Какое отношение коворкинг имеет к Овермайнду зергов
На днях мы спросили тех, кто у нас сидит, чего им не работалось дома. И очень удивились. Ждали-то мы стандартные рациональные доводы и тезисы из Википедии.
А вот Гена взял и объяснил, почему наша кухня — это лучшая рекламная площадка для его проекта, и как он захантил человека из нефтянки; Оля — как у всех учиться после Гарварда; Кирилл вообще пояснил, что думал про клуб анонимных алкоголиков;, а Митя пришёл не пилить стартап, а перепридумывать его идею.
Короче, мы опять поняли, что ничего не знаем. Но точно решили, что мы уже не коворкинг, а что-то другое. Например, коллективный разум зергов. Или, возможно, Кирилл прав, клуб анонимных разработчиков.
Заходите внутрь, покажу в лицах, как живётся в российской «Крёмневой долине». Именно крёмневой, у нас тут пещерные технологии в сравнении с США.
Гена Гена в мае уволился. В смысле, совсем. Решение это было полностью осознанным. Три года он думал над своим проектом, натыкался на идеи, представлял всё это в голове –, но не находил времени на реализацию.А в мае взял и уволился. Гена — очень хороший ПМ, тимлид по должности. Поэтому проблем с поиском людей у него не было: разработчики нашлись сразу. Технический вопрос решился сразу и надолго, а вот с пиаром и прочими странными вещами было немного сложно. Нужны были финансисты, продажники и другие странные для него люди.
Но Гена ещё и ушлый. Поэтому он понял, что связи нужно искать точно в коворкинге. И даже отсмотрел пять разных мест, сравнивая с нами. Наш кофе ему понравился, мероприятия в конференц-зале и аудиториях каждый день — тоже. Собственно, при прочих равных (для него), место он выбирал по пассажиропотоку. А у нас он оказался самым большим.
Гена большой. В смысле, очень даже большой. Поэтому он живёт на кухне и часто использует голову по назначению. Часть времени он в неё ест, а часть — ей изнутри думает. Кухня оказалась идеальной рекламной площадкой и местом знакомств. На кухню заходят даже гости коворкинга: говорят, именно Гена съел бутерброд вице-президента ABBYY, когда тот отвернулся.Ещё на кухню как на водопой заходят и резиденты, и эксперты (в т.ч. из соседнего акселератора ФРИИ). А Гена прошаренный: он повесил А4 с двумя предложениями о проекте (автоматизированная система логистики для курьерских служб, магазинов и торговых компаний) на магнитную доску. А дальше с терпением настоящего охотника стал ждать у водопоя.
Очень скоро его сначала нашёл представитель большой логистической компании, затем — владелец интернет-магазина. Оба пришли на наши #poSEEDelki — это такая серия встреч, где люди из самых разных областей (разработка, управление, маркетинг, юридические и другие дела) делятся опытом и отвечают на вопросы забесплатно. Завернули они на кухню чаю попить, и оба стали клиентами Гены. Говорю же, он прошаренный.
Потом он подрос, и его стали брать экспертом на мероприятия. Он, например, познакомился на нашем Harvest с будущим финансовым директором своего проекта. И по совместительству, бывшим аудитором одной маааленькой такой нефтяной компании.
Второй его лайфхак — он тоже про знакомства. Опенспейс — это так или иначе потоки и маршруты, которые легко прогнозируются. И хотя у Гены незакрепленное место, он старожил и добряга, которого никому как-то неудобно сгонять со стола, где он сидит.
Стол он выбирал с умом: рядом с респешном, а для многих — и по пути с или на кухню. Мимо так или иначе пройдешь —, а когда уже прошел раз-третий-пятый, как-то неудобно не поздороваться. Поздоровался — можно поговорить в лифте, по дороге на обед или на той же кухне. А там и контакт полезным окажется.
Так Гена нашел партнера, который помогает ему супербыстро интергировать свою систему с интернет-магазинами, затем встретил одного подрядчика, а под конец — «схантил» себе специалиста по продажам, который пришел поработать в коворкинг. Потому что Гена очень прошаренный.
Теперь его цель — довести команду до десяти человек, а потом съехать из #tceh. Потому что чилл-аут с пуфиками мы ему под офис не отдадим, хотя он очень хотел. Кстати, он очень грустил, когда мы увозили эти пуфики на Открытые инновации и Moscow Startup Day. Говорит, здорово помогают расслабиться и сконцентрироваться для следующего рывка.
Сейчас Гена открыл DinVIO: сегодня это самая большая российская сеть доставки — с 40 тысячами доступных для доставки городов по всему миру, 4500 постоматами и блэкджеком.
Оля Оля — типичная отличница. МГИМО, работа на МакКинси, и свой проект, придуманный во время MBA в Гарварде. Оля любит учиться и осваивать новое и пробовать продавать разным сегментам для диверсификации.Это совпадение интересов и привело ее в #tceh: к лету она вместе со своим проектом Elementaree она уже имела один продукт (ингредиенты для домашних ужинов ресторанного качества), и подумала запустить новый — вкусную диету, где они дают готовый набор и программу правильного питания на каждый день недели. Вот тут Оля и решила воспользоваться обещанной нами экспертизой в сфере запуска и тестирования новых сервисов.
То есть нормальные люди приходят в коворкинги сидеть и работать, а Оля пришла за «интеллектуальной начинкой». Потом оказалось, что почти все так делают.
Пока регулярного формата работы с экспертами не было, Оля не боялась стукнуть в почту, мессенджер или подойти лично и сказать: «А дайте мне специалиста вот из этой области». А потом, когда мы ввели офисные часы — это когда дважды в неделю эксперты и инвесторы приезжают к нам и дают 4–8 личных консультаций проектам, после внутренней рассылки можно было не глядя сказать — первым, кто запишется, будет Оля.
Записалась она на встречу с Runa Capital, в процессе они выяснили, что аудитории двух портфельных компаний фонда пересекаются с ее аудиторией — вот и точка роста. Это все потому, что Оля умеет круто договариваться: в институте она манкировала почти всеми лекциями ради работы, но все ее любили, допускали ко всем экзаменам —, а уж их она сдавала на отлично.
Элементари — «ветераны» наших офисных часов, почти ни одна консультация за эти месяцы не прошла без них. Часть встреч с экспертами Оля брала на себя, на остальные — отправляла кого-то из команды, в зависимости от темы. Но всегда бронировала время с экспертом на свое имя, а затем делегировала. Заметив, что это не случайность, а тенденция, мы спросили «почему так».
Оказалось, так она прокачивает команду, и при этом держит все под контролем: «Сходить на офисные часы нам ничего не стоит — поднялся, дошел до переговорки, затем сел работать дальше. А когда мы активно тестируем новые идеи и каналы, это оказывается бесценно. Приглашенный эксперт имеет больше опыта и контактов в какой-то области, и мы, по сути, берем его мозги в ареду на полчаса».
Вот так её проект и растет — и по числу людей в команде, и по числу клиентов (ежемесячно пара сотен новых), и по обороту, и по узнаваемости.
Оля умеет подавать себя — и свидетельство тому не только ее 16 пар «рабочих» туфель в нашем общем гардеробе, но и то, что некоторые наши эксперты затем приезжают в коворкинг специально ради ее проекта, а кто-то даже бета-тестирует их продукт.
Кстати, самой Оле диета тоже нужна — (нет, она не толстая) только как руководителю проекта про «здоровый образ жизни это просто», чтобы еще более лучше его придерживаться. Она вообще фанат ЗОЖ.
В одно воскресенье она совершала традиционную пробежку на работу, пошла в местный душ и обнаружила, что полотенца нет, а за дверью — 20 программистов с хакатона за все хорошее и против всего плохого. Чтобы не ставить под угрозу финал Hack4good«а, она решила установить, за сколько тело высыхает само, а заодно провела успешные переговоры прямо из душа. Говорю же, она умеет круто договариваться.
Но мы полюбили ее еще до этой истории, — она и ее ребята правда умеют работать. Когда коворкинг только начинался, было пусто, а мы засиживались по ночам и выходным, рядом всегда кто-то мотивирующе пахал. Это была её команда.
Специально ради них мы даже внесли в «Кодекс коворкера» пункт «не бейте боксерскую грушу, пока не наступит поздний вечер» — их стол ближний к чилл-ауту, где любимые Геной пуфики, турник и боксерская груша. Довольно, кстати, громкая.
Кстати, о груше.
Кирилл Он создал приложение, которое «Афиша» включила в число лучших релизов прошлого года — наряду с приложениями от Codeacademy, Coursera и Coub. Но дальше как-то не шло. Монетизироваться, как предполагалось, не получалось, и они с партнерами отложили все до лучших времен. Пока не появится кто-то, кто поможет решить проблему комплексно.Месяц назад по совету нашего резидента и сооснователя его проекта — Макса, который отвечает за фрилансовский Dizkon, Кирилл пришел к нам за «волшебным пенделем», нашел боксерскую грушу, которую так мечтал, но не может повесить дома, ну и получил по полной — как раз в это время мы ввели еще один подход к работе с проектами, трекшн-митинги.
Это еженедельные встречи, где командам помогают ставить цели, искать пути их достижения и фокусироваться. Отчасти похоже на «клуб анонимных кого-нибудь» — встречу посещают несколько команд, каждая делится своими планами, проблемами; тем, что сделано, так и не сделано и планируется сделать; все это подвергается коллективному обсуждению.
А раз ты взял слово перед другими — то уже психологически тяжело соскочить с тех задач, что ты запланировал. Скажем, закончить тестирование вот этого модуля, обзвонить 100 потенциальных клиентов или что-то еще. Ну, а по сути — вы получаете ментора, только долю давать не надо. Здесь он называется «трекер» — это наш CTO, который изучал методику через тренировки на двух предыдущих наборах акселератора ФРИИ.
Его задача — не думать за вас, а заставить вас думать. Плюс запустить «коллективный разум» лидеров других проектов. Потому что если несколько неглупых человек собрались в комнате, каждый имеет какой-то опыт, то почему бы это не использовать. Соответственно, здесь набрасывается масса идей и гипотез, которые потом можно попробовать реализовать «под дедлайн». Как раз это и нужно было Кириллу.
Он стал вовсю тестировать те идеи, которые хотел бы внедрить в приложение, но как-то было лень и руки не доходили. В процессе общения нашел среди резидентов ребят, которые готовы помочь ему с продажами. По совету трекера пошел ловить Федора Скуратова, который теперь пилит у нас свой проект, а еще круто разбирается в продвижении в соцсетях (потому что тема халявы на алкоголь вроде должна там попереть).
А поскольку Кирилл сам уже не совсем технарь (хотя когда-то и учился в физико-технической школе, и ВМК заканчивал), но управлять разработчиками выпало ему, мы еще и отдали его в обучение Грише Ситнину, который на управлении it-командами питона съел.
Так Кирилл и делает все, чтобы запустить новый «Алкосканер». Наконец-то следующая версия приложения обрела нормальное ТЗ.
Митя Митя — случай особый. Он взял тариф на 7 любых дней в месяц и появлялся только на эти 7 дней.У парня был оффлайн-бизнес про ритейл, но вот наскучило. И он придумал стать таким посредником и арбитром для тех, кто выводит бизнес в онлайн: следить, чтобы подрядчики не химичили с метриками и аналитикой в рекламе, снять головную боль во всем, что касается продвижения. И все это на жесткий результат.
Пришел к нам с идей такого проекта, за которую уже проголосовала рублем пара клиентов. Говорит: «Хочу масштабироваться».
Чем окончательно и взорвал голову. Мы-то думали, что коворкинг— это когда надо сесть и фигачить над ростом, а у него там куча слабых мест: ведь чтобы что-то масштабировать, надо научиться это что-то строго контролировать и учитывать. Короче, очень жестко регламентировать со всех сторон.
Теперь Митя постоянный участник офисных часов и трекшн-митингов, а проект выстраивается прямо на глазах. Получается сервис маркетинга (аудит, аналитика, консалтинг) для малого и среднего бизнеса.
Самое примечательное, что и эксперты на личных консультациях, и ребята на трекшнах работают с Митей с не меньшим интересом, чем с теми, у кого уже есть что-то более готовое.
Он же дал нам практику своего рода маленького домашнего Founder Institute. Это такая программа, которую в Америке делает старый дружбан Элона Маска по имени Адео Ресси. Там берут деньги у хороших людей, а потом помогают найти и довертеть идею, которая имела бы потенциал на рынке, и запустить проект.
Митя ещё мало что сделал, но мы за него болеем. Недавно он привел коллегу и они засели к нам на постоянку.
Overmind Возвращаясь к коллективному разуму зергов. У нас есть кусочек Y Combinator, кусочек General Assembly (это образовательные программы), кусочек FI и многих других проектов, которыми мы вдохновляемся. У нас есть свои подходы — в первую очередь к построению сообщества, в которое разрозненные команды и специалисты превращаются здесь. Над каждым проектом, по сути, работает не только его команда, но и сотни людей со всех сторон — и из #tceh, и из ФРИИ, и просто гости, к которым можно подойти на кухне и задать пару вопросов.В этой среде нет невыполнимого или непонятного. Есть просто работа, которую нужно взять и сделать. А работать в коворкинге удобно и быстро. Бездельничать ну никак не получается. Вот так и живём.