Как в СССР копирайт продлевали

Многие знают эпопею с продлением авторских прав в США — так называемый «Закон о защите Микки Мауса». Такое продление принято связывать с интересами крупных правообладателей, например, студии «Дисней». Однако в XX веке авторские права вообще было принято продлевать — и делали это везде, в том числе в СССР. Что особенно интересно — в СССР и новой России авторское право менялось чаще и серьезнее, чем где бы то ни было: от нулевой защиты то действующих 70+ лет. И, что самое любопытное, у нас неоднократно возвращали произведения из общественного достояния и из государственной собственности, в результате многие работы побывали и под защитой, и в public domain по нескольку раз.

6bf927458d6fe003ae70e35881a6e888.jpg

Сейчас расскажу подробнее, но вначале — почему меня вообще заинтересовала тема советских произведений. В конце десятых годов я написал и издал книгу о главном здании (высотке) МГУ. Я хотел использовать в ней массу исторических фотографий и документов, но в процессе оказалось, что большинство этих материалов под копирайтом — и копирайт никак не соотносится с тем, что 1) материалы лежат в архиве, который берет деньги за их публикацию 2) материалы были созданы по заказу государственных организаций (газет, студий и т.д.) Тут стало интересно, почему так происходит: я плачу деньги архиву, плачу условному фотобанку, а автор приходит и предъявляет мне иск?

Сейчас будет подробный ответ.

Ссылка на Большую Серьезную Версию этой статьи

Эту статью я написал на основе нашей с Виталием Елисеевым научной публикации «Проблемы продления срока действия авторских прав». Оригинал можно прочитать по ссылке: Елисеев В.И., Янковский Р.М. Проблемы продления срока действия авторских прав // Предпринимательское право. 2016. № 2. С. 70 — 78.

Революционные перегибы и обнуление авторских прав

До революции в России действовал чрезвычайно прогрессивный Закон «Об авторском праве» 1911 года. Он устанавливал срок защиты авторских прав на литературные, музыкальные и художественные произведения в течение жизни автора и 50 лет после его смерти (спойлер: Россия вернулась к этому сроку только через 80 лет). Труд авторов был достаточно подробно урегулирован, нарушений было немного. С ведущими странами заключили соглашения, чтобы разрешать конфликтные случаи.

 1911: авторское право действует в течение жизни автора + 50 лет

 После революции декрет отменили (вместе со всем Сводом законов Российской империи). Страна экспериментировала с «революционной целесообразностью», приняли целый ряд декретов, практически отменивших авторские права. Названия говорят сами за себя: декреты «Об отмене наследования» (1918), «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием» (1918), «Об отмене права частной собственности на архивы умерших русских писателей…», «Об издании сочинений русских писателей» и т.д. В частности, запретили наследовать авторские права, произведения ведущих писателей принудительно передали в общественное достояние вместе с национализацией типографий. Если вам интересно, об этом хорошо написано в статье Ивана Панкеева «Российское авторское право XX века в нормативных актах».

1918: авторское право не действует

Позже самые одиозные декреты откатили. В 1925 г. срок авторских прав определили в 25 лет с момента публикации произведения, при этом не более 15 лет в случае смерти автора. Однако многие произведения охранялись меньше: фотографии — 5 лет, киносценарии, киноленты, периодические издания — 10.

1925: авторское право действует 5—25 лет с момента публикации

В 1928 году срок охраны продлили: «в течение жизни автора и 15 лет после его смерти». Правда, сокращенные сроки охраны некоторых произведений сохранятся до конца 1960-х годов: те же фотографии охранялись от 5 до 15 лет в зависимости от того, в какой республике СССР они были сделаны.

В связи с законом 1928 года многие произведения, перешедшие в общественное достояние, вернулись под защиту авторского права. Это был первый такой возврат и, пожалуй, самый безболезненный возврат среди всех. Дальше будет жестче.

Николай Островский написал

Николай Островский написал «Как закалялась сталь», будучи неизлечимо больным, и через два года умер. В соответствии с законодательством того времени, роман перешел в общественное достояние уже через 15 лет.

1925: авторское право действует в течение жизни автора + 15 лет

Следующая точка — 1973 год. СССР присоединяется к Всемирной конвенции об авторском праве, и все авторские права приводят к единому знаменателю: в течение всей жизни автора и 25 лет после его смерти. Окончательно отменили сокращенные сроки охраны: теперь все произведения по умолчанию охраняются 25 лет. Произведения, уже перешедшие в общественное достояние по старым правилам, не возвращались под защиту: например, фотография, сделанная в 1960 году в Азербайджанской ССР, оставалась в общественном достоянии, даже если ее автор был жив.

1973: авторское право действует в течение жизни автора + 25 лет

Всемирная конвенция об авторском праве были принята еще при Сталине, но СССР присоединился к ней только при Брежневе

Всемирная конвенция об авторском праве были принята еще при Сталине, но СССР присоединился к ней только при Брежневе

Постсоветские законы и приватизация советских произведений

Следующее продление — начало 1990-х. В 1991 году приняли еще советские Основы гражданского законодательства, установившие для новых произведений срок в 50 лет после смерти автора (тут этот срок наконец сравнялся с дореволюционным). А в 1991 году приняли закон РФ «Об авторском праве…», который распространил новый срок на все ранее созданные произведения.

 Представьте: автор умер в 1960 г., его произведение в лучшем случае охраняется до 1985 года. Но в 1993 году срок продляют, и произведение до 2010 года снова попадает под защиту авторских прав. Профит!

Более того: допустим, автор умер в 1955 году. В таком случае его произведение перешло в общественное достояние в 1970 году и до 1993 года им могли пользоваться все желающие. Пока до 2005 года, но еще не вечер…

Среди юристов разгорелись споры: понятно, что возврат такой кучи произведений из общественного достояния — дело рискованное. Массу произведений успели напечатать, экранизировать, создать производные работы и т.д. Но советские авторы и их наследники уже вдохнули воздух свободы и отступать не собирались: писали открытые письма, давили на депутатов и в итоге добились-таки нужной формулировки. В 2006 год точку в споре поставил Верховный суд, однозначно подтвердив, что произведение вернулись из общественного достояния.

1990/1993: авторское право действует в течение жизни автора + 50 лет

В 2004 г. срок снова увеличили — до 70 лет, а в 2008 году (с принятием 4 части Гражданского кодекса) этот срок снова распространили на все произведения. В итоге многие произведения могли вернуться из общественного достояния дважды: в 90-х и в нулевых. Пока это последнее продление сроков авторских прав и последний массовый возврат произведений из общественного достояния. С 2009 года в нашей стране действует единый срок защиты авторских прав — в течение жизни автора и 70 лет после его смерти. Этот срок прописан в Бернской конвенции и действует и в большинстве стран мира.

2004/2008: авторское право действует в течение жизни автора + 70 лет

Итак, сколько же длились авторские права в СССР?

Я собрал график в Excel и раскрасил его в фотошопе:

Мой график показывает общий срок авторских прав. Были исключения — например, фотографии до 1970-х годов охранялись 5-15 лет с момента публикации. Или для ветеранов ВОВ к срокам добавили 4 года.

Мой график показывает общий срок авторских прав. Были исключения — например, фотографии до 1970-х годов охранялись 5–15 лет с момента публикации. Или для ветеранов ВОВ к срокам добавили 4 года.

Если вы предпочитаете изучать картинки в альбомном формате…

33c2177691061bae719b45b3a2005ea6.jpg

Почему возврат из общественного достояния — это плохо?

Восстановление охраны авторских прав произошло дважды за короткий промежуток времени — в 1993 и 2008 годах. Из-за этого некоторые произведения по два и даже три раза переходили в общественное достояние и восстанавливались из него.

Например, представим фотографию, созданную и опубликованную в 1935 г., автор которой умер в 1949 г. В первый раз она перешла в общественное достояние 1 января 1940 г. и может свободно использоваться до 3 августа 1993 г. С 3 августа 1993 г. по 31 декабря 1999 г. авторские права на фотографию вновь действуют. С 1 января 2000 г. по 31 декабря 2007 г. фотография второй раз находится в общественном достоянии (опустим детали). С 1 января 2008 г. авторские права вновь восстановлены и окончательно истекли 31 декабря 2019 г.

Таким образом, за 85 лет, прошедшие с момента создания фотографии, она охранялась 24 года, а 61 год находилась в общественном достоянии. Все это время автор (и его наследники) скорее всего не интересовались произведением, его публиковали без указания автора и т.п. Такие произведения называют «сиротскими» (orphan works): личность их авторов невозможно установить. И в 1990-х годах масса таких произведений вернулась под копирайт.

К примеру, мой кейс: фотографии в советских журналах. Во многих журналах (например, «Архитектура СССР») фотографии даже не подписывали, а штатных фотографов перечисляли через запятую в конце. То есть в самом журнале нет информации, кто какую фотографию создал. Но даже «сиротские произведения» нельзя использовать без разрешения правообладателя. И если я опубликую такое фото в книге, ко мне в любой момент может прийти автор (или, скорее, его наследник) и вполне законно отсудить много денег.

Получается, что единый срок в 70 лет — это, с одной стороны, удобно (не нужно знать дату создания произведения, только дату смерти автора). Но возврат работ из общественного достояния умножает неопределенность из-за появления массы «сиротских произведений».

Вы, возможно, спросите:, но ведь все эти фотографии были изданы в государственных журналах, авторы получили за них гонорар —разве этого недостаточно, чтобы работа перешла в общественное достояние? Разве я не могу опубликовать фотографию из журнала «Смена» или карикатуру из «Крокодила», ведь их авторы уже получили компенсацию из советского бюджета?

Дело в том, что в советское время действовал другой режим служебных произведений (то есть произведений, созданных по заказу работодателя в рамках служебных обязанностей). Советское право сохраняло за автором права на такие произведения. Поэтому Стругацкие, к примеру, могли печатать рассказ и в журналах, и в сборниках, и не спрашивать разрешения у издательств. В СССР это было оправданно: все равно возможности автора были ограничены, все издательства и журналы были государственными. За произведения, легально изданные за границей, государство забирало практически все гонорары себе (а за нелегальное издание можно было и присесть).

Однако на практике большинство авторов своими правами не пользовались. Например, газетный фотограф отдавал негативы в редакцию (или проявлял сам и отдавал проявленные фото) и забывал о них. Дальше редакция печатала фотографии, передавала негативы в архивы. В 1990-е многие издательства и СМИ перестали существовать, и их коллекции расползлись по музеям и фондам. Однако именно тут права на фотографии возникли у фотографов и их наследников.

Выходит, что с возвратом произведений из общественного достояния наследники корреспондентов, фотографов, авторов кинохроники и т. д. могут претендовать на авторские права, которыми, в сущности, никогда не распоряжались их родители. Эти права зачастую прекращались еще при жизни автора, а затем (с возвратом из общественного достояния) возникали у наследников.

Фотография Евгения Халдея

Фотография Евгения Халдея «Знамя Победы над Рейсхтагом» — работа, засветившаяся сразу в нескольких судебных процессах между наследниками фотографа и различными медиа, в том числе зарубежными.

онечно, когда произведения возвращаются из общественного достояния обратно под охрану авторского права, возникает вопрос, что делать с работами, созданными на их основе за это время. Например, фотография была включена в книгу, литературное произведение было переведено или экранизировано, иллюстрация зарегистрирована в качестве товарного знака и т.д. Какова судьба таких производных объектов?

Яркий пример — спор вокруг фильма «Мастер и Маргарита», снятого Юрием Карой по роману М.А. Булгакова на рубеже 1990-х. Во время съемок роман уже долгое время находился в общественном достоянии; однако с выходом Закона об авторском праве 1993 года «Мастер и Маргарита» снова стал охраняться, и наследники писателя начали спор с продюсерами. В результате фильм был выпущен в свет только в 2011 году.

На постере фильма изображены башни

На постере фильма изображены башни «Москва-Сити», которые были построены через 10 лет после окончания съемок

Итоги

За последний век срок действия авторских прав в нашей стране сначала обнулили, а затем поэтапно увеличивали: до 15, 25, 50 и, наконец, 70 лет с момента смерти автора. Вместе с этим усложнялось законодательство, исчезали нестыковки. Но — большая боль — при этом массу произведений вернули из общественного достояния как минимум трижды. Это было выгодно наследникам авторов, но породило большую неопределенность.

Восстановление авторских прав на произведения, перешедшие в общественное достояние, влечет целый ряд проблем. Так делать нельзя без веских причин и детального регулирования возникающих сложностей. Однако у нас сделали именно так — легкомысленно и безответственно. Теперь приходится создавать дополнительные костыли.

Конечно, проблем с советскими произведениями становится все меньше, поскольку они постепенно переходят в общественное достояние. Но до окончательного урегулирования еще далеко. Так что будьте осторожны, если хотите использовать советские произведения в своих работах.

© Habrahabr.ru