Кирилл Розов, Android Broadcast: зачем программисту делиться знаниями и как это монетизировать

73f8e6875bb95878b79725c03a5805d0.png

Кирилл Розов — разработчик в Тинькофф, 10+ лет опыта в Android. Автор каналов «Android Broadcast» в Telegram и YouTube, создатель сообщества Android Broadcast Talks. Мы поговорили о том, как уютный канал трансформировался в бродкаст на YouTube, почему разработчикам важно делиться знаниями и как не выгореть блогеру.

Основная цель моих проектов — обмен знаниями. Мне всегда хотелось делиться опытом и лучшими практиками, и самому изучать новое.

Проработав программистом более десяти лет, я обнаружил, что мне близка тема обучения разработчиков. Специалисту с опытом важно делиться знаниями с другими. Формат может быть любым: статьи на Хабре или заметки в Telegram, выступления на конференциях, участие в образовательных программах, менторство. Я выбрал путь блогерства. Сначала создал Telegram-канал, потом попробовал себя в подкастинге и, наконец, стал YouTube-блогером.

Broadcast в Telegram

С технической точки зрения broadcast — это широкое вещание, когда отправленный пакет данных приходит всем участникам сети одновременно. В контексте блогинга этот канал позволяет рассказывать интересные вещи максимально широкой аудитории.

Идея создать собственный канал про Android-разработку появилась случайно. Тогда я работал тимлидом в крупной компании и получил задачу углубить знания команды разработки. Я создал чат в Slack, чтобы делиться новостями индустрии, делать обзоры технологий и обмениваться мнениями. Проект так понравился ребятам, что при увольнении они попросили оставить им доступ в канал.

В 2018 году я решил расширить аудиторию и создал канал в Telegram, назвав его Android Broadcast. Он активен до сих пор: на канале выходят разборы технологий, интервью с экспертами, полезные рекомендации и новостные обзоры. На момент публикации текста на него подписано больше 10 тыс. человек.

Я интересуюсь сферой мобильной разработки в целом, отслеживаю технологии в смежных сферах, поэтому со временем завел еще два телеграм-канала:  Kotlin Broadcast и iOS Broadcast.

От подкаста к каналу на YouTube

В 2019 году мне захотелось попробовать себя в другом жанре, и я выбрал подкаст. Это было уже сложнее, чем вести канал: нужно было создать условия для качественной записи — организовать студию, купить микрофон, найти интересных гостей и договориться с ними, смонтировать выпуск. Мой контент теперь зависел не только от меня, но и от других людей.

Кроме того, в 2022 году многие платформы присоединились к санкциям и закрыли доступ к контенту пользователям из России. Найти надежный хостинг, на котором подкасты будут доступны всем, стало большой проблемой.

Я понял, что подкасты на специальных платформах работают очень плохо и решил выкладывать их на YouTube со статической картинкой. Там они стали набирать намного больше прослушиваний.

На YouTube больше инструментов, возможностей для дискуссии и получения обратной связи: система комментариев, рекомендаций, возможность использовать визуализации. Это особенно важно в выпусках о программировании: можно показать слайды презентации или примеры кода. Поэтому я решил полностью уйти в видео.

У такого формата есть свои особенности:

  • Нужна техника и серьезные финансовые вложения для съемки и монтажа.

  • Навыки медиапроизводства. Если вы просто купите оборудование, ничего само собой не снимется. Важно понимать, как записывать материал, особенно для узкой технической аудитории. Я до сих пор учусь, и это отнимает много сил.

  • Умение продвигать созданный контент благодаря знанию рекомендательных алгоритмов и рекламных инструментов.

  • Понимание аудитории — какие у нее боли и запросы.

Большинство этих сложностей идентичны проблемам с подкастами. Но при этом у видео больше преимуществ: рекомендательная система YouTube помогает показать ролики большему числу людей, которые на меня еще не подписаны. А еще на YouTube доступная и понятная реклама. Она дает возможность постоянно расширять аудиторию.

Больно, когда вложил душу —, а просмотров нет

Когда вы создаете контент, важно понимать, что аудитория непредсказуема и ваши ожидания не всегда будут совпадать с реальностью. Лучше сразу снизить градус ожиданий, чтобы не разочаровываться и сберечь нервы.

Вы можете месяц готовить материал, который посмотрит 50 человек, а можете сделать видео за час — и оно наберет 300 тыс. просмотров.

Очень важна оптимизация под алгоритмы: проставлять теги, распространять контент, делать яркую обложку. Я рекомендую системно работать с ключевыми словами и популярными запросами. Примеры популярных запросов для контента по программированию: архитектура, best-практики, постановка целей для новичков.

Можно искать информацию об оптимизации самостоятельно, либо обратиться за экспертизой к ментору или более опытному блогеру, чтобы он указал на ваши слабые стороны. Существует несколько сайтов, где можно найти менторов, — например,  getmentor. Часто начинающие блогеры обращаются и ко мне — я стараюсь направить и подсказать.

Если вы качественно делаете контент, аудитория постепенно появится. Я никогда не делал фокус на контенте для новичков, потому что его и так много. Собрать аудиторию из джунов проще, но для категории junior+/middle интересного материала гораздо меньше, и я выбрал ее.

Монетизация и имидж — не самоцель

Хотя у меня платежеспособная аудитория, я осознанно не делаю контент платным. Мне важно, чтобы полезная информация была в открытом доступе.

Я считаю, что без идеи открытого шеринга знаний не обойтись. Технологии развиваются очень бурно, постоянно появляются новые библиотеки, стеки, идеи, типы архитектуры. Постичь все это одному или в закрытом сообществе довольно трудно. Нишевые комьюнити — ключевой фактор развития индустрии.

Если разработчики перестанут делиться  друг с другом знаниями и опытом, то развиваться в профессии будет ощутимо сложнее. Особенно тяжело придется небольшим компаниям с ограниченными бюджетами.

Я выбрал модель размещения рекламы и не стал вводить платный доступ к контенту. Весь 2021 год я проработал как блогер и жил в основном на доходы от рекламы. При этом ощутимую долю заработанного приходилось вкладывать в оборудование, развитие и продвижение канала.

После февральских событий доходы от блогинга упали из-за санкций и изменений на рынке контента. Но мой приоритет остается прежним: делиться знаниями. Сейчас я пытаюсь найти возможности содержать и развивать проект дальше, несмотря на трудности. А имиджевые и экономические цели — лишь дополнение к этому.

Современные компании поддерживают создание технических брендов. Даже в небольших компаниях появляются деврел-отделы (от англ. Developer Relations — «отношения с разработчиками»), которые помогают сотрудникам писать технические статьи и выступать с докладами. Яркие примеры:  Surf,  Usetech , калининградская Kode,  IceRock. С каждым днем таких компаний становится все больше.

Ведение собственного канала позволяет понять, как устроены медиа, освоить новые профессии деврела и даже девелопер-адвоката. Это особенно актуально, если вы хотите делиться знаниями в больших компаниях — блог или подкаст может стать своего рода портфолио. То есть, создавая качественный контент, вы прокачиваете свои скиллы, развиваете личный бренд и даже можете монетизировать свое хобби.  Так я начал профессионально заниматься деврелом.

Как блогеру не выгореть

Если человек ведет блог на износ, нужно что-то менять. Не стоит забывать о своих приоритетах: в моем случае это здоровье, семья и финансовые потребности.

Не выгорать мне помогает чередование легкого контента с тяжелым. Например, я делаю тематические ролики, которые требуют много времени на подготовку и монтаж. Эти видео не набирают десятки тысяч просмотров сразу, а работают на долгосрочную перспективу. В них речь идет о фундаментальных темах — например, зачем нужна модульная архитектура или как мигрировать с LiveData на Coroutines Flow.

На моем канале выходят и новостные выпуски — они требуют меньше времени на съемку и монтаж, выпустить их можно за один день. Этот формат люди могут слушать фоном, как подкаст, поэтому он набирает много просмотров в моменте. Новости — это не цель проекта, но такие обзоры позволяют оставаться в курсе всех событий индустрии и приносят радость — мне интересно делиться мнением о новых технологиях.

У известности есть преимущества и недостатки

Успешный блог помогает развить личный бренд, получать приглашения на конференции и предложения по работе, повышает узнаваемость. К мнению эксперта больше прислушиваются на новом месте работы — у него есть определенный кредит доверия.

Основной недостаток развитого личного бренда — завышенные ожидания со стороны других людей. Вас часто представляют супергероем, который все знает и может решить любые проблемы. Но на самом деле это не так — разбираться во всем невозможно.

Я сталкивался с компаниями, которые отказывали мне из-за того, что я веду блог. Говорили, что им нужно, чтобы я только писал код, а не тратил время на другую деятельность.

От блогеров всегда ожидают реакций на тему текущей повестки — когда начались февральские события, многие требовали, чтобы я высказал свою позицию. Считали, что мой Telegram-канал о разработке почему-то должен стать рупором той правды, которую мне сбрасывают анонимы в личных сообщения. А когда я не стал этого делать, на меня обиделись, часть аудитории отписалась.

На меня оказывали социальное давление, аргументируя тем, что я влияю на людей. Но я в своем блоге рассказываю про техническую экспертизу и разработку. Те ожидания, которые некоторые люди строили насчет меня, не совпали с реальностью. Я ничего им не должен. Но нужна психологическая устойчивость, чтобы справиться с таким давлением.

Сеньоры должны становиться инфлюенсерами

Я считаю, что в требованиях к ребятам уровня сеньор и выше должно быть участие в обмене знаниями. Если человек претендует на этот статус, то должен уметь объяснять другим то, что умеет сам.

На высоких позициях важны коммуникативные навыки и понимание, как мыслит современное юное поколение программистов. Сеньору нельзя терять с ними связь и уходить в высокие материи и архитектуры, ему нужно с ними взаимодействовать, чтобы вместе достигать результата.

Частые ошибки людей, которые боятся написать первую статью, сделать доклад или видео:

  1. Поиск идеальной темы. Не нужно идеальной: можно просто понятно разобрать любую интересную тему, по которой у вас есть экспертиза.

  2. Недостаток опыта. Если это ваш первый доклад или видео, обратитесь к опытным коллегам или деврелу вашей компании. Они подскажут, как выстроить структуру, на чем сделать акцент, как раскрутить материал и правильно его подать.

  3. Завышенные ожидания. На первых видео не будет тысяч просмотров. Статьи могут прочитать, если у них будут кликбейтные заголовки, но гарантий никто не даст. А первые выступления на конференциях и митапах обычно остаются без внимания. Так будет с любым форматом, пока у вас нет своей аудитории. Первые полгода-год вы потратите на то, чтобы собрать ее и стать известнее.

Каждый материал будет работать на ваше продвижение в комьюнити в долгосрочной перспективе. Не забывайте красиво оформлять и постепенно повышать качество контента. Перфекционизма не нужно — с опытом и углублением в тему ваш контент будет становиться лучше. Просто начните делать его не плохо, это единственное, что от вас требуется на старте.

Помните, что вы создаете контент для потребителя: без аудитории вашего проекта не существует. Помогать другим и делиться знаниями — основной принцип существования IT-комьюнити, поэтому массовость и социальность в том, что я делаю, — приоритет. А все остальное, включая заработок, — вторично.

Никогда не останавливайтесь:

В программировании говорят, что нужно постоянно учиться даже для того, чтобы просто находиться на месте. Развивайтесь с нами — на Хекслете есть сотни курсов по разработке на разных языках и технологиях

© Habrahabr.ru