Кейс TakeIt: Как Александр Оникиенко делает из такси общественный транспорт
После того, как на «Мегамозге» появилась публикация с информацией об объёме финансирования, привлечённого компанией TakeIt в первом собственном раунде ($2 млн), с нами связались представители компании и предложили задать, прямо, интересующие нас вопросы.
Таковые имелись и, пообщавшись с Александром Оникиенко — CEO компании TakeItTaxi родился очередной, пусть и небольшой, «кейс».
— Александр, первый вопрос. Вы являетесь первой «вертикально-интегрированной» компанией на рынке, то есть у вас не только сервис-приложение, но и собственный таксопарк. Это верно? И почему была выбрана такая модель работы? Преимущества?
Мы выбрали такую модель потому что она более высокомаржинальна. Если мы раздаём заказы собственным водителям, которые ездят на наших автомобилях, то схема работы с ним несколько отличается: стоимость заказа ему неизвестна, а человек работает за заработную плату.
В этом случае мы можем увеличить собственную прибыль. Водитель точно знает, сколько он получит в месяц, точнее — в конце недели, так как мы совершаем выплаты 1 или 2 раза в неделю, в зависимости от договорённостей. На таких водителях, которые работают с нами, с нашим ПО, на нашем автомобиле и ощущается вся сила нашей модели.
Сейчас у нас порядка 800 водителей, подключившихся с собственными автомобилями — они так же нужны, так как иначе невозможно принять у человека заказ в течение 10–15 минут. То есть, в Москве нам необходимо больше машин и люди, водители, со своими автомобилями работают с нами по стандартной схеме — это процент от стоимости единичных поездок. Здесь наша схема партнёрства с водителями не отличается от конкурентов.
— Перегретый рынок, накачанные средствами участники — как вы собираетесь конкурировать, помимо низких издержек?
Есть такое выражение: «Хворост всегда найдётся под большим деревом». Примерно с такими же мыслями мы и вышли на данный рынок.
Нашлась ниша дешёвого такси, которого ещё совсем недавно не существовало в природе. Если сравнивать наши цены с тремя крупнейшими игроками на рынке, то они всё равно дороже. А рынок дешёвого такси востребован — это мы уже проверили и узнали.
— Недавно мы все узнали об этом правду, после публикации на тему «Максим Такси» и их примерного оборота в регионах… спрос растёт, вы это можете подтвердить?
Конечно, спрос растёт.
— В таком случае вы, если я правильно понимаю, просто заявляете, что будете дешевле конкурентов?
Да. И целью является быть не «чуть-чуть дешевле конкурентов», а вдвое дешевле. Мы придём к этому, на мой взгляд, за 2–3 квартала.
— То есть в течение 2016 года вы хотите достичь данной цели?
Да, в этом году.
— Как выглядит ваша структура сейчас? Где вы уже работаете, куда планируете расширяться?
Сейчас мы работаем в 35 городах. В Москве мы закрепились, а в 34 оставшихся мы пока «нащупываем» возможности, осторожно раздаём заказы на партнёрские таксопарки, на частных водителей с подходящими нам автомобилями и патентами на деятельность.
Сейчас наш выбор пал на Краснодарский край, в течение полугода мы планируем начать уже активно работать и в Краснодаре, и в Ростовской области.
По зарубежью — мы, конечно, смотрим на СНГ. Грузия и Армения — тёплые страны, интересуют нас. А также Восточная Европа, и Юго-Восточная — этот регион нас так же интересует, но сформированного рынка там пока нет.
ПО для «такси», то есть софт для управления заказами и парком, масштабируется достаточно просто, проблем мы не видим. В формировании рынка мы, естественно, заинтересованы.
— Мы на «Мегамозге» писали о вашем раунде финансирования объёмом в $2 миллиона — серьёзная сумма для молодого стартапа, сегодня, в России. Два года назад я бы так не сказал, сейчас реальность изменилась. Вы инвестировали собственные средства, для меня это демонстрирует серьёзность намерений. Вопрос в том, что будет дальше — следующие раунды? Или развитие в рамках оборотных средств?
Мы считаем, что pre-seed и seed раунды должны основываться на собственных средствах — деньгах участников команды. Конечно, нам в дальнейшем нам будет необходим и А-раунд, и раунд-брейк, возможно, даже третий…
— Перефразируем — вы планируете активно привлекать сторонний капитал и далее?
Да. Не секрет, что на этом рынке тяжело играть и без сторонних средств, а в дальнейшем — без публичного размещения. Мы хотим это делать, а через 2–3 года выйти на биржу.
— А что у вас с командой, Александр? Какие отделы, сколько человек?
Мы сейчас, как команда, очень маленькие — нас пятеро.
Есть аутсорсинговый персонал, есть партнёрский. Причём, с аутсорсом мы работаем не совсем обычно — мы аутсорсим не у профессиональных «аутсорсеров», а у успешных партнёров: диспетчера, начальники колонн, технический центр.Среди пятерых участников команды TakeIt есть владелец агентства PostWeb, в его команде есть PHP-разработчик, и Android-разработчик. На iOS мы пока много внимания не обращаем, так как обкатываем мы всё именно на Android, и только после планируем запускать iOS-приложение.
Android выбран из-за глубины распространения и доступности (ценовой) устройств?
Всё верно. Наш клиент, в большинстве своём, не потребитель техники Apple. И даже не фанат.
Помимо этого разработка под Android, с нашей точки зрения, чуть проще. Если ориентироваться на клиента, картина та же — устройства на Android OS.
— А в дальнейшем будете организовывать большой собственный опыт разработки и переносить на свою сторону всё остальное (диспетчерская, техническая и т.д.)?
Будем ориентироваться по ситуации, по потребностям. Пока мы справляемся, ресурсов хватает, даже на небольших объемах. У нас в компании всё рассчитано вплоть до килограммов потребляемого в месяц кофе — мы срезали все издержки, которые только могли. Это и позволяет нам давать низкую цену.
— Александр, что-нибудь от себя, так сказать, на свободную тему?
Есть пара вещей, которые я хочу рассказать.
Я сам пришёл из такси (Александр был директором по маркетингу в транспортной компании «Ростакси») и знаю, что оно недоступно всем, 5 лет назад такси не было доступно мне — не мог ездить, было дорого.Сейчас планка по средней стоимости поездки и, соответственно, минимальной стоимости заказа значительно опустилась и всем стало легче. Мы изначально, начиная TakeIt, мечтали о том, чтобы сделать поездку на такси такой же доступной, как и поездку на общественном транспорте. Это до сих пор цель №1 — предоставить возможность совершить поездку на такси всем тем людям, для которых это актуально и которым это может быть нужно. Сейчас планка всё еще высока, средний чек завышен.
— С тем, что стоимость такси была необоснованно высока, я согласен, причём аргументов, почему так случилось, в общем-то не было.
Мы все смотрим на Убер и, конечно, складывается впечатление, что «этого игрока нельзя переиграть». Но, конечно, мы понимаем что остаются ниши, куда Убер пока не залез и, вполне возможно, не пойдёт в принципе.
Объединить путешествующих людей, даже, в рамках одной страны — вполне реально и это можно сделать достаточно быстро. Хочется верить, что мы сделаем это первыми — это вторая цель, стать основным поставщиком такси для людей, постоянно путешествующих по СНГ — они и сегодня пользуются услугами 2–3 таксопарков, приезжая в командировки или на отдых. Я думаю, что подобная потребность нереализована.
— Если говорить конкретно, сколько должна стоить поездка в Москве на TakeIt? Предположим та, что «раньше» стоила бы тысячу рублей. На мой взгляд, Убер в подобной ситуации, уже сегодня, возит за 500–600 рублей. Ваша цена?
350 рублей, на текущий момент — обозримый чек уже в ближайшем будущем, за «среднюю» поездку в столице.
— Прямо сейчас? Не в следующем году?
Да, прямо сейчас. Через весь город, не по девятибалльным пробкам, сейчас проехать уже стоит 400–500 рублей. Так у нас получается уже достаточно часто.
© Megamozg