Как учиться учиться и для чего интровертам телеграм-канал
Год назад я осознал, что моё развитие как инженера застопорилось. Не то чтобы я перестал изучать что-то новое, скорее страдал от отсутствия системности. Не было понятно, что изучать дальше, что уже получилось изучить и какую пользу из изученного я смог для себя извлёк. Я решил как-то осмыслить процесс самообучения и за год привёл его к системе, которая мне помогает. Хочу поделиться своим методом с теми, кто, как и я, испытывал похожие проблемы.
Расскажу, как смог себе ответить на следующие вопросы:
как понять, куда двигаться в самообучении;
как зафиксировать, какие темы изучил за последнее время;
как оценить, что из изученного удалось понять.
Строю свою собственную «воронку самообучения»
Метод Фейнмана
Пару лет назад я прочитал книгу «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман?» и после неё стал жутким фанатом Фейнмана. В одной из глав учёный рассказывает о своём подходе к изучению нового. Если коротко, его суть в том, чтобы рассказать кому-то то, что ты только что изучил, отловить ошибки в построении изложения, перечитать проблемный участок и изложить его заново, уже с поправками.
Это прям code-test-refactor, только для знаний.
Метод действительно рабочий, но для меня тогда оставалось не вполне понятным, а как выбрать, что изучать? Ведь временами так много хочется изучить, что глаза разбегаются, а иногда вообще ни одна идея не приходит в голову.
Getting Things Done
И тут мне на глаза попалась книга Getting Things Done. На первый взгляд, она не совсем про самообучение, а скорее о том, как сделать поток своих задач более равномерным и перестать продалбывать те или иные дела.
Идея книги в том, что все свои задачи нужно записывать в бэклог. И раз в день или неделю разгребать его: либо выкидывать оттуда задачи, либо перемещать в календарь, либо делать. Эта методика помогла мне избавиться от ситуаций «то густо, то пусто» в поиске тем для разбора.
Взбалтываю, но не смешиваю
Тут пазл и сложился: я взял лучшее из этих подходов и создал свой собственный. Простите мне этот похожий на маркетинговый термин, но я назвал получившееся «воронкой самообучения». Можете заменить его на «пайплайн самообучения» ну или «конвейер самообучения» — как вам нравится.
Выглядит она следующим образом:
Первые четыре шага закрывают вопросы самообучения, которые я сформулировал выше, а последние три пригодятся тем, кому было бы интересно не только самообучаться, но и научиться делиться полученными знаниями и навыками с другими.
Признаться, именно в этом я вообще вижу свою миссию — сделать так, чтобы талантливые инженеры не стеснялись делиться знаниями. Ибо рядом с собой я часто вижу просто невероятных людей, которые делают поистине достойные штуки, способные облегчить жизни тысяч инженеров. Но многие из профессионалов стесняются рассказывать о своей работе, и это невероятно печально.
Последовательно расскажу суть каждого из её этапов с примерами и инструментами. В общем, постараюсь максимально снизить для вас барьер для возможного внедрения этого инструмента в жизнь. Поехали!
Записать идею
Начнём с самого важного и сложного этапа, который требует максимальной дисциплины. Нужно научиться записывать свои идеи. По моим оценкам, сюда должны попадать более 90% идей, которые время от времени приходят вам в голову. Причём это могут быть любые идеи, даже самые безумные, начиная от «хочу почитать книгу по высоконагруженным приложениям» и заканчивая темами, вроде «могу ли я приблизительно рассчитать объём стакана по времени выпивания из него водки?».
Что для этого нужно? Всегда иметь под рукой (на выбор) мобильный телефон, рабочий комп, блокнот и ручку, диктофон или даже скетчбук — в общем, как вам удобно! Если вам удобнее надиктовывать, а не записывать — воспользуйтесь диктофоном или поищите записные книги, которые поддерживают перевод звуков в текст. Словом, максимально облегчите себе процесс записи новой идеи.
Главная мысль: записывать нужно всё. Особенно на начальном этапе. Отсеять нужное от ненужного не составит труда, а вот сделать так, чтобы нужное появилось — сложно, поэтому заносим всё.
Конкретный инструмент, который мне помогает
OneNote на рабочем и домашнем компьютерах и на мобильном телефоне. В нём я создал раздел «Разработка» с секцией «Мысли». Выглядит он так:
Приучил себя заносить новую страницу в секцию «Мысли» каждый раз, когда идея приходит в голову. Тут важно помнить: любая мысль, которая показалась интересной для изучения, достойна того, чтобы быть зафиксированной!
Интересный факт: для меня, например, отсутствие идей — явный признак того, что пора в отпуск.
Прочитать/послушать/посмотреть
На этом этапе останется примерно лишь 40–50% от всех идей, записанных в «Мысли». И это нормально!
Второй этап чуть проще. Главная его идея — не зацикливаться на одном канале получения информации. К примеру, у меня фиксация на книгах отбивала желание копать тему дальше. Я перестал себя мучить и с некоторых пор смотрю ютубные видео, залезая в книги только тогда, когда ютубчик мне их «продаёт».
Я поставил напоминание в календаре, чтобы заглядывать в раздел «Мысли» раз в неделю и заполнять страницу по теме, которую начал изучать.
Эти два этапа дают ответ на вопрос:»как понять, куда двигаться». Появляется явный бэклог тем, которые меня так или иначе интересуют.
Кстати, этот шаг можно использовать не только как простую напоминалку, но и как средство для получения информации о темах, которые для вас самые важные. Записи можно кластеризовать и таким образом выяснять, какая из тем интересует больше в данный момент.
Создать артефакт
По моим оценкам, провести через этот этап важно и нужно больше 90% тех тем, которые вы изучили.
Его суть заключается в том, чтобы записать и зафиксировать в виде текста то, что вы запомнили и поняли на предыдущем этапе. Это может быть любая цитата из изученного материала или ваш собственный вывод. Подойдёт даже такой, где вы признаётесь, что на самом деле ничего не поняли.
Вот как это выглядит для идеи из предыдущего примера у меня:
Этот этап отвечает на вопрос »а что вообще я выучил за последнее время». Теперь у меня есть не только бэклог, но и напоминалки по каждой теме. Так что перед очередным self-assessment можно заглянуть в каждую из записей и быстро вспомнить, что вообще удалось изучить.
Рассказать кому-то одному
Мне кажется, этот этап нельзя пропускать — то есть через него лучше прогнать все артефакты из двух предыдущих этапов, но вы вольны поступать как угодно.
Суть его проста: нужно рассказать кому-то о том, что вы прочитали и о чём создали артефакт. Для интровертов, которые не очень-то любят много взаимодействовать с другими, могут возникнуть сложности. Но я подумал обо всех, и вот мои рецепты.
Начнём с простого: вариант для экстравертов
Найдите самого позитивного человека в вашем окружении.Позитивного — это такого, кому интересно слушать про любую фигню, которую вы изучили. Поведение муравьёв в вашем аквариуме или как высчитать объём купола Исаакиевского собора по площади тени в 12:00. Если кто-то готов обо всем этом внимательно слушать — поздравляю, вы нашли его!
Расскажите ему, что изучили на предыдущем этапе. Скорее всего, вы сами обратите внимание, что при рассказе другому человеку информация начнёт обрастать подробностями и приобретать стройность. А вопросы, которые вам зададут, позволят понять, где в вашем понимании есть пробелы. Это настоящий дебаггинг ваших знаний!
И самое интересное: вариант для интровертов
Заведите телеграм-канал на себя одного. Можете сделать его приватным, но если не страшно, сделайте публичным. Пишите туда о том, что вы изучили, как будто там есть один позитивный человек, которому интересно это читать.
Возможно, дело в психологии, но будьте уверены: когда вы начнёте писать в такой канал, станете замечать пробелы в своих рассуждениях точно так же, как если бы делились новыми знаниями с настоящим человеком. Не знаю, работает ли так у всех, но у меня случилось именно так.
А если вы всё же преодолеете стеснение, добавьте туда одного человека (того самого — самого позитивного) и спрашивайте у него иногда, что он думает о том или другом вашем посте.
Обратите внимание: вариант с телеграм-каналом подойдёт как интровертам, так и экстравертам. Потому что если вы интенсивно учитесь, у вас есть шанс знатно задолбать рассказами и самого позитивного человека в своём окружении. А так, возможно, вы продлите его агонию интерес к ознакомлению с вашими рассказами.
Вот так изменились мои записи с предыдущего этапа из OneNote, когда попали в канал:
В сравнении с предыдущим скриншотом видно, что мысль обрела форму.
Если вы прошли по всем этим четырём этапам, то ответили себе на вопрос »как узнать, что из изученного удалось понять». Потому что если смогли объяснить кому-то и ответить на вопросы, значит, поняли это сами.
Для тех, кто любит пошаговые инструкции
Давайте соберём все шаги в одном месте.
Шаг 1. Заведите OneNote на мобильном и компьютере. Создайте там раздел «Разработка» с секцией «Мысли».
Шаг 2. Приучите себя заносить новую страницу в секцию «Мысли» каждый раз, когда вам приходит мысль в голову.
Шаг 3. Создайте заметку в календаре, которая будет напоминать заглядывать в раздел «Мысли» раз в неделю и заполнять страницу по той теме, что вы начали изучать.
Шаг 4. После ознакомления с материалом делайте короткие или не очень записи о том, что вы прочитали в страничке по теме.
Для экстравертов:
Шаг 5. Найдите самого позитивного человека в вашем окружении.
Шаг 6. Расскажите ему о том, что изучили на предыдущем этапе.
Для интровертов:
Шаг 5. Заведите телеграм-канал на себя одного. Можете сделать его приватным, но если не страшно, сделайте публичным.
Шаг 6. Пишите туда о том, что вы изучили, как будто там есть один позитивный человек, которому интересно это читать.
7-й шаг, опциональный: Ну и конечно, если вы всё же преодолеете стеснение, добавьте туда одного человека (того самого — самого позитивного) и спрашивайте у него иногда, что он думает о том или другом вашем посте.
Если вы испытывали проблемы с самообучением и вас интересовал только поиск тем и то, как с ними разбираться, то здесь вы можете закончить чтение статьи и перейти к внедрению метода в свою жизнь. Дальше я расскажу, что делать, если вы хотите лучше разобраться в какой-то теме, попробовать открыть в ней что-то новое, рассказать об этом на конференции и придать публичности вашим знаниям.
Научился сам — можешь научить других
Рассказать хорошо знакомым людям (8–15 человек)
Этот этап должны проходить темы, которые вам особенно понравились и запомнились.
К этому моменту, скорее всего, вы уже устранили очевидные пробелы в понимании темы и готовы к некоторой критике — правда, пока в доверительной атмосфере. Здесь очень полезно, если у вас на работе есть встречи, на которых в небольшой компании коллег можно обсудить, что интересного каждый из вас сделал или изучил.
У нас в Dodo Egineering для такой «делёжки знаниями», например, есть разные гильдии и комьюнити. Если у вас в компании таких нет, возможно, не лишним будет организовать что-то подобное самому.
Важная, как мне кажется, часть этого этапа заключается в том, что знакомые люди вопросами будут направлять вас к дальнейшему изучению темы: «А что будет, если попробовать так?», «А пробовал ли ты вот в этом случае посмотреть …?», «А знаешь, что есть вот такая альтернатива?». Все эти вопросы сильно помогут продвигаться дальше.
Рассказать более широкой аудитории (15–50 человек)
Желательно, чтобы этот этап проходили все темы с предыдущего. Хотя бы потому, что на нём своими знаниями вы можете поделиться с окружающими и значительно помочь в изучении темы уже им.
Если после предыдущего этапа вы разобрались со всеми возникшими вопросами, то, скорее всего, вы уже довольно глубоко погрузились в тему и можете рассказать даже что-то относительно новое. Такими знаниями необходимо делиться не столько потому, что это полезно вам, сколько потому, что это может быть полезно окружающим.
Такой материал можно нести на большую аудиторию, но для тренировки его лучше отточить на некрупных конференциях перед небольшим количеством людей. Подойдут как небольшие митапы, так и стендапы каких-нибудь комьюнити или более крупные встречи внутри вашей компании. У нас для этого, например, есть «тайная вечеря разработчиков» — Девфорум.
Рассказать всем
Все темы с прошлого этапа могут попасть сюда!
К этому моменту вы уже хорошо ориентируетесь в теме. Понимаете, как рассказать о ней совершенно незнакомым людям, и готовы выносить материал на большую аудиторию. Здесь вам поможет Хабр и большие профильные конференции. Думаю, в такой ситуации вы и сами почувствуете свою готовность к такого рода выступлениям. С темой «Как учиться учиться» я, например, как раз на этом этапе, поэтому и пишу сюда.
Конечно, вы можете перепрыгнуть все эти этапы и сразу выступить на большой конференции или написать статью. То, что описано выше, лишь инструмент, который вы можете внедрять в свою жизнь как есть или изменять под свои потребности.
Я попытался дать плавную схему, которая позволяет максимально снизить барьеры на пути к изучению чего-то самостоятельно и понять, какие новые знания закрепились лучше всего. А ещё к тому, как вынести это на большую аудиторию и начать делиться знаниями с остальными.
Спасибо всем, кто дочитал — надеюсь статья принесёт пользу! Было бы здорово в комментариях узнать, какие у вас есть сложности с самообучением: есть ли какие-то свои схемы? Может, они чем-то похожи на эту?