Карты «Мир» заняли четверть рынка по обороту безналичных платежей в России
По данным Центрального Банка (ЦБ) России, которые проанализировало издание «Известия», доля платежей по национальным картам «Мир» в РФ впервые превысила 25%. К 2023 году её планируют увеличить до 27—30%. На текущий момент выпущено уже 108,6 млн карт «Мир», но чтобы продолжить развитие, необходимо расширить аудиторию потенциальных владельцев карт. Платёжная система исчерпала основной потенциал роста за счёт бюджетников.
За последние несколько лет Россия в 2,5 раза увеличила общую долю безналичных платежей в розничном обороте. ЦБ надеется, что к концу 2021 года эта доля окажется на уровне 72%. Банк назвал долю «Мира» на российском рынке «существенной» и объявил о планах нарастить её в ближайшие годы. Сейчас карты выдаются студентам, госслужащим, пенсионерам, получателям пособий и работникам бюджетной сферы. Масштабного роста числа выданных карт уже не ожидается, но ЦБ надеется привлечь внимание потенциальных пользователей различными программами лояльности.
На текущий момент из-за специфики карты более 80% держателей «Мира» составляют женщины, из них около 60% — в возрасте от 25 до 44 лет. В основном это связано с выдачей карт для получения выплат на ребёнка. Причём, как отмечает СКБ-Банк, оборот денежных средств по карте обычно превышает сумму выплат. То есть «Мир» используют и в повседневной жизни. При этом средний чек по карте на треть ниже, чем у Visa и MasterCard. В среднем он составляет около 700—800 рублей. Источники «Известий» указывают, что он ниже из-за скидок на оплату поездок в транспорте через «Мир».
Опрошенные «Известиями» банки отмечают рост спроса на отечественные карты. Они объясняют это пандемией — социальные выплаты переводились только на счета, привязанные к нацкартам. По словам банков, растёт и число пользователей, выбирающих «Мир» в качестве основной карты для покупок. На её распространение также могли повлиять скидки на путёвки, поездки в транспорте и кешбэк за перелёты. Кроме того, российскую платёжную систему подключают к Apple Pay и Google Pay для большего удобства оплаты.
Эксперты издания отметили, что темпы роста популярности карты замедлятся. На текущий момент «Мир» ориентирован на клиентов с низким и средним уровнем доходов. Карта исчерпала основной потенциал роста за счёт бюджетников. Чтобы продолжить развитие, «Миру» необходимо расширить аудиторию до клиентского сегмента с более высокими доходами.