Каким странам грозит засуха через 25 лет
Карта мира с обозначением уровня нехватки водных ресурсов к 2040 году.
По мнению многих ученых, доступ к пресной воде станет наиболее актуальным вопросом для человечества в 21 веке. Поскольку климатические изменения, такие как глобальное потепление и изменение уровня Мирового океана, приводят к повышению засушливости одних и увлажнению других регионов, это может привести к радикальным переменам, которые отразятся на всей нашей цивилизации. Всемирный институт природных ресурсов подготовил новый отчет для правительственных органов, в котором отмечаются государства, находящиеся в «группе риска», сообщает ресурс Motherboard. Аналитики опасаются, что сокращение водных ресурсов (пресной воды) приведет к засухе, тотальной жажде и, возможно, к вооруженным конфликтам на почве доступа к воде в ряде регионов.
Согласно проведенной институтом аналитике, четырнадцать из тридцати трех государств «группы риска», которые могут столкнуться с описанной проблемой к 2040 году, находятся на Ближнем Востоке. Максимальный уровень нехватки воды прогнозируется в Бахрейне, Кувейте, Палестине, Катаре, Объединенных Арабских Эмиратах, Израиле, Саудовской Аравии, Омане и Ливане. Этим странам выставили 5,0 из 5,0 возможных баллов дефицита воды в будущем.
Как говорят исследователи «Меньше воды — меньше безопасности в мире». Сейчас потребность в пресной воде удовлетворяется за счет забора грунтовых вод и опреснения морской воды рядом государств. Но государства Ближнего Востока могут столкнуться с серьезными проблемами уже в ближайшее время. К примеру, Саудовская Аравия почти полностью удовлетворяет свою потребность в воде за счет ее импорта.
Но Ближний Восток — не единственный регион, в котором государства могут столкнуться с дефицитом воды. В «группе риска» находится и европейское государство — Испания, в Южной Америке пострадает Чили. По данным отчета ООН, опубликованного еще в 2012 году, к 2030 году половина населения планеты столкнется с нехваткой воды в той или иной форме.
По словам исследователя Чарльза Айсланда, «уровень стресса от нехватки воды определяется простым соотношением потребности в ней и ее доступности. Соответственно, на уровень угрозы влияет два фактора: рост спроса на воду и сокращение ее поступления (имеется ввиду естественные пути поддержания водного баланса в регионе) В некоторых частях мира климатические изменения привели к снижению уровня осадков». Как пример он приводит юго-запад США, Австралию, некоторые регионы Европы и Ближний Восток.
Пример изменения уровня нехватки воды для нескольких государств за ближайшие 25 лет
Исследователи отмечают ряд стран, которые сильнее всего ощутят нехватку воды к 2040 году:
1–7. Бахрейн
1–7. Кувейт
1–7. Катар
1–7. Сан-Марино
1–7. Сингапур
1–7. Объединенные Арабские Эмираты
1–7. Палестина
8. Израиль
9. Саудовская Аравия
10. Оман
11. Ливан
12. Кыргызстан
13. Иран
14. Иордания
15. Ливия
16. Йемен
17. Македония
18. Азербайджан
19. Марокко
20. Казахстан
21. Ирак
22. Армения
23. Пакистан
24. Чили
25. Сирия
26. Туркменистан
27. Турция
28. Греция
29. Узбекистан
30. Алжир
31. Афганистан
32. Испания
33. Тунис
«Наибольшее влияние оказывает повышение спроса на воду», говорит Чарльз, однако, по его словам, все больше людей мигрируют в города и другие более крупные населенные пункты, чтобы избежать проблем, связанных с изменением климата. Это повышает нагрузку на имеющуюся инфраструктуру и усугубляет ситуацию, так как повышение уровня жизни приводит к увеличению расхода воды населением. «Чем выше уровень ВВП, тем больше используется воды на душу населения», говорит Айсланд.
Чтобы избежать этого, ученый считает, что нужно не переселять людей из проблемных районов, а искать решение ситуации на месте: «Вы решаете вопрос нехватки воды на месте или сталкиваетесь с миграцией населения в районы, где воды больше. Для более эффективного решения «водного вопроса» нужно свести подобную миграцию к минимуму через предоставление доступа к достаточному количеству воды».
Айсланд говорит, что необходимо обратить внимание на вопрос регулирования методов ведения сельского хозяйства: «В большинстве стран 70–90% спроса на пресную воду приходится на орошение». Если не обратить на этот вопрос внимание, в ближайшее время мы можем столкнуться с новым типом миграции — «водными» беженцами, людьми, которые массово покинули засушливые районы в поисках места, где воды больше.
В пример приводится ситуация в Сирии, «водная» миграция в которой обернулась катастрофой: «В 2000-х годах Сирия столкнулась с сильнейшей засухой в истории человечества», говорит Айсланд.»1,5 млн фермеров, скотоводов и просто сельских жителей были оторваны от своих родных мест, что предвещало гражданскую войну. Они переехали в города, но не могли зарабатывать себе на жизнь. А возможность пользоваться социальными услугами и, соответственно, зарабатывать себе на жизнь стояла для них на первом месте. Сирийское правительство не смогло удовлетворить спрос граждан в этой сфере, что, в итоге, вылилось в недовольство и вооруженный конфликт внутри страны». Нехватка воды, по словам Айсланда, был одним из многих факторов, приведших к беспорядкам и последующей гражданской войне, продолщающейся в стране по сей день. «Нехватка воды не была главной причиной произошедшего в Сирии, но стала одним из факторов, приведшим к нынешнему положению вещей в стране», говорит он.