Какие были альтернативы человечеству
Человек — разумный, и это наше главное отличительное свойство, но возникает большой вопрос:, а действительно ли человек единственное разумное существо на планете? Не будем брать в расчёт дельфинов, собак и прочих далёких от нас животных. На самом деле, в истории приматов разумность возникала далеко не один раз. И очень много разных существ вступали на этот путь, развивались, но по тем или иным причинам сходили с дистанции. Обо всём этом в очередном выпуске наших друзей — канала Sci-One TV — рассказывает антрополог Станислав Дробышевский. Смотрите видео, а текстовую версию читайте под катом.
Плиопитеки одними из первых попытались стать разумными.
Они возникли порядка 40 млн лет назад, по-своему эволюционировали, и приблизительно 15 млн лет назад демонстрировали вполне себе хорошие возможности. Жили они в Европе. В то же самое время, когда в Африке жили человекообразные обезьяны, становившиеся на путь очеловечивания. И те, и другие пока ещё скакали по ветвям.
У плиопитеков были примерно такие же способности к древолазанию, достаточно крупный мозг, короткие челюсти со сравнительно маленькими клыками, — то есть все исходные данные для того, чтобы стать разумными.
Но около 10 млн лет назад они исчезли с лица планеты. Плиопитеков погубили их те же самые изменения климата, что сгубили многие другие виды живых существ и в Европе, и в Азии, одновременно подтолкнувшие наших предков к дальнейшему развитию.
В это время, то есть примерно от 15 до 10 млн лет назад, климат на планете ухудшался. Он становился холоднее и суше, и пространства, ранее занятые большими тропическими лесами, превращались в саванны.
Но если в Африке наши предки вышли из этих исчезающих лесов в саванны, стали двуногими, и спустя еще несколько миллионов лет — разумными, то в Европе эти изменения происходили слишком быстро, и плиопитеки просто не успевали приспособиться. Всё-таки Европа — это не экватор, там похолодало быстро. Плиопитеки не имели шанса стать кем-то ещё и благополучно вымерли. А по огромным степям поскакали стада гиппарионов, предков бизонов, и так далее. И только спустя еще несколько миллионов древние люди наконец пришли из Африки и заселили эти просторы.
В это же самое время на острове Гаргано, который находился посреди Средиземного моря, но с той поправкой, что Средиземное море простиралось от Геркулесовых столпов до нынешнего Казахстана, жил замечательный обезьян — ореопитек. Ореопитеки существовали в уникальных условиях, поскольку на острове Гаргано практически не было крупных хищников. Там были, правда, крокодилы и медведи, но это не самые опасные для приматов существа. И в таких райских условиях ореопитеки спустились на землю и стали почти двуногими — по крайней мере строение таза и бедренных костей об этом говорит достаточно определенно.
У них развились достаточно ловкие руки. Челюсти были очень короткие, с маленькими клыками, что является признаком пониженной агрессии. Это были важные шаги в сторону того, чтобы эволюционировать до разумного вида, но решающий шаг сделан не был — ориопитеки не начали изготавливать орудия труда.
Может быть, позднее к этому пришло бы, но примерно 7 млн лет назад те же самые изменения климата привели к снижению уровня Средиземного моря, остров Гаргано соединился с материковой частью Европы и превратился в полуостров. Возникла современная Италия. Ареал обитания ориопитеков населили хищники из рода кошачьих, и на этом ореопитеки закончились. Видимо, они просто не успели понять, что таких животных нужно бояться.
В это время на Дальнем Востоке произошла другая история с сивапитеками и многими другими человекообразными обезьянами Азии, которые тоже могли стать разумными. Но в Юго-Восточной Азии климатические изменения происходили очень медленно, там слишком долго сохранялись тропические дождевые леса. И к том моменту, как человекообразные обезьяны Азии раскачались и стали готовы выйти в саванны и стать двуногими, из Африки уже пришли готовые люди на двух ногах с копьями и огнем, и загнали этих несчастных обезьян обратно в леса, где они пребывают до сих пор, например, в виде орангутанга.
То есть в истории животного мира важно не слишком обогнать свое время и не слишком тормозить. Необходимо попасть в нужное время в нужное место.
С появлением африканских двуногих существ расцвело многообразие путей эволюционирования приматов. И среди ранних австралопитеков, и среди грацильных австралопитеков было великое изобилие форм, большинство из которых оказались тупиковыми. Например, среди так называемых грацильных австралопитеков были афарские австралопитеки — это наши предки, и были, например, кениантропы, которые первыми среди всех приматов — 3,3 млн лет назад — стали использовать и изготавливать каменные орудия труда.
Мы не знаем, что они делали этими орудиями. Может быть, кололи орехи, ракушки или что-то еще. Эти орудия труда нашли в местонахождении Ломекви (Lomekwi) в 2015 году.
Они не преемственны с теми орудиями, которые изготавливали наши предки. Наши предки отстали примерно на миллион лет, но кениантропы не пошли по пути прогресса. Размер их челюстей увеличился, видимо зачем-то это понадобилось.
Когда из примерно 2,5 млн лет назад грацильных австралопитеков наконец возникли наши предки, первые homo, в это же самое время другая ветвь превратилась в парантропов, или массивных австралопитеков. Видимо, это произошло и не один раз, потому что были восточноафриканские и южноафриканские парантропы. Они пошли по пути вегетарианства: отрастили огромные челюсти, здоровеннейшие зубы, стали питаться осокой, кореньями, орехами. У них были очень маленькие клыки, очень маленькие передние резцы.
Парантропы могли стать таким добрым вегетарианским человечеством. Скорее всего, они были достаточно спокойны, несмотря на свои большие размеры. Но растительный рацион завел их в тупик: чтобы питаться растениям, надо иметь очень мощный жевательный аппарат, который занимает большую долю черепа и не дает возможности развиваться головному мозгу.
На первых порах парантропы обгоняли наших предков по размерам головного мозга и по совершенству строения кисти. Но примерно 1 млн 600 тыс лет назад парантропы исчезли, а наши предки стали людьми прямоходящими.
На этом приключения наших предков не закончились. По мере того расселения из Африки, начиная примерно с 1,5 млн лет назад возникали всё новые и новые формы человечества, которые раз за разом заходили в своеобразные тупики. Например, на острове Ява люди оказались примерно 1,5 млн лет назад. Это классические питекантропы.
Миллион лет они варились там в собственном соку, и выродились в каких-то очень странных существ типа людей из Нгандонга на реке Соло. Тем не менее, они тоже были людьми, и вымерли примерно 100 тыс. лет назад — точно неизвестно.
На острове Флорес возник карликовый вид homo floresiensis: его мозг уменьшился с 1 килограмма до 400 граммов, рост — до одного метра, деградация была по всем возможным параметрам. И примерно 50 тыс. лет назад эти существа тоже исчезли с лица земли.
Таких параллельных человечеств, судя по всему, было много. Всякие пигмейские гоминиды были найдены в Нормандии, в Индии, на Филиппинах в пещере Кальяо (Callalo). «Денисовские люди» жили в Южной, Юго-Восточной Азии и Сибири. В Европе появлялись неандертальцы, и, может быть, даже на родине homo sapiens’а, в Африке, тоже довольно долгое время существовали какие-то альтернативные человечества. По крайней мере, об этом говорит анализ геномов современных африканцев, с которыми эти альтернативные человечества вполне себе могли смешиваться.
Хотя многие из этих веток развития оказались тупиками, часть из них внесли некоторый вклад в современных людей. Например, все современные неафриканцы имеют примерно 2% неандертальской примеси. Австралийские аборигены-меланезийцы имеют до 5% денисовской примеси. Но это всё-таки примесь, а наша родословная в основном сводится к Африке. В интервале от 200 до 50 тыс. лет назад именно африканское человечество стало нами. Примерно 50 тыс. лет назад началось очередное расселение за пределы Африки, ознаменовавшее наступление современной эпохи. Все альтернативные версии человечества со временем исчезают, и на планете остается только один вид. Наверное, стало немножко скучнее. Но, с другой стороны, планета большая, мы, может быть, в скором будущем станем бороздить просторы Вселенной, а на Земле зародится новый вид, который миллионы лет спустя станет разумным. И тогда всё завертится по-новому.