Киев-Стокгольм-Харьков-Ивано-Франковск — моя история
Всем привет! Знаю, что темы про обратную эмиграцию вызывают интерес. Расскажу свою историю как есть — честно и без украшений.
Меня зовут Максим и я вернулся обратно в Украину после 1.5 лет жизни в Стокгольме.
Почему и зачем, спросите вы — возвращаться из развитой страны первого мира? Затем, что только в Украине мы с женой почувствовали спокойствие в душе. Осознание, что ты дома, вокруг родные люди, язык, менталитет — дорогого стоит. Нам это стоило жизни и возможного будущего в стране из топ-5 мировых рейтингов.
Все началось в 2015 году с знакомства с моей женой. Она уже тогда была влюблена в скандинавский образ жизни. На протяжении следующих 3 лет мы объездили туристами всю Скандинавию, побывав даже в Исландии. Жена была счастлива, постоянно говорила о том, как ей хочется жить в Швеции или Дании, как она прониклась скандинавским духом и как сильно ей понравились скандинавы как люди. По ее тогдашним словам — немцы скучны, голландцы жадны, французы подозрительны, а южане слишком веселые и безалаберные. Только скандинавы — образцовые люди, среди которых хочется жить. Все в нашей квартире напоминало о Скандинавии — начиная от книги «Хюгге» на ее рабочем столе и заканчивая мебелью из Икеи и надписью Välkommen на коврике. Она даже начала учить шведский и посещала разговорный клуб.
Точно такой же коврик был заказан моей женой и лежал у нашей двериЯ же человек прагматичный и был не против переезда — беспорядок, хоть и родной, но немного надоел. Хотелось попробовать как это, жить спокойно и с уверенностью в завтрашнем дне. Скандинавия мне показалась спокойной, красивой и достойным кандидатом на переезд.
В 2018 году я начал поиски работы в Швеции, Дании, Норвегии и Финляндии. Мой профиль — бекенд разработка, и проблем с вакансиями не было. Шли месяцы, я проходил интервью одно за другим, но процесс шел очень медленно. И вот, наконец-то в сентябре я получил оффер на позицию «Senior Web Engineer» в большую компанию Skanska. Хоть это имя не на слуху в IT мире, но компания занимается проектированием и девелопментом по всему миру. В мои основные задачи должна была входить разработка модулей для внутреннего портала компании. В ноябре мы подали документы, получили визы и отбыли рейсом МАУ в Стокгольм.
Центральный офис SkanskaГород встретил нас серым мрачным небом и дождем. Но мы были этому даже рады и готовы к новым приключениям.
Где-то так выглядел город в наш приездБлагодаря иммиграционному пакету от Skanska мы не беспокоились про жилье — двушка в районе Råsunda уже ждала нас.
Похожий на наш дом в RåsundaТаким образом, в декабре началась наша официальная шведская жизнь :) Район, где мы жили, считается довольно престижным, за квартиру мы отдавали 18000 крон.
Мой офис находился на острове Kungsholmen и нам пришлось обзавестись велосипедами. Поначалу я довольно критично относился к велосипеду, как транспортному средству, но оказалось что это очень удобно. Стокгольм пронизан отличной велоинфраструктурой, а в холодную погоду спасает специальная одежда.
Первым квестом было получение местного налогового номера, без которого невозможно открыть банковский счет. И здесь шведская бюрократия показала себя в полной мере. 3 месяца ожидания номера нам пришлось жить на накопления — компания не имела права перечислять зарплату на украинский счет. Забегая вперед — мы так и не смогли восстановить прежний уровень накоплений, пока не вернулись. История открытия счета — отдельная, пришлось ждать еще 2 недели получения карточек. В общем, банковский сервис не выдерживает сравнения даже с Приватбанком.
В то же самое время нам пришлось начать поиски нового жилья — наш первый контракт был на полгода. Здесь это еще тот квест — желающих очень много, квартир очень мало. Поэтому пришлось переехать в не очень хороший пригород Tensta — благодаря среднему уровню шведского жены мы смогли за месяц найти жилье. Новая квартира нас не слишком порадовала — в доме жили преимущественно ближневосточные иммигранты — поэтому было не слишком чисто и спокойно. Часто и громко играла арабская музыка, слышалась ругань, вопли детей и ссоры. Плюсом к этому веселью было отсутствие стиральной машины в квартире и возможности ее подключить — общие машинки стояли в подвале, чему мы были безмерно удивлены. Частенько возникали потасовки между иммигрантами за место и возможность постирать вещи. Я человек брезгливый и ездил стирать отдельно в прачечную. Также у меня украли велосипед из закрытой комнаты хранения — полиция просто развела руками. Стоимость этой квартиры составляла 15000 крон в месяц. Эти злоключения и были для нас первым звоночком.
Панорама Tensta — наш дом справа на переднем планеПосле полугода жизни в квартире я получил звонок от хозяина с требованием съехать — он озвучил, что квартира будет продаваться. Мы уже нажили некоторую мебель и вещи — начался новый квест с поиском и переездом.
Здесь нас опять выручил шведский жены — нам повезло и досталась отличная трехкомнатная квартира на нулевом этаже в Frösunda с небольшой терраской и даже со стиральной машиной. Наконец-то у жены появилось свое место для творчества, а у меня свой кабинет — в коронавирусные времена это здорово выручило. Цена, правда не сильно радовала — 20 тысяч крон, но выхода не было. В этой квартире мы прожили еще год и хозяин решил по непонятной причине не продлевать контракт. Опять двадцать пять, мебели скопилось прилично, и перспектива не радовала.
Внешний вид Frösunda — район, в котором нам больше всего понравилось житьНовую квартиру мы нашли за два месяца активных поисков — двушка в пригороде Sollentuna за 18000 крон. Пришлось наново распрощаться с отдельными кабинетами. И снова — стиральная комната в подвале. Благо в этом доме соседи в основном были шведы, было тихо и спокойно. В этом жилье мы и прожили оставшиеся полгода до возвращения в Украину.
В похожем доме Sollentuna мы провели последние месяцы перед возвращениемПро жилье все ясно — это была первая причина для возвращения — очень дорогое, некачественное и ненадежное по контрактам жилье. Кстати, со второй нашей квартирой, которую хозяин вроде как решил продавать, приключилась интересная история — ее снял мой коллега из Индии. Но уже за 18000 крон. То есть хозяин решил просто поднять плату и выгнал нас.
Вторая, и, наверное главная, причина — материальная. Что бы ни говорили про социальность страны, но в результате доходы шведских айтишников небольшие. Моя зарплата по приезду составляла 48000 крон в месяц. После налогов это было около 35000 крон или 4200 долларов. Сами видите, сумма не впечатляющая, особенно для такой дорогой страны. Через год моя зарплата была пересмотрена до 52000 крон, но особой прибавки мы не почувствовали. Стоимость жизни же несравнима с Украиной. Продукты действительно вкуснее и выше качеством украинских, но в 1.5–2 раза дороже. Услуги вообще космос, например простая мужская стрижка 250 крон. Наша обычная потребительская корзина внезапно начала стоить в 2 раза дороже. Моя жена еще в Украине занималась изготовлением украшений на заказ. Особого дохода ее деятельность не приносило. Но в Швеции ее доход со временем немного увеличился — появилась возможность продавать на Etsy. Это нас и выручало чуть позже. Мы оба активные, не домоседы и до отъезда много путешествовали. С одной стороны, переезд облегчил путешествия — есть много лоукостов. Но, с другой стороны, из-за материальной просадки, часто и далеко не получалось летать.
Наши основные месячные расходы на семью из двух человек на 2019 год:
Аренда | 20000 крон |
Питание | 8000 крон |
Транспорт | 1800 крон |
Одежда | 1200 крон |
Велостраховки | 360 крон |
Дополнительные расходы (кафе, внезапные поломки чего-либо, поездки) | 5000 крон |
Помощь родителям | 3000 крон |
Всего | 34360 крон |
Остаток после зарплаты | 640 крон=70 долларов |
С такими остатками о накоплениях на жилье можно даже не думать. Не говоря уже про ребенка.
Как итог, мы не смогли купить автомобиль (хотя он мог быть очень удобен для путешествий по стране). Все, что касается машин, здесь космически дорого: пересдача с украинских прав (20000 крон в среднем), топливо (150 крон/литр), автостраховки (1000 крон/месяц), парковка и въезд в города (90 крон за въезд в центр Стокгольма), обслуживание (ТО 3000–5000 крон, комплект нормальной резины 6000 крон с заменой)…
Третья причина — скука. Что бы не говорили в красочных статьях, Швеция очень скучная страна. Надо действительно быть интровертом-домоседом, чтобы получать удовольствие от здешней жизни. Скучно во всем — начиная от людей и заканчивая полной одинаковостью во всем.
Остерсунд (север) — найдите 10 отличий от Карлстада (центр) илиЛунда (юг)Куда бы вы ни приехали — все практически не будет отличаться — начиная от архитектуры и заканчивая набором стандартных кафе. Во всей обжитой части страны все настолько одинаковое, что желания поехать в другой город не возникает от слова вообще. Основные места, куда действительно интересно поехать — сам север страны и небольшая полоска гор на северо-западе. После Альп, Татр и Пиреней премиальный шведский курорт Оре ни о чем — действительно хорошие горы начинаются недалеко от полярного круга в районе Кируны. Но температуры зимой не позволят там нормально отдохнуть — кататься в -25 то еще удовольствие.
Холмы (горами это назвать у меня язык не поворачивается) Оре — самого престижного шведского горнолыжного курорта. Альпы или Татры можете нагуглить сами.Вся остальная природа Швеции укладывается в стандарт — лес + озеро. Но для таких поездок действительно необходим автомобиль. Из-за его отсутствия путешествовать по стране дорого и неудобно — поезда медленные и дорогие. Автобусы Flixbus хоть и есть, но удобными их я не могу назвать. Швеция находится как-бы на отшибе Европы и единственная возможность нормальных путешествий — перелеты. Несмотря на лоукосты, мы могли путешествовать очень редко. В самом Стокгольме развлечений по сути нет — кроме Скансена и нескольких музеев. До коронавируса нас спасали концерты. Как же развлекаются местные? Основные развлечения — велопоездки, пешие походы на природе и катания на лодках. Первое со вторым нам надоело уже через 2 месяца, а для покупки и обслуживания лодки просто не хватало денег. Море — оно вроде бы рядом, но холодное и несоленое. Для нас было открытием, что Балтика практически пресная. В июле и августе могут купаться или моржи или дети — вода около 18 градусов.
Так цветет Балтика в августе — самом теплом месяце, когда теоретически можно было бы купатьсяЧетвертая причина — люди. Шведы — очень своеобразные, замкнутые и скучные. С ними очень тяжело подружиться, мы за 1.5 года не смогли найти друзей среди местных. Будет звучать удивительно, но мы неплохо подружились с семьей моего коллеги из Индии. Пытались общаться с русскоговорящими ребятами, но здесь 2 крайности — или человек бескрайний оптимист — в Швеции рай — и ему непонятны наши страдания, или же полный пессимист, скучающий по березкам и родственникам, но упорно не желающий ехать на родину.
Пятая причина — отсутствие выбора и разнообразия. Населения в стране немного, цены высокие, покупательная способность не сильно высока — в считающейся шведами более бедной Вене (: D) она выше (https://www.numbeo.com/cost-of-living/compare_cities.jsp? country1=Sweden&country2=Austria&city1=Stockholm&city2=Vienna). Как результат ритейлеры не заморачиваются разнообразием ассортимента — например в Coop может быть 6 видов сыров, 4 из которых местные, а 2 оставшихся довольно дорогие. Подобная ситуация и с другими продуктами. C алкоголем проблема огромная — он реально дорогой и продается только в государственной сети магазинов Systembolaget, магазины которой работает недолго и на выходных закрывается. В супермаркетах же продается только малопроцентное пиво, которое даже с Оболонью нельзя сравнивать — полная бурда (https://en.wikipedia.org/wiki/Beer_classification_in_Sweden_and_Finland)
Очередь в Systembolaget перед выходнымиКстати, здесь нету (или мы не смогли найти) супермаркетов размера Ашана — все что есть — уровень обычных Сильпо или АТБ. Про ЛеСильпо или Ультрамаркет даже вспоминать больно — это недостижимый космос для Швеции. Еще одна тема — выбор одежды. Живя в Украине, мы привыкли ярко и модно одеваться. Мода по шведски — 50 оттенков черного или темно-серого. Одежда, хоть и качественная, но цвета — полный мрак. Как итог — прогулки в людных местах напоминают сцену из Матрицы с толпой агентов.
Матрица по шведскиКстати, здесь мы впервые узнали, что знаменитые секонд-хенд магазины Humana, так распространенные в Украине — родом из Швеции. В Стокгольме есть несколько магазинов и они действительно пользуются популярностью. Шведы называют это эко-шоппинг. Но, думается мне, причина в другом, описанном мною во второй причине нашего возвращения.
Шестая причина — погода и климат. Об этом можно говорить вечно. Главное — не верить ярким картинкам с выкрученными фильтрами, каковыми наполнен интернет.
Например осень в Стокгольме действительно может выглядеть вот так:
Но всего около недели-двух. Затем почти до мая будет вот так:
Стоит правда заметить, что лето в Швеции действительно приятное — нежаркое и достаточно солнечное. И вполне себе выглядит так:
Осенью, зимой и весной в стране острый недостаток светового дня — идешь на работу в темноте и в темноте возвращаешься. На вторую зиму жена уже выла северным волком — ей очень не хватало солнца. Летом появилась другая проблема — белые ночи. Поначалу это впечатляет — ночью светло как днем. Через месяц мы оба обнаружили у себя неспособность заснуть при таком свете. Даже при полностью закрытых жалюзи он находил пути пробиваться в квартиру — нашим лучшим другом стал малярный скотч, которым мы заклеивали все щели перед сном.
Летняя ночь в СтокгольмеВ итоге мы определили два месяца в году, когда жить было комфортнее всего — апрель и октябрь — не слишком светло, не слишком темно, не слишком мрачно и не слишком холодно.
Седьмая причина — медицина. Уверен, что все в курсе про западную медицину — при легких болезнях она бессильна, но при серьезных случаях она сделает все для спасения здоровья. Могу сказать, что это не про Швецию. В легких случаях к врачу не достучаться — это само собой, мы были готовы. Но, когда со мной произошел серьезный случай, местная медицина вылечила меня аж на 50%. Летом 2019 года я катался на роликах, неудачно спрыгнул с бордюра, нога вывернулась и в правом колене раздался сильный хруст. Почти сразу же колено опухло и я не мог опереться на ногу. Как оказалось, в таком случае скорая не приедет — по экстренному номеру телефону 1177 нам четко и и ясно это озвучили. Надо брать такси и ехать в ближайший пункт первой помощи или akut. Благо рядом было жена и, оперевшись на нее, я добрался до акута. К самому травмпункту у меня претензий нет — мне сделали рентген и направили к травматологу. Претензии появились уже после МРТ и обследований. Вкратце — у меня обнаружили разрыв передней крестообразной связки, надрыв боковой внутренней связки, серповидный надрыв мениска и полный вывих коленной чашечки. Как вы думаете — какое лечение мне назначили? Вы угадали, конечно же консервативное — ни о какой операции и речи не шло. Мотивация врача была следующая — я не спортсмен и не работник физического труда, поэтому должен спокойно жить с надрывом мениска и одним крестом. Артроскопия с подшиванием боковой связки, мениска и восстановлением креста мне не положена. Конечно же можно все сделать в частном порядке, но стоимость была озвучена запредельная. После полугода восстановления и физиопроцедур колено было почти стабильно. Здесь главное слово «почти». О каком качестве жизни молодого парня (28 лет) можно говорить? Артроскопию я уже сделал по возвращении, в Харькове за смешные по шведским меркам деньги.
За эти полтора года я воочию наблюдал изменение своей жены — от восторжения Швецией и Стокгольмом сразу после переезда она плавно менялась и пришла к следующему — заберите меня отсюда кто нибудь, только побыстрее. Со своей стороны я на все проблемы изначально смотрел философски и пофигистично — мы живы, здоровы (ну почти : D), не голодаем, какие-то деньги есть. Но ближе к лету 2020 меня стала одолевать просто адская даже не тоска, а понимание того, что я не на своем месте. Поэтому был принят один из первых офферов в Украину, в Харьков. И мы наконец-то отбыли туда с пересадкой на Интерсити в Киеве. Про Харьков мне особо нечего рассказать, да и все в курсе, я думаю. Я попал в небольшую фирму, которая по стилю управления и «четкости» директора перенесла меня в детство 90-х. Это могла бы быть отдельная история, но я не вижу смысла тратить свое время. Долго я не выдержал, и, благо в коронавирусный период начала активно развиваться удаленка, нашел работодателя в Германии и переехал в Ивано-Франковск.
Этот город мне всегда нравился своей спокойной и дружественной атмосферой.
Внешне архитектура центральной части даже напоминает шведскую.Здесь мы с женой наконец-то почувствовали себя дома, среди похожих по менталитету людей и привычного климата. Арендовали за относительно небольшие деньги большую квартиру рядом с центральной площадью. В городе есть все, что нам нужно — горы рядом, аэропорт с рейсами в киевский Борисполь, откуда уже можно летать по всему миру, спокойная дружелюбная атмосфера, большое количество душевных кафе с очень приятными ценами, действительно большие супермаркеты, неплохие частные медцентры и т.п. В городе активно развивается велоинфраструктура, что тоже большой плюс, так как мы полюбили велосипеды.
Пока мы планируем оставаться несколько лет в Ивано-Франковске, а потом уже будем думать, стоит ли эмигрировать и куда. Скандинавию мы пережили и слава богу. В моих прикидках южная Германия или Австрия. Жена же думает про Польшу или Чехию. Думаю, после того как Европа откроется после коронавируса, мы сделаем промо тур и поживем по месяцу в Польше, Австрии и южной Германии — так будет понятнее, что больше подходит. А вообще я совсем не исключаю, что мы можем и остаться в Украине.
Для меня четко подтвердились следующие вещи:
Туризм не стоит путать с эмиграцией. Насколько приятной для нас была Швеция в турпоездках, настолько же угрюмой и мрачной она оказалась в повседневности
Эти 1.5 года дали нам несравнимый опыт, который в Украине невозможно получить. Мы пожили в развитой стране первого мира, попробовали на вкус развитый социализм и поняли, что это не наше.
Скандинавия состоит из двух слоев — рекламный для всего мира и туристов, и реальный — повседневная жизнь со всеми проблемами и радостями. Эти два слоя очень отличаются друг от друга и рекламный на 99% закрывает повседневный.
Конкретно нам Скандинавия для жизни категорически не подходит — сейчас мне уже смешно вспоминать, как прыгала от счастья моя жена по приезду в Швецию. Но другим людям — вполне может подойти и они там будут счастливы — что доказывается массовой эмиграцией в эти страны.
Ко всему надо относится философски и, частенько с юмором. Это очень помогает переживать сложные жизненные периоды.