Карьера в сфере онлайн-образования: в какой роли лучше всего работать
Я поработал в 3 известных IT-школах в разных ролях. При этом я не смог бы однозначно ответить — стоит работать в этой сфере или нет. Все зависит от роли: где-то я выгорел, а где-то достиг дзена. В этой статье хочу поделиться с вами своим опытом — в какой роли лучше работать, сколько можно на этом заработать и вообще стоит ли оно того.
Немного хронологии и фактов. Мой опыт совсем нелинейный, где я поднимался бы с низов до самой престижной должности. Сначала я работал экспертом по направлению фронтенда в Skillfactory, и это была самая высокая позиция относительно других. Потом я был наставником и преподавателем в SkyPro, а уже потом работал автором курсов в Skillbox. Автором работаю до сих пор. Все эти позиции я совмещал с основной работой.
Если говорить конкретно о школах, то они между собой почти ничем не отличаются, к сожалению или к счастью. Требования сообщества и конкуренция сделала их идентичными, начиная от маркетинга и заканчивая формой обучения. Поэтому не будет советов в какую школу лучше идти работать, будут советы только на какую роль.
Как все устроено в IT-школах
Возможно, я опишу слишком грубо, но зато будет понятно как оно все работает. Во всех школах существует несколько отделов, которые не сильно связаны друг с другом:
Отдел маркетинга. Упаковывает продукт во вкусную обертку, придумывает акции, обещает успешный успех, рассылает назойливые письма на почту.
Отдел разработки курсов. Собирает требования рынка, разрабатывает курсы от структуры до готового продукта. Этот отдел не взаимодействует со студентами напрямую.
Наставники, преподаватели, кураторы. Работают непосредственно со студентами — проводят встречи, проверяют домашки, пинают морально поддерживают и т.д.
Я работал во втором и третьем отделе соответственно.
Наставник / преподаватель
Самый низкоквалифицированный труд — это позиция наставника. Я уже писал про это подробную статью, название которой спойлерит мое отношение к этой роли.
Что входило в обязанности наставника:
Проведение воркшопов. Воркшопы проходят на разные темы с готовым сценарием. Например, один из воркшопов, которые я проводил для студентов — это воркшоп по семантике в HTML. Я рассказывал контент по уже готовой презентации, а в конце давал задания студентам, предварительно разделив их по разным комнатам в зуме. После этого прям на встрече проверял работу и давал обратную связь.
Q&A-сессии. Это общие встречи в зуме, где студенты целый час могут у тебя спрашивать что угодно по теме курса.
Проверка домашек. Студенты смотрят записанные заранее уроки и делают по ним самостоятельную работу. Домашки нужно успеть проверить в течение суток после сдачи и соответственно поставить оценку либо завернуть на доработку с комментариями.
Дежурства и ответы на вопросы. У наставников есть дежурства и они обязаны в течение рабочего дня отвечать на все поступающие вопросы по теме определенных модулей.
Личные консультации. В некоторых школах студентам доступно несколько консультаций за обучение. И они могут забронировать с тобой встречу в зуме 1:1, где могут задать любые вопросы по теме курса.
Самое сложное здесь — это бесконечный поток. Я проверял домашки каждое утро и перед сном. Постоянно были личные консультации, которые отнимают много ресурсов.
Спустя 2 месяца работы я понял, что эта работа не для меня. Во-первых, у меня очень много энергии уходило на личные встречи, где постоянно был разный контекст. Во-вторых, слишком много негатива именно в этой роли, потому что взаимодействуешь со студентами на 1 линии и получаешь критику и негатив самый первый.
Что по деньгам
Это работа была самая сложная, мягко говоря. И при этом самая низкооплачиваемая относительно других. Все перечисленные обязанности оплачиваются отдельно и за месяц у тебя набегает определенная сумма денег. Например, за час личной консультации одна сумма, за одну проверенную домашку тоже фиксированная цена. Если обобщить, то в среднем час работы стоил около 5–10$.
Автор курсов
В этой роли ты уже не взаимодействуешь со студентами напрямую, а только готовишь материалы, которыми дальше будут пользоваться преподаватели и наставники.
Что входило в обязанности автора:
Написание сценариев для видео-роликов. Нужно писать текст, который потом уже будет читать другой человек в студии. Я, например, написал сценарии к видео-урокам по инструментам разработчика и фигме.
Написание лонгридов. Здесь уже пишется более аккуратный текст под определенные темы, который будут читать студенты в купленном курсе. Нужно также готовить красивые картинки, гифки и так далее.
По желанию можно сниматься в студии в Москве для своих же сценариев, если есть необходимые скилы и возможность приехать в студию.
Такая работа оказалось для меня очень комфортной. Мне просто говорят конкретную тему, на которую нужно написать текст и дают комфортные сроки (до двух недель). К тому же я люблю писать тексты.
Что по деньгам
Я не могу назвать точную сумму, так как до сих пор работаю на этой роли. Но это существенно больше, чем работа наставника. Оплата происходит по факту затраченных часов. Я просто веду гугл-таблицу, в которой заполняю сколько потратил часов на каждую тему. В конце месяца я получаю сумму — ставка за час
* количество потраченных часов
.
Эксперт направления
Эта позиция самая высокая из перечисленных. Я работал экспертом по направлению фронтенда.
Что входило в обязанности эксперта:
Разработка структуры курса. Нужно определить порядок модулей для обучения, описать общую структуру каждого модуля. К тому же нужно прекрасно осознавать какие технологии сейчас популярны на рынке, чтобы спроектировать максимально актуальный курс. После этого по твоей структуре авторы пишут отдельные модули по всем темам.
Найм авторов. Иногда нужно просматривать резюме авторов и выполненные технические задания.
Участие в дополнительных активностях. Например, я участвовал в разработке новой формы обучения для студентов — работа в командах с наставником. Это был экспериментальный модуль, где студенты разбивались на небольшие группы и делали один проект. У них были дейлики и еженедельные планирования как на реальной работе.
Это очень интересная и ответственная работа, так как ты отвечаешь за весь курс целиком. Но и требования к этой позиции были высокие — от 5 лет коммерческой разработки и опыт работы в известных IT-компаниях.
Что по деньгам
На позиции эксперта был специальный контракт, где я получаю процент от продаж тех курсов, для которых разрабатывал структуру. Я до сих пор получаю отчисления от продаж двух курсов по фронтенду, которые завершил более года назад.
Подведем итоги
Самая выгодная и классная работа — это эксперт направления, но она же и самая ответственная. К сожалению, вакансий на такие позиции будет мало, и попасть сюда — скорее везение.
Работа автором подходит для тех, кто любит работать в спокойной и комфортной атмосфере. А если вы еще и любите писать тексты, то скорее идите и устраивайтесь. Коммерческая разработка конечно приносит больше денег. Но иметь дополнительный доход от работы автора очень даже классно.
Работа наставником и преподавателем подходит точно не всем. Меня в прошлой статье уже заклеймили, что мне просто нельзя работать преподавателем и это не мое. В целом, не буду спорить, может оно так и есть. Но если у вас есть особая тяга к обучению и непосредственному взаимодействию с людьми, если вы получаете от этого энергию, а не тратите ее, то тогда стоит попробовать. Денег очень немного, но если работать много часов и как-то максимально оптимизировать все процессы, то можно получить приличный дополнительный доход.
P.S. Я реально получал подобный публичный комментарий от студента, как на превью к статье. Получил я его во время дежурства, когда работал наставником, где я просрочил SLA ответа на несколько часов.
Подписывайтесь на телеграм‑канал Вайтишная — пишу честно про IT и делюсь своим опытом.