынка платежей. К 2019 году его доля может немного сократиться — до 19$ млрд/0.9%.

© Geektimes