Как выглядят интервью дизайнеров и UX-специалистов в топовых ИТ-компаниях

ba6c5062cbdd5bfbc09649096ecf4367

В нашем блоге мы много пишем о карьере в сфере ИТ, но обычно раскрываем темы, связанные с поиском работы инженеров и программистов. Сегодня же речь пойдет о том, как устроен процесс собеседований дизайнеров в топовых ИТ-компаниях — уровня FAANG (Facebook, Amazon, Apple, Netflix, Google). Поехали!

Как устроен процесс

В большинстве случаев процесс собеседований на дизайн-позиции во многом схож с тем, как интервьюируют разработчиков. Вот как описывает этапы бывший дизайнер Google Тони Аубе (он также проходил собеседования в Apple, Amazon и Facebook):

  • первый контакт;

  • созвон с рекрутером;

  • дизайн-челлендж;

  • on-site интервью;

  • принятие решения о предложении работы.

Как и в случае разработчиков, для дизайнеров большим плюсом будет наличие знакомых в компании. Вот как описывает свой опыт Аубе:

Я мечтал работать в Google с тех самых пор, как переехал в Сан-Франциско. Я каждый год отправлял отклики на множество их вакансий, но никогда не получал ответа. В этот раз я связался с бывшим коллегой, который уже работал в Google. Он дал мне реферальную ссылку для отправки резюме — и рекрутер связался со мной уже на следующий день. Так что знакомства — это лучший способ запустить процесс собеседований в таких компаниях.

Также дизайнеру на данном этапе понадобится портфолио, резюме, в идеале — личный сайт, где все это собрано.

С помощью бота g-mate (@g_jobbot) вы сможете получить доступ к дизайн-вакансиям топовых ИТ-компаний в десятках стран мира. Просто укажите желаемую зарплату, локацию и профессию, чтобы получать подходящие именно вам вакансии прямо в Telegram.

cbc87a8db95f40cef1bcfdbf9abd59cc

Что такое Design challenge

Так называется тестовое задание, на которое могут выделять до нескольких дней. В случае Тони Аубе, Facebook и Amazon не предлагали делать такое задание, а в Apple и Google это было обязательным требованием. В обоих случаях оплаты задания не предполагалось. В Google на его выполнение давалась неделя.

Дизайнер мог выбрать одну из трех дизайн-проблем. Каждая из них касалась переизобретения окружающих нас каждый день вещей, то есть никакой связи непосредственно с компанией и ее продуктами не было. В начале дизайнер получил PDF-документ на три страницы с описанием проблемы. 

В Apple задача была более конкретной — нужно было придумать редизайн одного из приложений компании. 

Главные советы по прохождению такого задания:

  • Важно очень постараться. Если рекрутер говорит, что задание занимает 8 рабочих часов, потратьте все 12. Если просят только вайрфреймы, отправьте полностью готовый UI. Если просят UI — дайте интерактивный прототип. Превышение минимальных требований задания показывает мотивацию, а также тот факт, что кандидат сможет расти в компании. 

  • Главное — качество. Если интерфейс получился плохим, тот факт, что на его создание ушло 30 рабочих часов станет скорее большим минусом.

  • Интервьюеры хотят увидеть, как кандидат справляется с процессом от и до. В Google, например, даже выбор одной из трех проблем для решения — уже часть дизайн-процесса. Тони Аубе провел базовое исследование всех трех из предложенных, выбрал одну — и включил обоснование выбора в свое решение. Затем он провел интервью с пользователями, сделал макеты, UI, прототип, пару тестов с пользователями, и даже некоторые элементы брендинга, включая логотип. 

  • Решение должно отражать культуру компании. Аубе говорит, что выполняя задание для Apple думал о том, как в этой компании относятся к деталям. После того, как был готов сам UI, он потратил вдвое больше времени на полировку интерфейса. Кандидат даже сделал полностью анимированный прототип. 

В каждом из двух случаев рекрутеры говорили Аубе, что были впечатлены качеством решения. Он прошел этап с design challenge как в Google, так и в Apple.

Помимо этого другой UX-специалист из Netflix в своем блоге на Medium поделился полезными ссылками для прохождения интервью на дизайн-позиции в крупных ИТ-компаниях:

Как проходят личные интервью

По словам Аубе, on-site интервью продлились почти целый день с 9–10 утра до 15:00–17:00. День включал в себя:

  • Презентацию портфолио (~1 час).

  • Общее интервью (45 минут).

  • Общение за обедом (~1 час).

  • Техническое интервью (45 минут).

  • Дизайн-ревью (45 минут).

  • Whiteboard exercise (45 минут).

Важно понимать, что от компании к компании порядок этапов может меняться, а некоторых из них может не быть вовсе.

Презентация портфолио

Для презентации портфолио отлично подходят советы Шэнцзе Чжан (Shengjie Zhang), которая проходила собеседования в Google, Facebook, Twitch, & Slack и в итоге работает в Google.

  • Слушатели могут легко заскучать, важно этого не допустить. Подход, который позволяет этого избежать: описать контекст проекта, рассказать о трудностях — это вызывает эмпатию, объяснить, как их удалось преодолеть. В конце важно рассказать как именно вы повлияли на продукт, поделиться какими-то интересными инсайтами.

  • Вам будут задавать вопросы. Важно быть готовым ответить на них максимально детально, но не уходить в оборону. Вопрос может звучать так: «Почему вы выбрали именно этот метод? Рассматривались ли другие опции, например xxx?»

  • Очень важно показать влияние на продукт. Дизайнерам нравится влиять на продукт, так что когда они видят, как ваша работа принесла результат — это им понравится. Стоит разделить влияние на 2–3 разных уровня — детали дизайна, направление развития продукта, какие выгоды получили стейкхолдеры.

  • Не нужно спешить. Времени немного, но торопиться нельзя. Важно успеть обсудить все важные аспекты, которые вы заготовили. При этом стоит и учитывать состояние аудитории — если видите, что начинаете его терять, нужно ускоряться и переходить к следующим слайдам.

Дизайнер Кирилл Зима, который живет в Амстердаме, работает в Verifone, и ранее работал в Booking.com, а также проходил собеседования в ряд компаний из списка FAANG добавляет такие вопросы, к ответу на которые стоит подготовиться:

  • Как вы пришли к такому дизайн-решению?

  • Как проводились исследования?

  • Какие метрики вы используете при принятии решения, чтобы выделить удачное и неудачное?

  • Все ли в команде с ним были согласны, и если нет, то как вы их убедили?

  • Приведите пример вашего неудачного решения, как это произошло?

  • Какие уроки вы вынесли из этого?

Многие дизайнеры и UX-специалисты часто не готовятся именно к этому этапу интервью, что их подводит. Умение презентовать дизайн — очень важно, как и умение объяснять свои решения — так называемый stakeholder management будет затем активно использоваться в работе.

Бонусный совет от Тони Аубе:

Техническое интервью

На техническом интервью представители компании хотят понять, насколько дизайнер может работать руками и разбирается в технических моментах реализации собственных идей. Вот, какие вопросы там могут задавать:

  • Какой софт вы используете в работе?

  • Как вы передаете результат работы инженерам?

  • Насколько хорошо вы разбираетесь в технологии, с которой предстоит работать? (HTML/CSS, Swift, iOS, Android, Unity…)

  • Есть ли у вас какие-то дополнительные навыки, вроде 3D, анимации, иллюстрации, фотографии и т.п.?

  • Также вас могут попросить открыть ноутбук и показать, как хранятся файлы по текущему проекту — это показывает организованность кандидата. Может ли он легко найти нужный файл? Корректно ли он группирует и называет слои?

Дизайн-ревью

В ходе дизайн-ревью интервьюеры будут выяснять, насколько хорош вкус на дизайн у кандидата. Чтобы понять это, например, могут попросить открыть или скачать какое-то приложение на телефон, а затем зададут множество вопросов:

  • Каково ваше первое впечатление от дизайна?

  • Нравится ли онбординг?

  • Дизайн этого приложения хорош или нет?

  • Что думаете о цветовой палитре? Как вам лого и иконки?

  • Что бы вы улучшили здесь с точки зрения интерфейса и UX?

  • Как вы думаете, почему разработчики приложения сделали X именно так? Как бы вы улучшили это решение?

Совет: к такому интервью нужно готовиться. Для этого можно развить навык мысленно оценивать каждый встреченный в жизни интерфейс.

Whiteboard exercise

Заключительный этап интервью — Whiteboard exercise. Тут оценивается дизайн-мышление. Интервьюер выдаст задание, для решения которого нужно будет воспользоваться доской и маркером. Вот о чем следует помнить в ходе этого этапа:

  • Не нужно торопиться. Как и в случае интервью разработчиков, здесь важен не конечный результат, а процесс мышления. Никто не ожидает, что в стрессовой ситуации вы предложите идеальное решение без слабых мест. 

  • Не нужно сразу бросаться рисовать. Это ловушка. Задача будет специально сформулирована слишком широко. Чтобы предложить более-менее подходящее решение ее будет необходимо сузить с помощью дополнительных вопросов (именно этот подход подразумевает модель STAR). К примеру, вас могут попросить создать дизайн для «превосходного процесса дарения подарка». Тут можно спросить кто будет использовать эту функцию, какие подарки можно будет дарить, кому они предназначаются, какие сейчас есть главные проблемы в процессе? И уже затем можно переходить, например, к решению одной из проблем, которую вам назовут. И решение это вовсе не обязательно мобильное приложение, не надо мыслить в жестких рамках.

  • Объясняйте свой ход мыслей. Задача будет иметь несколько решений. Выбрать будет тяжело — поэтому думайте вслух. Расскажите о плюсах и минусах тех решений, что вы видите. Объясните, почему склоняетесь к какому-то из них. Скажите, что в работе бы вы провели тесты для всех из них, но прямо сейчас идеальным кажется вот этот вариант.

  • Важно исследовать культуру компании. Даже в рамках FAANG культура сильно разнится, важно понимать отличия, сразу соотносить их со своими пожеланиями. Тогда уже на собеседовании выше шансов не испытать негатив, а приобрести полезный опыт.

Используйте бот g-mate (@g_jobbot), чтобы получать вакансии по своему профилю от ИТ-гигантов и стартапов прямо в Telegram. Компании могут опубликовать первые 3 вакансии бесплатно — переходите по ссылке.

Другие наши статьи о прохождении собеседований и поиске работы в ИТ-компаниях:

© Habrahabr.ru