Как живут фрилансеры: дизайн книжных обложек, собственное производство рюкзаков и работа в путешествиях

Героиня нового выпуска интервью с Фрилансим — Наташа Байдужа, дизайнер и человек-пароход. За годы фриланса успела пожить в Москве, Одессе, Черногории, придумать свою марку рюкзаков (сшить и продать первую партию), написать детскую книгу, сделать бесчисленное множество иллюстраций и книжных обложек.

О том, как справляться с нестабильностью фриланса, обязательно ли читать книгу для того, чтобы нарисовать для нее обложку, и что происходит с лошадью, когда загон открыт со всех сторон, — читайте в интервью.

qpmiv_emhmbd_ln_xfyslyangv4.png

Расскажи, где ты работала до фриланса?


Начиналось все с очень странной конторы по производству сувениров. Там был арт-директор, который любил все делать из оргстекла, и мы под его началом делали какие-то немыслимые навороченные подставки под визитки, многоуровневые держатели для женской помады и карандашей, которые занимали полстола. Не представляю, кто их покупал.

Была еще новосибирская компания «Март-Дизайн», после которой я решилась уехать в Москву в Студию Лебедева. Там проработала три с половиной года. Когда поняла, что сделала все возможное, решила уйти на фриланс, попробовать свои силы. Проверить, буду ли я востребована.

image

На старте в основном у меня были заказы на логотипы. Тогда я еще не умела фильтровать заказчиков и брала просто сумасшедшие запросы. Например, «нужен логотип для бара, чтобы там был нарисован гидрант, который писает на собаку». Это очень оригинально! Плакала и делала.

А сейчас ты занимаешься дизайном книг, правильно?


Сейчас я работаю в основном с издательством «Манн, Иванов и Фербер». Их арт-директор Леша Богомолов увидел мою обложку «Валютных войн» для издательства «Эксмо» и предложил поработать с ними. В штате я у них никогда не числилась. Но ощущение штатного дизайнера МИФа у меня есть.

jidwjfeemveuvrlvhb3g3l8uwfw.jpeg

Как вообще выглядит ТЗ на обложку книги?


У них всегда очень четкое ТЗ. Его составляет арт-директор. Иногда даже прописан психологический портрет читателя. Это очень помогает, когда можешь представить человека, который в конечном итоге будет брать книгу с полки. Что он будет думать, на что обращать внимание. Иногда прописан прямо конкретный типаж, например, «Людочка» или «Вадим Петрович» — какие книги покупает, что любит, где работает. Это такие утрированные фотороботы. Но они дают возможность «влезть в ботинки» героя и посмотреть на будущую обложку его глазами.

Плохое ТЗ обычно такого содержания: нарисуй что хочешь, у тебя полная свобода! Это как открыть загон с конем сразу с четырех сторон. Вместо того, чтобы побежать, он будет стоять, не понимая что делать.

Хорошо, есть нормальное ТЗ и загон открыт только с одной стороны. А что еще нужно? Обязательно ли читать книгу?


На самом деле, нет. Достаточно прочитать синопсис или выдержки из книги. Хорошо, что есть люди, которые уже за тебя позаботились и выделили главное. Сейчас я оформляю в основном нонфикшн и научпоп про личностное развитие. Для этой категории книг действительно достаточно краткого описания. А вот для художественных, думаю, нет. Нужно больше углубляться.

С чего начинается дизайн обложки? Расскажи про свой процесс.


Все начинается с поиска метафоры — я всегда стараюсь найти более сложную, чем та, что уже лежит на первом уровне. Есть определенный порядок придумывания.

Расскажу на примере одной из последних книг «Инкогнито. Тайная жизнь мозга» Дэвида Иглмэна. Она сейчас готовится к выходу. Это исследование про работу мозга, какие фокусы он с нами проделывает, и как это влияет на наше поведение.

Первое, что приходит в голову, это: изображение самого мозга, тайная черная коробка, коробочка из которой выпрыгивает мозг на пружинке, мозг в маскарадной маске или плаще и черных очках. Можно пойти от ассоциации с фокусами. Фокусник обычно достает что-то из цилиндра. Например, кролика. А чтобы усилить ассоциацию с мозгом кролика можно сделать розовым. В итоге не приходится рисовать сам мозг, но ассоциация с ним очень крепкая.

hapnrpbn_nue2eqcltv7awzwnqa.jpeg

А покажи свои самые классные обложки?


u1pbs92fcjvpfmoj-yobr-rg8zi.png

Слева «Искусство переговоров», Джонатан Херринг. Делала ее давно, когда работала в Студии Лебедева. Мне понравилось, что заказчик принял такой безумный эскиз. Рисовала его с удовольствием.

Справа вверху «Дао физики», Фритьоф Капра. Мне нравится думать о книжной обложке как о тридэ-объекте. То есть придумывать цельную вещь, в которой важны все три измерения: конструкция, толщина, ощущения от бумаги, как будет работать вырубка или тиснение.

Внизу «Наша главная высотка», Роман Янковский. Обложку для книги про главное здание МГУ было очень почетно сделать.

На кого в индустрии ты равняешься?


Мне сейчас интересны в основном иллюстраторы, а не дизайнеры. Особенно те, которые классно умеют работать с метафорой минимальными художественными средствами — Элени Калоркоти, Магоз. Отдельно очень хороший проект Дженни Волвовски. Она делает редизайн обложек всех прочитанных книг.

Конечно же, любимое немецкое издательство Гелсталтен! Захожу на их сайт вдохнуть свежего воздуха.

ajyhehfnp7h-xh99pixcek8ohxg.png

Слева направо: «Тайная история» Донны Тартт версии Дженни Волвовски, Обложка книги «HIDE AND SEEK» издательства Гесталтен, Обложка книги «Bodas de Sangre» от иллюстратора Магоз

Если бы тебя попросили сделать обложку для бульварного романа, такого, по всем правилам — с Хуанитой и свадьбой в конце — согласилась бы?


Да! Это просто мечта. Где подписать?

Вообще, я как раз сейчас подумываю о том, чтобы начать оформлять художественную литературу. До сих пор я была сама себе заказчик в этой области.

Сама себе заказчик — это как?


Я сейчас работаю над своей книгой — про гнев, для детей и взрослых, называется «Вулкан, который злился». Надеюсь выйдет в этом году.

История будет про маленький вулканчик, который часто выходит из себя и разрушает все вокруг. Его бабушка, большая старая гора, помогает разобраться, откуда берется гнев, что с ним делать, как все поправить, если ты все-таки разозлился. Я постаралась рассказывать не о том, что именно делать с гневом, а скорее о том, как научиться наблюдать за своими эмоциями.

bey-xwstqn7qk63nq77i4dledbg.jpeg

Кстати, как ты относишься к книжным иллюстрациям — нравятся? Или больше обложки?


Я их обожаю. Хочу больше проектов с книжными иллюстрациями! Не так давно делала проект для друга, который написал книгу для детей «Лето Крауна».

unl1ydfkompq2ucfigh7gglj5oi.jpeg

Ты много чем занималась в дизайне. А что тебе нравится больше всего — книги, сайты, плакаты, иллюстрации, фирменные стили?


Когда работала в Студии Лебедева, я считала, что фирменные стили — это верхушка дизайна, и чтобы стать известным крутым дизайнером, нужно делать именно стили и логотипы. А иллюстрации — это так, не очень престижное занятие. Но потом я просто призналась себе, что получаю огромное удовольствие, рисуя картинки. И расслабилась.

Картинки — это просто художественные иллюстрации, некоммерческие проекты? Или обложки тоже сюда относятся?


Это скорее просто иллюстрации к многочисленным вселенным, которые могли бы существовать. Это могут быть какие-то герои или ситуации с этими персонажами. Но рисуя их, я точно себе представляю мир, в котором они существуют, и что будут делать, когда мы перестанем смотреть на эту иллюстрацию.

g9aufwqbk_xo7slijaanrs7szvq.png

Все «картинки» можно посмотреть на сайте Наташи


Видела у тебя в портфолио проект с рюкзаками. Расскажи про них — кто их придумал и что именно делала ты? Почему именно рюкзаки?


Рюкзаки мы делали вместе с моим мужем Лешей Лури. Это был разовый проект. То есть, мы не производим их постоянно. Я часто что-то шью для себя и для близких — сумки, платью, свитшоты. Однажды Леша сказал мне:, а давай просто продавать все это, ведь так классно получается! Решили делать рюкзаки.

cvi-ijsrhpf5h9unogakqwiqgvq.jpeg

На старте все казалось довольно просто. Но итоге мы прошли непростой путь. Сначала нужно было отшить пробный экземпляр — я его делала на обычной швейной машинке дома, практически из штор.

Потом все это нужно отдать конструктору, который правильно сделает выкройку. Далее следует бесконечный поиск подходящих материалов и фурнитуры. Самая непростая задача — найти того, кто бы сшил всю партию. Мы перебрали несколько производств и одиночных швей. Почти все отказывались — сложно и маленькая партия. Один швей (мужчина-швея) взялся за пошив и пропал. Потом выяснилось, что у него случилось что-то вроде приступа, так ему было сложно работать с нашими рюкзаками. Сейчас с ним все в порядке. А мы нашли хорошее производство и все же выпустили партию, продали ее, положили выкройки на полку и стали заниматься другими делами, более интересными.

Ты много путешествуешь и живешь в разных местах. Расскажи, что самое сложное в постоянных переездах?


Когда часто куда-то ездишь и одновременно пытаешься фрилансить, самое неприятное — это попасть в ситуацию, когда нет условий для работы или они очень плохие. А на носу дедлайн и нужно во что бы то ни стало сдать макет. А у тебя нет даже рабочего стола.

Мне нравится, когда есть только мой, личный рабочий уголок. Там расставлены книжки, висят фотки, предметы, привезенные из разных стран — то что меня вдохновляет на работу.

ihuolhdaxzhlyulnw86zkp_fre8.jpeg

Наташин «уголок» в Новосибирске


Если бы ты могла вернуться в прошлое к тому моменту, когда ты только решила уйти из офиса и перейти на фриланс, какой бы совет себе дала?


Наверное, не суетиться и не хвататься за все подряд. Я бы сказала: «спокуха, Наташа, делай, что нравится, и заказчики будут приходить именно за тем, что ты делаешь».

Можешь выделить один свой лучший фриланс-проект?


Это наверное странно, но я никакой проект особо не выделяю. Бывает так, что мне какой-то из них нравится больше остальных, но это проходит уже через неделю. Ну из последних это, наверное, иллюстрации для Физтехпарка. Мне они очень трудно дались, и проект чуть не провалился, в том числе потому что я была уже на восьмом месяце беременности, и было действительно тяжело работать и постоянно вносить правки.

4wor68mhtnsushbxyxtyyutetug.jpeg

Иллюстрации для Физтехпарка


А когда в семье появился ребенок, тебе не хотелось вернуться в безопасный штат со стабильной зарплатой?


Даже мысли такой не возникало! Наоборот, мне нравится проводить много времени с ребенком. А когда во время работы можешь сделать перерыв и обнять Льва — это бесценно.

Тебя совсем не пугает нестабильность фриланса? Как ты справляешься?


Нестабильность пугает конечно. Но еще больше пугает стабильность офисной работы. Фриланс хорош тем, что можно попробовать поработать с разными командами, заказчиками. И самые любимые как правило возвращаются ко мне вновь, и мы делаем еще не один проект вместе.

Я стараюсь с больших заказов откладывать деньги на тот случай, если захочется взять интересный, но не очень дорогой проект. Записываю все свои расходы, поэтому точно знаю, сколько мне денег потребуется в следующем месяце.

Расскажи про свой самый большой провал, случившийся за время фриланса.


Это наверное странно прозвучит, но у меня не было провалов. Странно, потому что постоянно слышишь жуткие истории о том, как кто-то работал полгода над проектом, а ему не заплатили, или еще что-то в этом роде. Пока что такого не случалось. Может, меня это еще ждет впереди. Но я стараюсь принимать профилактические меры.

Были небольшие провальчики, скорее. Например, я так и не научилась работать с друзьями и родственниками. Мне очень сложно быть с ними жесткой в каких-то моментах, когда это действительно важно для проекта.

А с мужем та же история, что и с друзьями? Тоже сложно работать?


Работать с мужем я люблю больше всего. Жаль, что у нас так мало совместных проектов сейчас. Хотя, есть один очень большой и постоянный — мы растим Льва, нашего сына.

Как думаешь, какой самый большой миф о фрилансе?


Наверное, что на фрилансе работать в разы проще и удобнее, чем в офисе. Мне, например, когда работаю из дома, требуется невероятная сила воли, чтобы не упасть на кровать часа эдак на два.

И как ты с этим справляешься?


Никак, просто падаю на кровать часа на два. Но при этом знаю, что эти два часа буду работать поздно вечером.

Есть вопрос от предыдущего фрилансера, у которого мы брали интервью: «Дай несколько советов работодателю о том, как, по твоему мнению, правильно выстраивать отношения с фрилансерами».


Как и с любыми другими людьми. Нужно больше разговаривать! А именно, детально проговаривать все, что будет происходить на проекте еще до его начала, «на берегу». Как правило все бросаются в проект, как в омут: авось, выплывем! Все надеются, что проект будет складываться самым благоприятным образом. Как правило, все происходит ровно наоборот.

Во-первых, нужно сесть и составить примерный график работ, какой этап сколько делается, в каких промежутках должны быть выплачены деньги. Заранее прояснить вопросы, например, такие: что будет в случае если ни одна концепция не понравится? Сколько правок можно будет внести в эскиз? И так далее. Короче, представить, что проект пошел самым неблагоприятным образом и подстелить соломки в опасных местах.

Будь у тебя неограниченные ресурсы (время, деньги, мощности, люди), каким проектом ты бы занялась?


Да у меня нет никакого глобального плана по улучшения мира или его захвата. Если бы у меня было достаточно денег и времени, я бы просто сидела и рисовала в свое удовольствие.

© Habrahabr.ru