Как выбрать направление для развития ИТ-проекта: опыт 1cloud
В нашем блоге на Хабре мы рассказывали, с чего началось создание провайдера виртуальной ИТ-инфраструктуры 1cloud. Сегодня мы продолжим говорить о том, как мы развиваем проект и что в этом отношении можем подсказать командам, которые только начинают свой путь в бизнесе.
С одной стороны, выбор направления для дальнейшего развития означает, что у проекта все хорошо — ему есть, куда расти. С другой, количество этих самых направлений может быть слишком большим. Или наоборот, в компании могут видеть только один возможный путь в то время, как на самом деле их несколько. Ниже мы расскажем о том, какие пути улучшения 1cloud выбирали мы, и чем это может быть полезно для других проектов.
Куда развиваться: «вокруг» IaaS
В прошлой части рассказа мы говорили о том, что наши представления о потенциальных клиентах и их задачах очень сильно изменились после запуска сервиса. В этой связи мы решили продолжить изучение портрета нашего потребителя, чтобы лучше разобраться с тем, как помочь ему решить свои задачи наиболее эффективно.
Сначала мы определили, что большая часть наших клиентов — не физические, а юридические лица, которым помимо непосредственных услуг IaaS-провайдера нужно соответствующее оформление расходов на эти работы в рамках бухгалтерского учета. Далее мы решили продолжить изучать потребности этой категории, чтобы понять, какие ещё услуги могут оказаться для них востребованными. И в итоге пришли к пониманию того, что ряд наших корпоративных клиентов мог бы заинтересоваться возможностью создания частных сетей.
Существует целый ряд причин, по которым создание частной сети полезно для бизнеса. Здесь и вопросы безопасности (не всякий трафик можно «гонять» через публичный интернет, плюс не всем серверам туда в принципе положен доступ), и повышение скорости работы (обычно, скорость публичных соединений варьируется от 10 до 100 Мбит/с, ширина же канала частной сети у нас составляет 10 Гбит/с), и рост эффективности работы приложений. В итоге теперь в интерфейсе панели управления 1cloud появилась возможность организации частной виртуальной сети (одной или нескольких) и включения в нее клиентских серверов.
Создание частной сети через панель управления 1cloud
Ещё одной задачей, на которую мы обратили внимание, стал вопрос повышения качества интеграции клиентских приложений с нашим облаком и облегчение взаимодействия с нашей инфраструктурой для клиентов. Для того, чтобы у клиентов была возможность управления своими серверами из сторонних приложений, мы реализовали REST API.
Для нас в данном случае было особенно важно, что API-интерфейс может быть полезен как частным пользователям, которые не хотят разбираться со сложными технологиями, так и крупным клиентам и партнерам, которые планируют создание собственных услуг на основе инфраструктуры провайдера. Так мы помогли сделать сервис удобнее для целой группы пользователей, среди которых и реселлеры наших услуг, и компании-партнёры, и разработчики приложений (им API помогает осуществлять автоматическое масштабирование хостинг-инфраструктуры).
Вывод: если вы изучаете направления развития собственного продукта или сервиса, обратите внимание на те из них, которые позволят охватить потребности как можно большего количества категорий клиентов. Ни одну из этих функций, вероятно, нельзя будет назвать «серебряной пулей», но так вы сможете быть уверены в том, что ваши усилия не пропадут зря, даже если это сервисы, которые не являются «первостепенными» по отношению к вашему продукту (как в случае с автоматизацией бухгалтерских задач).
Более того, вам стоит обратить на такие непрофильные дополнения особое внимание, если прямо сейчас масштабный редизайн функционала или его радикальное улучшение (с точки зрения вашего основного направления работы) трудновыполнимо или невозможно. Вместо того, чтобы пытаться незначительно улучшить что-либо из основного функционала (просто потому, что, как вам кажется, пришло время для перемен), обратите внимание на те возможности, которые сделают удобнее все, что «окружает» ваш основной проект.
Изменения «на лету»
Облачная инфраструктура популярна благодаря своей гибкости — именно поэтому в определённый момент мы решили заняться «усилением сильных сторон» своего сервиса: если у нас по умолчанию есть преимущества в сравнении созданием in-house инфраструктуры, стоит сделать их ещё более явными. И поскольку мы являемся провайдером IaaS&PaaS-решений, в нашем случае таким «усилителем» стала концепция изменения параметров облачной инфраструктуры или используемого стека технологий «на лету», прямо по ходу работы с сервисом.
Высокая производительность
Само собой, API и частные сети — не единственное, что может понадобиться корпоративным клиентам. Очень часто к услугам по созданию облачной инфраструктуры прибегают компании, которые находятся на этапе быстрого роста: например, количество пользователей продукта растёт так быстро, что имеющийся у компании технологический стек просто не может покрыть её запросы. В таких случаях компании нужны не просто «какая-то» инфраструктура, а высокопроизводительные или просто «крупные» сервера (машины, обладающие до 32 CPU и до 128 Гб RAM на один сервер).
Естественно, далеко не все компании предусматривают для себя подобный сценарий развития с самого начала — поэтому мы не просто реализовали возможность использованная высокопроизводительных серверов, но и решили разработать механизм, позволяющий клиентам мигрировать свою инфраструктуру в более производительный пул уже по ходу работы. А это как раз относится к «усилению сильных сторон» — предоставлению сервиса, который в полной мере соответствует концепции облачной работы.
Дисковое пространство и типы дисков
Тот же самый принцип лежал и в нашем решении предоставить пользователям различные типы дисков для решения разных задач. Такой подход может быть оправданным при создании многоуровневых систем хранения данных — данные, которые часто используются приложениями, можно размещать на более быстрых дисках, например SSD, а для хранения оперативных резервных копий можно подключить к серверу более медленный, но дешевый и больший по объёму SATA-диск.
Подобное использование различных типов дисков позволяет сделать общее инфраструктурное решение более гибким, эффективным и оптимизированным по цене –, а это как раз те характеристики облачных сервисов, которые нам было очень важно не упускать из виду при разработке нового функционала.
Точно тем же требованиям отвечает и наше решение предоставить пользователям возможность управления дисковым пространством на лету — так они могут дозаказывать дополнительные диски для своих виртуальных серверов без их остановки. И поскольку для нас это тоже сильная сторона, мы решили потратить дополнительные силы и время, чтобы устранить сложности, которые ранее сопровождали для пользователя этот процесс (более подробный рассказ об этом здесь).
Панель администрирования дискового пространства сервера в сервисе 1cloud
Вывод: у вашего сервиса, направления работы или продукта наверняка есть сильные стороны «по умолчанию» — именно поэтому вы и работаете именно в выбранной сфере. Важно, чтобы усилия по совершенствованию не обходили стороной и это направление — так вы сможете сделать просто сильные стороны настоящим преимуществом не только, как говорится, by design (в сравнении с менее перспективными технологическими концепциями), но и по отношению к другим игрокам на вашем рынке.
Задачи для облегчения работы не-специалистов
Облегчить работу с сервисом для не-специалистов — как корпоративных заказчиков, так и частных лиц — ещё одно удачное направление для развития проекта. Мы в этой сфере решили внедрить сразу несколько нововведений.
Шаблоны виртуальных серверов
Настройка сервера — нетривиальная задача для не-специалиста, поэтому мы решили облегчить клиентам работу с хостинг-инфраструктурой и ускорить процесс ее масштабирования, предоставив им возможность сохранения шаблонов уже настроенных виртуальных серверов.
Предустановка панели управления хостингом
Среди пользователей, покупающих VDS-хостинг с предустановленной панелью управления также много клиентов, которые не готовы глубоко погружаться в тему ИТ: это владельцы сайтов (личных страниц, ресурсов, посвященных хобби, небольших бизнес-проектов и т.п.), компании-реселлеры услуг хостинга, веб-студии и агентства, которым нужно где-то «хостить» сайты клиентов.
Всем этим пользователям, как частным, так и корпоративным, важно быстро развернуть сайт, не погружаясь в технические проблемы. А это значит, что для обеспечения нужного уровня удобства и скорости работы нужно избавить пользователей от необходимости устанавливать, настраивать лишний софт, а также следить за его работой и актуальностью лицензий.
Для этого мы реализовали функцию заказа сервера для организации собственного хостинга с предустановленной панелью управления. При этом конфигурирование сервера осуществляется в специальном конструкторе, который в режиме реального времени показывает изменение его стоимости в зависимости от выбора параметров.
Дозаказ лицензий
Еще одна головная боль, с которой сталкиваются пользователи хостинга — администрирование арендованных лицензий на используемые программы. Чтобы облегчить отслеживание информации о том, какие лицензии активированы для конкретного сервера, а также данные об их стоимости в системе 1cloud есть специальная страница. С ее помощью пользователи также могут легко дозаказать нужные лицензии или продлить существующие.
Страница сервиса 1cloud, посвященная дозаказу лицензий
Вывод: на первый взгляд кажется, что сделать сервис не просто функциональным, но и удобным для человека, далекого от глубокого понимания вашей темы, довольно сложно. На самом деле, разумеется, очень многое в решении данной задачи зависит не столько даже от технологических возможностей продукта, сколько от его юзабилити.
Что касается самих решений, то они могут быть реализованы достаточно просто и не потребовать от ваших сотрудников непомерно больших затрат времени. Именно так произошло в случае с описанным ваше функционалом — четко определив для себя, что именно мы хотим изменить и как этого добиться, мы реализовали его довольно быстро и без особых проблем.
Выводы
- Если вы ищете направления развития своего сервиса и продукта, но при этом не готовы на радикальную перестройку системы или впечатляющие изменения (либо считаете, что они не нужны, но чувствуете, что небольших улучшений все-таки не избежать), обратите внимание на «поддерживающие» функции вашего продукта: насколько удобно оплачивать ваши услуги, какие документы должны сопровождать этот процесс, какие «близкие по духу» доработки будут с благодарностью приняты вашими клиентами. Разумеется, без тщательного изучения ваших пользователей тут (как и в других ситуациях) будет не обойтись –, но это всем известно по умолчанию.
- Не забывайте про ваши сильные стороны: возможно, и они нуждаются в улучшении, в конце концов, именно вокруг этих решений и строится ваш продукт. В нашем случае направления для развития подсказывает сама концепция облачного сервиса — мы стараемся сделать его именно таким, каким он и должен быть.
- Работа с непрофессионалами: сложное, но благодарное направление развития. Даже если вашу аудиторию клиентов составляют преимущественно другие компании, это не значит, что в их штате обязательно будут специалисты, у которых есть время и знания, чтобы разбираться с работой вашего продукта. Скорее всего, даже те, кто мог бы все сделать «своими руками», скажут вам спасибо за автоматизацию тех или иных услуг и предоставление более простых в использовании решений — в конце концов, именно поэтому компании или люди обращаются к вам: то, что вы делаете для них — не их основная работа.
P.S. Еще немного о том, как мы улучшаем работу провайдера виртуальной инфраструктуры 1cloud: