Какая метрика самая важная для стартапов в 2016 году?
2015 год — это конец эры роста стартапов. В 2016 году вслед за вопросом «Какая у вас скорость роста?», будет задаваться вопрос «Какая у вас юнит-экономика?». Это изменение в менталитете инвесторов провоцируется увеличением капитала стартапов.
Начиная с 2014 года (а возможно, и немного ранее), стартапы могли добиться финансирования на лучших условиях, чем когда-либо. Из-за большой конкуренции среди инвесторов можно получить больше денег с меньшим размытием доли.
Недорогой инвестиционный доллар позволяет капиталоемким компаниям накапливать капитал, необходимый для успешной борьбы с конкурентами. Чтобы поддержать такой темп роста, стартапам вроде Uber и AirBnB требуется огромные средства. Согласно данным Crunchbase, Uber набрал 10,1 млрд долларов, а AirBnB — 2,4 млрд. Всего за восемь лет с момента основания до лидерства в отрасли, с использованием совершенно новой модели, и при этом мы наблюдаем странную ситуацию: у самой большой компании-перевозчика нет ни одного такси, а у самой большой компании в гостиничном секторе нет ни одной гостиницы. Также важно отметить, что недвижимость и перевозки — это две области, которые стартапы еще не заменили.
Для того чтобы поддержать такой уровень роста, подобным стартапам необходимо иметь большой капитал в силу периода окупаемости процесса привлечения клиентов, а более неустойчивым стартапам нужен соответствующий капитал, чтобы доказать, что их бизнес-модель действительно работает. Рассмотрим теоретический пример: есть бизнес с доходом в 100 миллионов долларов, который хочет расти на 100% в год, при этом на привлечение каждого клиента уходит 400 долларов, а период окупаемости длится 9 месяцев, и средний годовой доход с каждого клиента — 600 долларов. Таким образом, он должен тратить 67 миллионов долларов в год, при этом мы игнорируем текучесть клиентов. Это огромная сумма, даже если через год все клиенты станут приносить доход.
А что произойдёт, если компания не потратит весь этот капитал? Раздробление рынка. Представьте региональные службы такси, которых в США четыре, у каждой — свое приложение, разные кадровые источники, разные условия работы. Общая стоимость этих четырех служб будет лишь крохотной частью оценки Uber. Централизация создает масштабную экономику, особенно в рамках рыночной деятельности, что оправдывает массовую экспансию, целью которой является динамика по типу «победитель получает все».
Рынки капитала дали толчок появлению такого типа стартапов, помогая им набрать большой капитал по привлекательной стоимости и разрушить крупные рынки. Однако в ближайшие 5–10 лет стоимость капитала для стартапов возрастет по трем причинам. Во-первых, федеральные фонды продолжат повышать процентные ставки, которые сейчас очень низкие. В 2008 году ставка по федеральным фондам составляла 5%. Сегодня эта цифра достигает лишь 0,25–0,5%. Во-вторых, фондовый рынок и повышенные цены на частных инвестиционных рынках для стартапов составят конкуренцию хеджевым фондам, взаимным фондам и другим частным рынкам.
Все вместе эти нетрадиционные венчурные капиталы составляют около 25% венчурных долларов, инвестированных за прошлый год, оттягивая на себя ресурсы «бычьего» рынка стартапов. В-третьих, венчурный капитал не будет больше зарабатывать рекордные суммы денег. Учитывая тот факт, что в прошлом году было заработано более 50 млрд долларов по сравнению с показателем 2001 года в 17 млрд, становится очевидным, что такое перераспределение капитала в какой-то момент обернется против компаний. Все это говорит о том, что стартапам останется меньше денег. Вместе с уменьшением спроса понизятся и цены.
Когда посевные инвесторы и инвесторы «серии А» будут думать, какое сделать вложение в 2016 году, главными вопросами, которые они будут задавать сами себе, станут «Какой капитал понадобится собрать этой компании?» и «Насколько это будет сложно?» Со временем получение денег станет более сложным, чем сегодня, и это увеличит риск для инвесторов ранних этапов, — риск того, что стартап не заработает необходимый ему капитал.
Поэтому следующим вопросом будет: «Как быстро бизнес может показать, что его юнит-экономика работает?» Ведь на данном этапе бизнесу нужны только деньги для роста. Чем быстрее эта экономика окажется надежным предприятием, тем больше окажутся шансы на получение инвестиций, даже если фондовые рынки задыхаются из-за обстоятельств, описанных выше.
Перевод и доработка статьи предоставлена сервисом онлайн-образования foxcourse.com
© Megamozg