Как Walmart, Google и Amazon сражаются за Индию

dabh7kp7999mrvuukpvgormdrtw.jpeg
Основатели Flipkart Бинни Бансал и Сачин Бансал (не родственники, просто однофамильцы)

Совет директоров Flipkart согласился продать 73% акций компании Walmart за $15 млрд. Это поможет американскому ритейлеру с его международной экспансией. В союзе с Walmart $3 млрд на покупку дает Alphabet, известная своей неприязнью к её главному конкуренту. Суммарно индийский сайт оценили в $22 млрд, намного выше рыночной цены (в прошлом году — $12 млрд). Сделка будет закрыта в ближайшие несколько дней. Walmart считает это триумфом над Amazon, который пытался получить контроль над Flipkart последние несколько лет. Но борьба за самый лакомый рынок только начинается.

Flipkart в октябре 2007-го создали два индийских программиста из Дели, которые до этого работали на Amazon.com. Из инвестиций у них было $6100. Повторяя путь Amazon, они начали с продажи книг онлайн. Потом «выкатили» у себя на сайте секции для электроники, ювелирных изделий, одежды. И всего за несколько лет выросли в самый дорогой стартап за пределами США и Китая.


3c_m1mqdikmef1ejfzghh0xqfow.jpeg

Amazon, который последние пять лет пытается покорить индийский рынок, предлагал за Flipkart любые деньги. Он легко мог бы перебить предложение Walmart и Google. Но руководители Flipkart решили, что объединение с Amazon не одобрит индийское правительство. Сейчас Amazon является вторым интернет-магазином в Индии, главным конкурентом Flipkart, и регулятор мог бы посчитать объединение двух сервисов началом монополизации рынка.

Сделка станет самой дорогой в истории Индии (до этого рекорд был за Tata Steel, купившей другую металлургическую компанию за $12,2 млрд) и самой дорогой в истории ритейла (тот же Amazon приобрел Zappos за $1,2 млрд). В 2017-м самая большая покупка принадлежала самому Flipkart. Тогда он купил индийское отделение eBay за $500 млн.

После завершения сделки Walmart де-факто станет главным интернет-магазином на развивающемся рынке с 1,3 млрд покупателей, и получит еще один шанс показать, что она чего-то стоит онлайн. Пока что американская сеть супермаркетов вкладывает безумные деньги в реорганизацию своего бизнеса, внедрение новых технологий, создание супер-вебсайта (который как раз выкатили в начале мая). Но всё равно безнадежно отстает по онлайн-заказам в США от своего главного конкурента. Теперь у нее будет по крайней мере один интернет-рынок, где она начинает с позиции лидера. Причем и Walmart, и Amazon ожидают, что через пять-десять лет, с ростом среднего класса, продажи в Индии могут превзойти продажи в США, и Индия станет для них самым прибыльным рынком.


wigdmjw_5mwuj9gqtmqftkmwd_0.jpeg

Глава ритейл-агентства из Нью-Дели Арвинд Шингал говорит:


Flipkart — это ключ, открывающий для его владельца ворота к глобальному рынку электронной коммерции. Walmart не может отдать такую важную фигуру, как Индия, они понимают, что тогда навсегда останутся позади в этой гонке.

Amazon уже пытается агрессивно расшириться в Индии. Джефф Безос только в последние два года выделил на это $5,5 млрд. Он догоняет Flipkart, но, по мнению Безоса, недостаточно быстро. С глубокими карманами Walmart за индийским конкурентом, завоевание рынка для Amazon может оказаться намного сложнее, чем ожидалось. А Walmart тем временем заявляет, что собирается начать открывать в Индии собственные супермаркеты.

Amazon хочет Индию

Стратегия Джеффа Безоса — сделать свою компанию доминирующей везде, где только можно. Из простого магазина по продаже книг Amazon выросла во вторую по цене компанию на планете, разрабатывающую собственных роботов, гаджеты, облачные сервисы, супермаркеты нового поколения, искусственный интеллект с голосовым интерфейсом и массу всего остального. Но возможности развития в пределах США практически исчерпаны: на Amazon там уже приходится больше половины всех онлайн-покупок. Walmart, eBay, BestBuy и остальные на родном рынке конкуренции почти не составляют (достаточно посмотреть статистику продаж 2017 года), и единственный шанс для компании вырасти еще в несколько раз — выходить на новые рынки.

Amazon уже попробовала это дело с Китаем, и проиграла. Джек Ма со своей Alibaba Group прочно держат внутренний рынок, и продаваться не собираются. А это значит, в теории, обладая пользовательской базой 1,4 млрд, Alibaba или JD.com однажды могут стать крупнее «Амазона». Чтобы не допустить у инвесторов даже мысли о таком развитии событий, Amazon нужно обязательно завоевать Индию.


a9feb4scofzegg14yz9azho4bhu.jpeg
Склад Amazon в Индии

Помимо $5,5 млрд на развитие собственной инфраструктуры, компания также сейчас дает кредиты индийцам без банковского аккаунта. Она создала специальное простое мобильное приложение, подходящее для самых дешевых телефонов, и выпустила для Индии собственный браузер под названием Internet. Ассортимент индийского Amazon тоже адаптирован под страну. В нем продаются десятки тысяч необычных продуктов, от цыплят с карри до традиционных трав, которые, как верят индийцы, решают проблемы с пищеварением.

Но пока что миллиардные инвестиции себя не оправдывают. После пяти лет ведения бизнеса в США Amazon почти без денег стала одним из самых популярных веб-сайтов, а Джеффа Безоса назвали «человеком года» и поставили на обложку Time. После пяти лет в Индии компания остается далеко позади Flipkart, который каким-то образом нашел путь к сердцу индийцев.

Эксперты говорят, причина в том, что Индия — далеко не так однородна, как Америка. Это не одна нация, а, скорее, масса разных индийцев, со своими культурами, традициями и даже языками. Если в городах Amazon еще достигла какого-то успеха, то в поселках и отдаленных областях, где проживает 65% страны, люди только начинают знакомиться со смартфонами, а уж об Amazon там и близко не слышали. Глава индийского Amazon с момента его основания, Амит Агарвал, объясняет это так:


На Западе, покупатели быстро переключились к онлайн-покупкам с заказов через журналы. Люди давно привыкли, что к ним по почте могут приходить посылки, и их никто не обманет. В Индии это слегка не так. Тут нет ничего, даже инфраструктуры для отправки товаров. Мы вынуждены строить всё с нуля, менять менталитет пользователей. Больше половины инвестиций ушло в постройку складов, создание станций доставки, обучение процессу пакования… Это совершенно другой рынок.

В прошлом году из-за Индии Amazon получил свой самый большой убыток на зарубежных рынках — минус $3 млрд. Агарвал, который приехал сюда в 2013-м после 15 лет работы в американском Amazon, до сих пор пытается доказать сельским жителям, что вещи можно покупать онлайн, и это будет дешевле. Они вешают билборды, они устраивают сессии для продавцов и покупателей. Сейчас, как он говорит, ситуация начинает меняться. У компании набралось 150 млн зарегистрированных пользователей, которые могут заказывать 160 млн товаров у 300 000 продавцов.


unbx6jehybezjd3cs4kftum8aey.jpeg
Амит Агарвал

В стране без глобального почтового сервиса а-ля UPS, Amazon построила собственную сеть доставки — с целой армией курьеров на мотоциклах и скутерах. Теперь у неё 40 больших упаковочных центров, в основном в сельской местности, и программа I Have Space, по которой 17 500 магазинов в 225 городах зарегистрировались в качестве мини-складов. Эти же партнеры за небольшую комиссию «по-соседски» объясняют рядовым покупателям, как работает сайт, и помогают сравнивать продукты и цены.

Половина команды индийского Amazon работает над адаптацией американских технологий к условиям местного рынка. Уменьшение веса приложений, расчет на более слабые гаджеты и прерывающиеся линии связи. Программисты нашли способ показывать фильмы и сериалы через Prime Video на намного меньших скоростях с минимальными потерями в качестве. Голосового помощника Алексу научили говорить на десятке местных диалектов. Запустили программу обмена старых гаджетов и кухонных приборов на новые. Стали принимать наличные и выдавать кредиты покупателям и продавцам (тем, кого рекомендует специальный алгоритм машинного обучения). И несмотря на все это, к удивлению многих, Flipkart, созданный парой индийцев в 2007-м, остается популярнее.

Агарвал говорит:


Здесь есть сильные конкуренты, и это хорошо. Это показывает потенциал рынка. Мы ожидаем, что онлайн-покупки в Индии вырастут до $60 млрд в течение ближайших двух лет. И до $85 млрд к 2022-му. Это только начало, рынок в потенциале стоит $600 млрд, столько сейчас тут продается офлайн. Мы здесь на ближайшие 100 лет, можете считать, что мы только пришли.


9t978ncqzzyekydki9mqq77y1uk.jpeg
Билдборд Amazon с рассказом о распродажах

P.S. Купить у Walmart и Amazon можно и из России. Цены ниже, выбор товаров намного шире. А Pochtoy.com доставит к вам все покупки. По цене от $8,99 за полкилограмма. Все читатели, которые зарегистрировались и ввели код Geektimes, получают $7 на счет.

© Geektimes