Китаю принадлежит большая часть глобального рынка производства лития. Конкурировать с КНР не получится

6bbc573131a98aa8f8d6d5e438202e43.jpg


Два года назад мы писали о том, как добывается литий, и подсчитывали, хватит ли «белой нефти» для всех в ближайшее время. С тех пор много воды утекло, и оказалось, что сейчас основной элемент цепочки обработки исходного сырья в соединения лития и производства литиевых батарей — это Китай.

Стоит напомнить, что литий используется не только при производстве батарей. Дело в том, что он применяется для раскисления и повышения пластичности и прочности сплавов. Также с его помощью производят стекла, которые частично пропускают ультрафиолет, он применяется в керамике. И это если не говорить о ядерной энергетике и атомной технике — его используют для получения трития. Ну и Китай во всем этом играет важнейшую роль, так что говорить о конкуренции с КНР в ближайшее время не приходится. Подробности — под катом.

Добыть литий — полдела. Еще его нужно обработать


Основным центром поставок исходного сырья, литиевой руды и продуктов первичной ее обработки по-прежнему является Австралия, здесь ничего или почти ничего не изменилось за последние несколько лет. В год в этой стране добывается около 18,3 тыс. тонн руды. Кроме того, поставляет литиевое сырье еще и Чили, где добывается около 14,1 тыс. тонн в год и Аргентина, это дополнительно 5,5 тыс. тонн в год.

Кроме того, пару лет назад Tesla Inc. получила доступ к одному из крупных месторождений лития в Неваде, США. Как там обстоят дела сейчас, сложно сказать, но вероятно, что-то добывают и производят.

Но, как и указано в подзаголовке, добыть руду и провести первичную ее обработку — полдела. На самом деле, обработка сырья такого рода — сложнейший процесс, для которого требуется масса оборудования и крупные производственные линии. Все это есть в Китае — здесь за короткий срок возвели несколько гигафабрик по производству аккумуляторных батарей разных форм, размеров и стандартов. Они поставляют аккумуляторы для таких производителей электромобилей, как Tesla, BMW, Volkswagen и других компаний.

p5e3hdsuyqubd4dlrelq-cfv0vo.jpeg


Значение Поднебесной как промышленного узла по переработке литиевого сырья и производства батарей постепенно растет. По оценкам экспертов, сейчас объем рынка, который принадлежит Китаю, может достигать 80% от глобального объема. Например примерно шесть из десяти крупнейших производителей аккумуляторов мира находятся в Китае. Одна из этих компаний, CATL, производит три из 10 батарей, поставляемых глобально.

Китай давно известен, как мастер договорного процесса. За несколько лет компаниям из этой страны, которые занимаются обработкой литиевого сырья, удалось договориться с крупнейшими поставщиками исходной руды и первичных компонентов. Суть договора — обработка сырья в Китае, с дальнейшей поставкой вторичной продукции либо в другие страны, либо на фабрики по производству батарей, которые расположены в самом Китае. Объемы поставок в Китай и из него настолько крупные, что ни США, ни Европа в ближайшее время конкурировать с этой страной не могут. Соотетственно, и торговые войны на тему лития устраивать нет никакого смысла — Китай победит.

Почему Китай доминирует?


Добыча и переработка лития названа одним из национальных приоритетов Китая. Правительство этой страны строит планы на десятки лет вперед, формируя программы национального уровня на триллионы долларов США. И, насколько можно видеть, достаточно успешно. Относительно недавно Китайцы стали производить собственные процессоры на своей архитектуре, а также вырвались вперед в плане поставок полупроводниковых компонентов.

С литием и его обработкой тоже все хорошо — в Китае сейчас несколько гигафабрик по обработке сырья и производству батарей. На создание объектов аналогичного объема требуется несколько лет и сотни миллионов долларов США. Таким образом, если США или ЕС зададутся целью создать у себя похожие производства, придется ждать много лет —, а ведь Китай не стоит на месте, он развивает внутреннее производство.

Кроме того, китайский бизнес является совладельцем основных компаний, которые добывают исходное сырье — в Австралии, Конго, Боливии, аргентине, Чили и других странах. Поэтому просто взять и подвинуть Китай не получится при всем желании, основные линии добычи сырья и его обработки находятся в руках компаний из этой страны.

В большинстве случаев Китай строит планы и реализует их достаточно быстро. Например, сегодняшнего доминирования Китай достиг едва ли не с нулевой позиции всего за 7 лет — как раз после того, как правительство страны объявило литий одним из приоритетов для национальных программ.

Торговые войны ни США, ни ЕС устраивать нет смысла — Китай просто начнет направлять литий на производство батарей для внутреннего рынка, который огромен. И тогда аккумуляторы начнут быстро дорожать по всему миру, что приведет к очередному коллапсу в производстве электроники, автомобилей, да и во многих других отраслях тоже. Тем не менее, аккумуляторы — это не только литий, а еще и кобальт, никель, медь, графит и другие элементы и соединения. Китай поставляет их из других стран, и степень зависимости от такого рода поставок весьма высокая, так что КНР поднимать конфликт в отношении ресурсов тоже невыгодно.

А что в будущем?


Пока что лития хватает для производственных нужд Китая, США, ЕС и других стран и регионов. Как только литий начнет сильно дорожать, а этот процесс уже начался, компании станут активнее использовать переработку аккумуляторов, снижать количество лития в самих батареях и т.п.

39977d0f343f156f002494163fb202b2.jpg


Добывать литий можно из морской воды или создавать аккумуляторы на базе иных химических процессов. Перестройка займет время, но все же это позволит избежать глобального кризиса.

Так что, насколько можно судить, кризис хотя и возможен, но пока что маловероятен. Если, конечно, на ситуацию не повлияют какие-то иные факторы, которые послужат триггером для развития кризиса лития в глобальном масштабе.

5wf6q551s0ig-eohrr6hibm19yo.png

© Habrahabr.ru