Китай запрещает блокирование рекламы в стране, AdBlock Plus против
Две недели назад власти Китая представили ряд новых правил для регулирования деятельности онлайн-рекламы и некоторых других сфер, связанных с интернетом. Эти правила, судя по всему, больше всего скажутся на интернет-гигантах из Китая — Baidu и Alibaba.
Кроме того, новые правила, которые начнут действовать осенью этого года, запрещают еще и блокирование рекламы. Запрет на блокирование рекламы прописан в Статье 16. Первыми на это обратили внимание сотрудники AdBlokPlus — компании, которая разрабатывает блокировщик рекламы для браузеров — как для ПК, так и для мобильных устройств.
С осени в Китае будет запрещено «использование сетевого доступа, сетевых устройств, приложений, которые нарушают или скрывают нормальную рекламную информацию, искажают или блокируют рекламу либо без разрешения загружают рекламу». Также вводятся ограничения по поводу технических компаний, которые «перехватывают, фильтруют или каким-либо еще образом нарушают нормальный ход онлайн-рекламной кампании».
Государственное управление промышленности и торговли Китая (SAIC), подготовившее эти ограничения, действует не через суды или систему штрафов. Это управление имеет право задействовать государственные службы для контроля выполнения своих указаний. У органа больше полномочий, чем у большинства схожих организаций, работающих в других странах.
Создатели Adblock Plus выступают против этой инициативы китайского правительства. В частности, Бен Уильямс, глава бизнес-подразделения ABP (AdBlock Plus) заявил о том, что создание новых регуляторных мер в Китае относительно рекламы нарушает фундаментальные права китайских граждан. Сейчас, по подсчетам компании, в Китае около 159 миллионов пользователей установили AdBlock Plus, а блокирование рекламы является их «неотъемлемым правом».
«Есть несколько причин, из-за которых пользователям нельзя запрещать блокировать рекламу. Возьмите, к примеру, информационную безопасность. Недавно стало известно о том, что в Китае около 10 миллионов Android-смартфонов были заражены зловредным программным обеспечением, которое генерировало фейковые нажатия по рекламе. Я не говорю, что пользователи будут в абсолютной безопасности, используя блокировщик рекламы, но этот инструмент и другие инструменты, которые попадут под запрет осенью, снижают этот риск», — говорит Уильямс.
«Китайское правительство пытается установить контроль над рекламной сферой, это означает, что они хотят самостоятельно решать, какую рекламу нужно блокировать, а какую — нет», — говорит еще один представитель AdBlock Plus. Компания сейчас рассматривает возможность ухода из Китая в качестве протеста против действий регулятора.
В то же время против блокировщиков рекламы, включая AdBlock Plus, выступает большое количество издателей в разных странах. В Германии в отношении AdBlock Plus даже был подано несколько исков в суд. Но компания выиграла все дела, где юридическая правомерность бизнес-модели AdBlock Plus ставилась под сомнение. Речь идет о «белом списке» рекламодателей, чья реклама все-таки пропускается блокировщиком рекламы. По словам компании, это «ненавязчивая тематическая реклама, которая может быть полезна пользователю». Как правило, рекламодателю для попадания в этот список необходимо заплатить определенную сумму. Microsoft, Google и Amazon в списке разрешенных рекламодателей есть.