Как устроен рынок сертификации в России

bee978572a444f179ea5c5378fc6023f.jpeg
Достоверных сведений об объеме этого рынка обнаружить не удалось, однако по некоторым данным речь идёт о 500-700 млрд. рублей в год. Здесь мы имеем в виду все услуги, так или иначе связанные с термином “сертификация” — это сертификация соответствия, декларирование, разнообразные испытания и прочее. Иначе все это иногда называется получением разрешительной документации.

В этой статье мы не будем углубляться в различные области сертификации и их особенности. Важно то, что это единый рынок на котором работают одни и те же компании по одним и тем же специфическим законам.

Думаю, для многих неспециалистов будет открытием, что государство делегирует большую часть функций по сертификации сторонним организациям, оставляя себе в основном надзорную роль. Всем известный Ростест — это не наклейка в вашем телефоне, а Слава КПСС — вообще не человек, а одна из аккредитованных на испытания организаций. Да, это ФБУ, но оно работает по тем же правилам, что и частные организации. Просто у Ростеста крупнейшая область аккредитации, они могут многое.

Наклейка в вашем телефоне называется “знак соответствия при декларировании соответствия”, и в конкретном случае может быть получена вовсе без участия Ростеста. Любой из вас, имея цель и соответствующий бюджет, может создать организацию, которая сертифицирует телефоны, например. Это очень сложно, очень дорого, но возможно.


Процессом аккредитации управляет Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация). Которая, что характерно, опять же делегирует большую часть работы сторонним экспертным организациям.

Условно, аккредитованные организации можно разделить на испытательные центры (лаборатории) и органы по сертификации. Центры проводят испытания и выдают протоколы, органы на основании этих протоколов выписывают сертификаты и декларации.

Под гордым, государственным названием “Орган по сертификации” обычно кроется небольшая ОООшечка из нескольких (реже десятков) сотрудников, которые заняты голодными холодными звонками и бумажной работой. Часто такие компании не имеют в штате экспертов, и не могут сами проконсультировать своих заказчиков. В России около 1000 аккредитованных органов по сертификации. Последние годы государство всерьез за них взялось, и многие недобросовестные компании уже лишились аккредитации.

Испытаниями традиционно занимаются специально существующие для этого ГЦИ СИ, разнообразные НИИ и прочие ФГУПы и ФБУ. Дело в том, что для проведения испытаний, как правило, нужно очень дорогое оборудование и штат специалистов. И если оборудование купить не сложно — были бы деньги, то с персоналом ситуация очень непростая. Гос.учреждения имеют подчас уникальное оборудование, опытные кадры и научились даже привлекать молодежь. Однако в таких организациях напрочь отсутствует понимание коммерческой деятельности, продаж, работы с клиентом, рекламы, наконец. А чисто коммерческих лабораторий и испытательных центров немного, они, как правило, небольшие и узко специализированные. Часто они организованы бывшими сотрудниками НИИ со специфическими понятиями о ведении бизнеса.

Все это открывает возможность для существования разномастных “сертификационных центров” — посредников, посредничков, прослоек и прочих прокладок. Масштаб таких компаний — от сотен сотрудников до конторок имени одного человека, работающего из дома и гордо именующегося каким-нибудь ООО “ПромСертТестЭкспертиза”.
Их деятельность никак специально не регулируется, они перезаказывают работы у Органов, лабораторий и даже друг у друга. И если вы привыкли презрительно думать о бизнесе типа “купи-продай” знайте, что вы напрасно обижаете честных торговцев. Посредники обычно работают по схеме “продай-купи”. Они вам “продают” услугу, обязательно берут предоплату, на которую “покупают” ту же услугу у другой организации, только дешевле. Маржа обычно составляет 20-50%. Такая схема позволяет начать бизнес в буквальном смысле с нуля.

Одни из наиболее сложных и дорогих услуг — это испытания в целях утверждения типа средств измерений (СИ). Любой измерительный прибор, применяемый в сфере госрегулирования, должен быть утвержденного Росстандартом типа. Это, например, бытовые счетчики воды и электричества. Раздаточные колонки на заправках. Или комплексные системы контроля параметров АЭС. Для утверждения типа СИ необходимо пройти соответствующие испытания и подготовить массу документов, что может стоить от сотен тысяч (те же счетчики) до миллионов рублей (системы).

И вот, какая-нибудь небольшая компания, под общим трендом импортозамещения разрабатывает какую-нибудь действительно классную и нужную штуковину. Штуковина готова и работает, налажено опытное производство, есть потенциальные клиенты и вроде бы дело остается за малым — получить на продукт какие-нибудь бумажки. И тут выясняется, что разработчики весьма смутно представляют, что им собственно нужно, кто это делает и сколько это стоит. Пробуют обратиться в тот же Ростест — там им нехотя отвечают что вы, ребята, сначала определитесь что вам нужно, правильно оформите заявку да соберите пакет документов по форме. И далее в порядке живой очереди. И не забудьте оплатить счет на стопицот тыщ. Следующий!

Заказчик, быстро устав от Ростеста, идет в интернет и находит десятка три посредников на первых страницах выдачи поисковой системы. В первом никто не отвечает на запросы по почте. Во втором требуют сразу предоставить полный пакет документов и зачем-то выписку из ЕГРЮЛ. В третьем просят сначала предоплату за консалтинг. В четвертом обещают выслать коммерческое предложение, но так и не высылают. В пятом шестом и седьмом приходится разъяснять одни и те же технические вопросы менеджеру, который, похоже ничего не понимает. И наконец он находит компанию с красивым сайтом и продающим лэндингом. По телефону милая барышня волнующим голосом уверенно объясняет, что, куда и сколько платить, и он, конечно, соглашается.
Если посредник опытный — он точно знает, кто может выполнить ту или иную работу, как зайти в тот же Ростест, как подготовить документы, и массу других нюансов. За эти знания он возьмет с Заказчика полуторную или двойную цену.
Но чаще бывает, что посредник понятия не имеет как это делать. Главное взять предоплату, а там видно будет. В лучшем случае это грозит безобразным растягиванием сроков (иногда на годы!), в худшем — посредник будет бесконечно кормить Заказчика завтраками, а потом исчезнет.

Всю эту ситуацию на рынке можно назвать, мягко говоря, нездоровой. Вся идея сертификации оказалась скомпрометирована сложностью получения нужных разрешительных документов. Но как добросовестному производителю или дистрибьютору найти хорошего исполнителя, за разумные деньги, при этом не разъясняя десяткам некомпетентных людей свою задачу, рассылая запросы на КП?

Решение в общем-то давно придумано, это конкурсы или тендеры. Но классические тендерные площадки не помогут сформулировать задачу и собрать документы, в них непросто начать работу, у них масса странных правил, и наконец выигрывает всегда исполнитель с наименьшей ценой, что не всегда хорошо. Поэтому мы с коллегами решили создать площадку, лишенную этих недостатков, и посвященную именно сертификации.

Тут вам помогут сформулировать задачу, собрать документацию и запустить конкурс. Заказчик выбирает победителя сам — по цене, репутации или просто по приятному голосу менеджера. В отличие от тендерных площадок, коммуникации между Заказчиком и претендентом во время конкурса не запрещаются, заказчик может указывать свои контакты. Скоро появится рейтинговая система со звездочками и отзывами. И самое главное — это абсолютно бесплатно для Заказчиков, и будет бесплатно всегда. Такая бизнес-модель.

UPD0: Откровенно говоря, это стартап на этапе тестирования идеи, слепленный в перерывах между работой за несколько выходных. Однако у нас есть эксперты, и мы верим, что делаем что-то нужное. Вместе мы сможем сделать рынок сертификации чище и прозрачнее!

UPD1: кому не нравится сайт — ждем конкретных предложений на доработку! Конкурс на самом сайте.

© Megamozg