Кликбейт — это очень-очень плохо! Или нет?
Не так страшен кликбейт как то, что его используют для рекламы по увеличению всевозможных частей тела. Под катом мой конспект (5–7 минут чтения) видео «Clickbait is Unreasonably Effective» о пользе кликбейта и немного про кликбейт в YouTube, на Habr и в TikTok.
Зачем на YouTube кликбейт
10 лет назад кликбейт был не так важен на YouTube, важнее были подписчики. Большинство просмотров приходили из подфида, видео вирусилось благодаря Reddit или Facebook, а не из-за алгоритмов YouTube.
Когда на канале собиралось большое количество подписчиков, следующее видео канала видели много людей, видео получало много просмотров. YouTube брал это популярное видео и показывал еще большему количеству людей. Видео набирало еще больше просмотров, а канал получал еще больше подписчиков.
Вскоре YouTube понял, что это так не работает — показывать людям только видео с каналов, на которые они подписаны. Это снижало время просмотра, количество кликов и взаимодействие с сайтом в целом. Более того, полагаться на внешние платформы в привлечении трафика к вирусным видео — риск, т.к. внешние платформы в любой момент могли ограничить трафик.
YouTube хотел сделать YouTube самоцелью. Чтобы пользователи заходили на сайт, щелкали на одно видео и дальше их засасывало. Как и все платформы, YouTube боролся за время пользователей.
YouTube снизили важность количества подписчиков, сделали YouTube менее похожим на приложение для подкастов и более похожим на Reddit. Так они повысили важность кликбейта.
Парадокс кликбейта
Все заявляют, что ненавидят кликбейт, но мы видим его повсюду. Как так.
Ну, во-первых, говоря «кликбейт», можно говорить о разных вещах. Автор видео предложил делить кликбейт на два типа.
Кликбейт 1 типа (пацанский)
Кликбейт — это контент, цель которого заставить посетителя щелкнуть на определенную ссылку или перейти на страницу.
В этом типе кликбейта нет разводок. Если прочитав название статьи, люди не захотят перейти на статью, они никогда не прочитают вашу статью. А авторы выкладывают статьи, чтобы их прочитали. Знаю, кэп.
Кликбейт 2 типа (НЕпацанский)
Большинство интернет-пользователей вкладывают в кликбейт негатив:
ссылка или заголовок, спроектированный, чтобы читатель захотел бы перейти на страницу, которая содержит контент сомнительной ценности или неинтересна.
Лурк про кликбейт другими словами говорит, но на Хабре такими словами не надо, так что без цитирования.
Англоязычная «Википедия» пишет, что кликбейт носит сенсационный характер или вводит в заблуждение. Также кликбейт использует тизеры, которые скрывают информацию, чтобы использовать «пробел любопытства».
В русскоязычной «Вики»:
Кликбейт (англ. clickbait от click «щелчок» + bait «приманка») — уничижительный термин, описывающий веб-контент, целью которого является получение дохода от онлайн-рекламы, особенно в ущерб качеству или точности информации.
Стоит только блокировщик рекламы отключить, русскоязычный пользователь интернета встретит что-то подобное:
Пока верстала статью, отвлеклась, испугалась, потом вспомнила откуда на Хабре этот ужас.
Общее в кликбейте обоих типов, что заголовок содержит достаточно информации, чтобы возбудить любопытство, но недостаточно, чтобы его удовлетворить. Отличие второго типа в том, что и основной контент этого любопытства тоже не удовлетворит.
Насколько ваш кликбейт «пацанский»
Вытащила из видео прикольную схему, может кому пригодится.
Представим пространство для кликбейта на осях XY.
Чем правее по X, тем сенсационнее. Правый столбец — максимально сенсационный или вводящий в заблуждение кликбейт. Чем выше по Y, тем больше информации скрыто, чтобы использовать пробел в любопытстве. Верхняя строка — максимальная недосказанность.
Предыдущие примеры рекламы в Рунете попадают в зону кликбейта 2 типа,
а в центральных 4 квадратах будет находиться зона нормального кликбейта 1 типа.
Из-за отличий двух типов кликбейта, ютубер Брэдли Херон предложил вместо кликбейта первого типа говорить «legitbait», заманчиво, но приемлемо, т.е. легально. А вместо второго типа говорить «clicktrap, clicktrick, linktrap, dupechute».
Не существует какого-то одного «правильного» значка или названия для YouTube-ролика. Приемлемых названий может быть тысячи. Но кликбейт живет, т.к. наибольший отклик в соцсетях происходит на границах допустимого:
Пользователи не только вкладывают в слово «кликбейт» разные значения. Картинки и слова разные люди тоже по-разному воспринимают. Нет понятных и приятных всем границ. На Хабре в этом году статья со словом «анус» в заголовке просто взрыв устроила, и ее удалили (я не успела сделать скриншот). А на 4-м курсе медицинского вуза вряд ли это слово, да и сам орган, вызвали бы хоть какую-то эмоциональную реакцию.
Кого какое слово заставит кликнуть на статью или отписаться — непонятно. Зато понятно, что на платформе, где кликбейт важен, неизбежны разные проявления кликбейта.
Почему кликбейт везде
Потому что работает. На YouTube более привлекательные названия и значки получают больше кликов. Несмотря на то, что некоторые люди говорят, что не ведутся на кликбейт или даже отписываются за такое. Но то, как выглядят сейчас продукты, доказывает, что такие люди в меньшинстве.
Чтобы добиться успеха на YouTube, необходимо оптимизировать время просмотра и CTR — количество кликов в отношении к показам значка вашего видео.
Снять хорошее видео — еще не успех. Значок и название — примерно половина успеха видео. YouTube показывает видео на экране (место на экране у пользователя ограничено), и видео должно конкурировать с кучей других видео еще до того, как его начали смотреть.
Сейчас YouTube предоставляет все метрики в реальном времени: просмотры, клики, CTR. Что позволяет создателям контента проводить что-то вроде AB-тестирования, выбирать наиболее кликбейтную обложку. Так можно делать даже со старыми видео.
В TilTok, из-за дизайна интерфейса, кликбейт не так важен. В ленте (рекомендациях) пользователю показывают только 1 видео в моменте, воспроизводится оно автоматически.
Популярность и широта охвата ролика в TikTok зависит не только от лайков, но и от количества повторных просмотров.
Хитрости на грани честности: некоторые TikTok-блогеры в начале видео рассказывают, что поделятся ценной информацией (адресом заведения, названием бесплатной тулзы, ссылкой на ресурс), но показывают эту информацию 0,2 секунды в конце минутного ролика. Пользователи не успевают среагировать. Так блогеры вынуждают смотреть видео по 2–3 раза, чтобы успеть прочитать или сделать скриншот.
Кейсы от Veritasium
Некоторые пользователи YouTube думают, что смена картинки — попытка второй раз продать старый контент зрителю. Нет, создатели контента просто экспериментируют с упаковкой, чтобы поднять просмотры видео.
Мне на YouTube похвастаться пока нечем, так что привожу кейсы канала Veritasium, которые они сами упоминают в видео «Clickbait is Unreasonably Effective».
(Названия видеороликов переведены на русский)
Сначала я назвал видео «Астероиды: самая большая угроза для Земли». Люди называли это видео чуть ли не одним из самых лучших, но статистика YouTube была с этим не согласна. Это видео имело показатели хуже, чем предыдущие 10.Я пробовал разные названия «Столкновение с астероидом: каковы наши шансы?» или «Столкновение с астероидом: что мы может сделать?». Бесполезно. На третий день я сменил и миниатюру и название: «Об этих астероидах стоит беспокоиться»
Показатели пошли вверх, видео превратилось в лучшее, набрало 14 млн. просмотров. Всего из-за одной картинки и 38 знаков.
После того, как Veritasium переименовали видео «Почему нейтрон — герой ядерной физики», в «Почему Эйнштейн думал, что ядерный взрыв невозможен» количество просмотров возросло с 400 к до 3,5 млн.
«Полезны ли отрицательные ионы для вас?» — странный вопрос, который никто себе не задавал. А затем я название заменил на анти-кликбейтное: «Работают ли соляные лампы», а ответ был в миниатюре видео — нет. Это прибавило еще 1,5 миллиона просмотров видео.
Зачем так много просмотров
Если говорить кратко — то деньги и слава.
Если говорить красиво:
Veritasium, когда снимают научные фильмы, встречаются с экспертами, нанимают людей для создания декораций, создают анимации, перепроверяют все факты по два-три раза. Чтобы это окупалось, им нужно много просмотров, а следовательно и лучшие миниатюры и заголовки.
А если говорить очень красиво и добавить миссию канала, о которой они сами говорят:
Veritasium — образовательный канал. Они выложили видео «Простейшая математическая задача, которую никто не может решить». Это видео о гипотезе Коллатца. Такое название было бы проще и короче. Но если опубликовать видео с название «Гипотеза Коллатца», то на него будут кликать люди, которые что-то слышали про гипотезу Коллатца. Подавляющее большинство об этом ничего не знают, и им будет неинтересно, название для них не имеет смысла. «Простейшая математическая задача, которую никто не может решить» — дает больше информации неподготовленным людям, больше людей рискуют кликнуть, видео получает больший отклик, больше просмотров, становится более популярным.
Канал, цель которого продвигать научный взгляд на мир, экспериментирует над заголовками на грани правдивости, чтобы достичь этой цели, и сами про это рассказывают. Делают они это не пальцем в небо. В Veritasium миниатюры разрабатывает целая команда, а еще они тестируют миниатюры в Twitter или на Patreon.
Кликбейт на Хабре
Как показывает реклама Рунета, лучший способ испортить нормальный заголовок — добавить туда:
- слово, не несущее смысла;
- что-то КАПСОМ;
- восклицательные знаки !!!;
- шакального качества фото.
Тогда «Почему у авокадо большая косточка» превратится во что-то вроде:
Кликбейтные заголовки на Хабре — это целое искусство. И хабровский кликбейт 1 типа — без разводок и скама. Ибо если читатели Хабра перешли по интересной ссылке, но не нашли там то, что планировали найти, — следуют минусы и возмущенные комментарии, такой вот эффект самоочистки.
Один из моих любимых заголовков: Как воспитать здорового довольного червя: разбираем инструкцию 1910 года.
Ниже моя мини-подборка Хабра-кликбейтных заголовков. Все статьи не старше года, с рейтингом 190+:
Если у вас есть свои любимые названия — присылайте, с удовольствием добавлю в статью.