Как тестировать методы REST API

Когда ручного тестировщика впервые просишь проверить метод REST API, того охватывает паника: «Как это делать? Я вообще почти ничего не знаю про API. Что делать? Как это тестировать?»

Спокойно. Без паники =) Я уже рассказывала на простом языке, что такое API. А сегодня я расскажу о том, как его тестировать. На самом деле почти также, как GUI: в первую очередь это тест-дизайн и придумывание проверок, а потом уже всякие API-штучки. Но и про них не стоит забывать.

Я дам вам чек-лист, к которому вы сможете обращаться потом — «так, это проверил, и это, и это. А вот это забыл, пойду посмотрю!». А потом мы обсудим каждый пункт — зачем это проверять и как.

После теории будет практика! Для неё возьмем метод doRegister системы Users — он находится в открытом доступе, можете дергать по ходу чтения и проверять =) 

Чек-лист проверок

Общий чек-лист:

  1. Правильное тело (пример)

  2. Бизнес-логика: позитив, негатив

  3. Различные параметры (обязательность, работа параметров)

  4. Перестановка мест слагаемых (заголовки, тело)

  5. Регистрозависимость (заголовки, тело)

  6. Ошибки: не well formed xml / json

Где искать параметры:

Тестирование параметров:

  1. Правильный параметр (из примера)

  2. Обязательность (что, если параметр не указать?)

  3. Бизнес-логика (тест-дизайн)

  4. Регистрозависимость (если параметр текстовый)

  5. Перестановка местами

То есть берём REST-часть и обычную, применяем тест-дизайн, словно это параметр в графическом интерфейсе.

Тестирование заголовков:

  • Заголовки из документации работают (в целом)

  • А если какой-то не передать? (обязательность)

  • А если передать, но неправильно? (текст ошибки)

  • Позитивные тесты по доке

  • Регистронезависимость заголовков

Что смотрим в ответе:

  • Status Code

  • Body

В теле смотрим:

  1. Какие поля вернулись в ответе?

  2. Значения в полях

  3. Текст ошибок 

Поля в ответе нужно:

Кратко прошлись, теперь разберемся в деталях и с примерами.

Позитив или негатив?

Я учу начинающих тестировщиков так: ВСЕГДА сначала позитивное тестирование, а потом негативное. Иначе вы успеете проверить всякий треш, а с нормальными данными система работать не будет. 

Однако в случае тестирования интеграции негатив может оказаться приоритетнее. На одном из рабочих проектов обсуждала это с архитектором, который разрабатывает системы для интеграции — как заказное ПО, так и общедоступное. Он учил меня так:

Сначала надо проверить негатив. Потому что разработчики продукта, которые подключают наше API, всегда будут напарываться на грабли. Не прочитали документацию / прочитали криво — получили ошибку.

И нужно, чтобы по сообщению об ошибке они поняли:

— Что они сделали не так

— Как это исправить

Это нужно для того, чтобы уменьшить количество обращений в тех. поддержку.

Так что проверьте сначала всякие извращения, а потом, пока разработчик чинит найденные баги, сидите со своими позитивными тестами и позитивными сценариями.

В целом, есть логика в его словах. Ну и плюс всё зависит от времени, если вам позитивные тесты погонять займет полчасика, то проще начать с них. А если там куча сценариев + обязательные автотесты часа на 4, то можно сначала погонять руками, выдать пачку замечаний и сидеть спокойно писать свои тесты.

Обсудите со своими разработчиками, как им будет удобнее — чтобы вы сначала потыкали «на слом» и прислали очевидные баги, или вдумчиво проверили всё и прислали результат одним файлом. Как им удобнее, так и делайте. 

Но лично я всё же считаю, что как минимум основной сценарий позитивный проверить надо. И желательно пару ответвлений от него.

В каком порядке тестируем

1. Примеры в ТЗ

Самое простое, что можно сделать — дернуть пример из документации, чтобы посмотреть, как метод вообще работает. А потом уже писать обвязку в коде.

Это пойдут делать тестировщики, получив от вас новый функционал. И это же сделает разработчик интеграции / другой пользователь API.

Отсюда вытекают следующие выводы:

а) Примеры в документации должны быть! Причем желательно не один, а на каждый интересный кейс. Чтобы на него точно обратили внимание!

б) Примеры тестируем в первую очередь, потому что именно их дернут первыми. И потом будут делать по аналогии.

Практика на примере Users

В Users есть только один пример:

{

    "email": "milli@mail.ru",

    "name": " Машенька",

    "password": "1"

}

Его и попробуем отправить!

5a24049deb32893af88619d9837ca8e3.png

Упс, ошибочка… Читаем её внимательно:  

" email milli@mail.ru уже есть в базе"

В целом логично, раз метод создает нового пользователя, может быть ограничение уникальности. Смотрим в ТЗ, и правда:

Имя и емейл должны быть уникальными

Значит, метод не идемпотентный… Нельзя просто взять пример из ТЗ и отправить не глядя.

Справка

Метод HTTP является идемпотентным, если повторный идентичный запрос, сделанный один или несколько раз подряд, имеет один и тот же эффект, не изменяющий состояние сервера. Корректно реализованные методы GET, HEAD, PUT и DELETE идемпотентны, но не метод POST. © developer.mozilla.org

Нужно взять пример и отредактировать его так, чтобы данные стали уникальными. Можно от руки дописать несколько циферок:

{

    "email": "milli5678@mail.ru",

    "name": " Машенька5678",

    "password": "1"

}

А можно использовать функционал Postman, который позволяет указать рандомные значения — динамические переменные. Пожалуй, мне хватит $randomInt. Но так как я отправляю запрос в JSON-формате, то надо обернуть переменную в фигурные скобки, иначе постман считает её как простой текст:

{

    "email": "milli{{$randomInt}}@mail.ru",

    "name": " Машенька{{$randomInt}}",

    "password": "1"

}

Сработало!

29de36279edff24ac8579d79f7cbc606.png

См также: Как понять, что мы отправляли, какую переменную?  

Пример проверили, отлично. Он рабочий, но не идемпотентный, так что его нужно скорректировать под себя. Документация НЕ неправильная, запрос рабочий, если его прогонять на пустой базе в первый раз.

Однако пользователи бывают разные. Они вполне могут скопипастить пример, отправить его, получить ошибку и прибежать в поддержку ругаться, не читая сообщение об ошибке — у вас плохой пример, он не работает. 

И чем больше у вас пользователей, тем больше таких вопросов будет. Заводить ли тут баг на правку документации? Можно предложить дописать в ТЗ как-то так:

Запрос (для проверки запроса исправьте имя пользователя и email, чтобы они были уникальными): …

То есть заранее подсказываем, что надо изменить, чтобы запрос сработал AS IS. Можно было бы и пример с рандомными переменными постмана дать, но тут надо понимать, что через постман его будут дергать тестировщики и аналитики со стороны заказчика.

Разработчики же должны написать код, используя ваш пример. А они тоже любят копипастить))) И если дать пример, заточенный под постман, то к вам снова придут с вопросом, почему ваш пример не работает, но уже в коде. И тут опять или писать около примера, что »$randomInt — переменная Postman, она тут для того-то», или всё же примеры оставить в покое.

Я не вижу особой проблемы в текущем описании, это не повод ставить баг на документацию. Пример нормальный и рабочий. А если принесет головную боль поддержке, тогда и замените.

В нашей доке всего 1 пример. Если бы их было больше, надо было бы вызвать все. Именно на примерах пользователи учатся работать с системой. Дернули, получили такой же ответ, изучили его, осознали, запомнили =)

2. Основной позитивный сценарий

Чтобы настраивать интеграцию, разработчику той стороны нужен работающий сценарий. Самый основной, все ответвления можно отладить позже.

В идеале он берет этот сценарий из примера. Если примеров нет, будет дергать метод наобум, как он считает правильным. Знаете, как с новым девайсом — сначала попробовал сам, если не получилось, пошел читать инструкцию.

Тем не менее у разработчика есть основной позитивный сценарий его системы, его он и будет проверять. И тестировщик должен проверить его в первую очередь.

Практика на примере Users

А у нас есть пример, так что основной позитивный сценарий мы уже почти проверили!  

Почему «почти»? Мы проверили, что система вернула в ответе «успешно создалась Машенька562», но точно ли она создалась? Может быть, разработчик сделал заглушку и пока метод в разработке, он всегда возвращает ответ в стиле «успешный успех», ничего при этом не делая.

Так что идем и проверяем, есть ли наша Машенька в GUI — http://users.bugred.ru/. Ищем поиском — есть!

7e0bf97063313c4749d6a4b1a784047c.png

Проверяем все поля:

  • Емейл правильный, какой мы отправляли.

  • Автор «rest», что логично.

  • Дата изменения — сегодня, что тоже правильно.

Значит, пользователь правда создан! Хотя постойте… Я же выполняла не метод CreateUser, а doRegister. Его основная цель — не создать карточку, а зарегистрировать пользователя в системе. Просто при регистрации карточка автоматом создается, поэтому её тоже зацепили проверкой.

А как проверить, что регистрация прошла успешно? Правильно, попробовать авторизоваться!

Нажимаем «Войти» и вводим наши данные: milli754@mail.ru / 1

4afcad232ec88377df19fdc16a70c3f2.png

Вошли! Ура, значит, регистрация правда сработала. Вот теперь мы закончили с основным позитивным сценарием.

3. Альтернативные сценарии

На самом деле если в ТЗ нет отдельно выделенного сценария использования, то можно объединить пункты «альтернативные сценарии» и «негативное тестирование», потому что по факту после базового теста мы:

  1. Читаем каждое предложение из ТЗ, «Особенности использования» или как этот раздел у вас называется

  2. Продумываем, как его проверить: как позитивно, так и негативно.

Но давайте для чистоты эксперимента попробуем разнести эти пункты отдельно. Тогда в альтернативы попадают все дополнительные условия, которые накладываются на посылаемые или возвращаемые данные.

Практика на примере Users

Читаем особенности использования:

Пользователь создается и появляется в системе.

Это мы уже проверили. Дальше:

Автор у него всегда будет «SOAP / REST», изменять его можно только через соответствующий-метод.

Автора тоже проверили, но только вот в ТЗ он указан капсом, а по факту создается в нижнем регистре. Это уже небольшой баг, скорее всего документации, так как некритично и проще доку обновить. Сделали заметочку / сами исправили доку, если есть доступ.

А дальше видим, что изменять только только через соответствующий метод. Ага, то есть если создали через REST, менять можно тоже только через REST, через SOAP нельзя. И наоборот. Это и проверим.

Для начала под Машенькой в ГУИ посмотрим, есть ли возможность отредактировать собственную карточку — нету. Ок. Открываем в SOAP Ui WSDL проекта — http://users.bugred.ru/tasks/soap/WrapperSoapServer.php? wsdl, и смотрим, каким методом можно вносить изменения.

Нам вполне подойдет UpdateUserOneField, он обновляет одно любое поле пользователя. А как понять, какие поля есть? Покопаться в документации. В Users описаны не все методы, но есть описание CreateUser, где можно взять названия полей. Допустим, хочу обновить кличку кошки — cat. Получается запрос:



   

   

      

         milli754@mail.ru

         cat

         Еночка

      

   

Отправляем, хммммм:

Поле cat успешно изменено на Еночка у пользователя с email milli754@mail.ru

Проверяем в интерфейсе, находим карточку пользователя и жмем «Просмотр» (прямую ссылку давать бесполезно, база дропается каждую ночь, тут только самому создать и посмотреть). Значение обновилось:

b5abe212adcdf28ab1e49fa3aab3a8b8.png

Значит, условие из ТЗ не выполнено, можно ставить баг!

А мы пока читаем дальше:

Имя и емейл должны быть уникальными

Раз должны, то будет ошибка в случае неуникальности. А мы решили вынести тестирование негативных сценариев отдельно. Видите, решение тестировать альтернативы отдельно от негативного сразу оказалось не самым удобным — куда лучше просто читать ТЗ и каждый пункт проверять. Так хоть не запутаешься, что проверил, а что ещё нет… Однако в рамках статьи мы всё-таки рассмотрим негативные тесты отдельно. 

Пока же смотрим дальше —, а всё, кончилось ТЗ, метод то простенький. Тогда переходим к негативу!

4. Негативные сценарии

По факту это проверка сообщений об ошибках. Смотрим на метод и думаем, как его можно сломать? Сначала бизнесово, а потом API-шно…

С бизнесовой точки зрения очень удобно, когда все ошибки прописывают прямо в ТЗ. Получается руководство к действию! Это можно быть разделение на «Особенности использования» и «Исключительные ситуации», как в Folks (логин для входа тут). Тогда тестируем блок «Исключительные ситуации».

Или вот описание Jira Cloud REST API, выберем в левом навигационном меню какой-нибудь метод, например «Delete avatar». Там есть описание метода, а потом в блоке Responces переключалки между кодами ответов.

Ну так вот все желтые коды — это ошибки. Открываем каждую, читаем «Returned if» и выполняем это условие, очень удобно:

f51bc1a0675f4b3a6fa9b43d7168c252.png

В общем, если есть отдельно про ошибки — класс, проверяем по ТЗ. А потом ещё думаем сами, что там могло быть пропущено.

Плюс проверяем логику ошибок в API, но о ней чуть позже. Сначала бизнес-логика, потом уже серебряная пуля типа well formed json.

Практика на примере Users

Ограничение в ТЗ:

Имя и емейл должны быть уникальными

Для проверки нам надо сделать неуникальным:

  1. имя

  2. емейл

  3. оба поля сразу

Можем взять за основу наш исходный запрос, который 1 раз создался:

{

    "email": "milli754@mail.ru",

    "name": " Машенька562",

    "password": "1"

}

И варьируем его

1. Уникальный емейл, дубликат имени

{

    "email": "milli{{$randomInt}}@mail.ru",

    "name": " Машенька562",

    "password": "1"

}

2. Уникальное имя, дубликат емейл

{

    "email": "milli754@mail.ru",

    "name": " Машенька{{$randomInt}}",

    "password": "1"

}

3. Дубликаты сразу имени и емейл

{

    "email": "milli754@mail.ru",

    "name": " Машенька562",

    "password": "1"

}

И смотрим на ответ. Понятно ли нам из сообщения об ошибке, что именно пошло не так? А статус-код соответствует типу ошибки?

5. Параметры запроса

На входе мы передаем какие-то параметры. И теперь нам нужно взять каждый параметр и проверить отдельно. Как проверяем:

  1. Обязательность

  2. Перестановка мест слагаемых

  3. Бизнес-логика

Про первые 2 пункта мы поговорим чуть позже, сейчас сосредоточимся на бизнес-логике.

Вот у вас есть параметры запроса. Как их проверять? Если вы впали в ступор сейчас, то просто представьте себе, что это не API, а GUI. Что у вас в интерфейсе есть форма ввода с этими полями? Как будете тестировать? Вот ровно так и тестируйте, выкинув разве что попытку убрать ограничение на клиенте (снять с поля maxlenght).

Практика на примере Users

По ТЗ входные параметры:

Имя параметра

Тип

Обязательный?

Описание

email

строка

да

email пользователя

name

строка

да

имя пользователя

password

строка

да

пароль

Тестируем каждый параметр в отдельности. И тут, как и в GUI, надо понимать:

  • Есть ли какие-то проверки у поля? Проверяется ли email по маске email-а? Имя выверяется по справочникам? Или это «просто строка, как прислали, так и сохранил?»

  • Куда данные идут дальше, где отображаются? В приветствии, в отчете, в личном кабинете, где?

  • Как они потом используются? На емейл придет письмо?

email

Вроде доп. проверок разработчик не делал, но точно я этого не знаю. Поле базовое, может есть прям во фреймворке какие-то проверки, или в интернете скопипастил… Так что тут стоит убедиться, что email корректный.

Можно взять за основу вот этот чек-лист, но часть проверок скомбинировать

  1. Корректный существующий email, куда может прийти почта — подставляем свой (начинаем всегда с корректного)

  2. Верхний регистр, цифры в имени пользователя и доменной части — TEST77@mail9.ru

  3. Email с дефисами и нижним подчеркиванием — test_user-1@mail_test-1.com

  4. Email с точками в имени пользователя и парой точек в доменной части — test.user@test.test.test.ru

А дальше идут интересные тесты, которые по идее должны падать, но упадут ли в Users, есть ли там такие проверки?

  1. Email без точек в доменной части — test@mailcom

  2. Превышение длины email (>320 символов)

  3. Отсутствие @ в email — testmail.ru

  4. Email с пробелами в имени пользователя — test user@mail.ru

  5. Email с пробелами в доменной части — test@ma il.ru

  6. Email без имени пользователя — @mail.ru

  7. Email без доменной части — test@

  8. Некорректный домен первого уровня (допустимо 2–6 букв после точки: .ru) — test@mail.urururururu

Помним, что имя должно быть быть уникальным при этом, потому что негативные тесты мы не смешиваем, только если в этом состоит сам тест «а что, если несколько полей сразу плохие». Так что пример запроса:

{

    "email": "test@mailcom",

    "name": " Машенька{{$randomInt}}",

    "password": "1"

}

И сервер отвечает — некорректный емейл!

ec4f682f43da4284a1842fedd8189b90.png

Так что проверки на емейл нужны, особенно — на некорректный.

name

Имя можно тестировать по разному. Если по нему определяется пол, тесты будут одни, если предлагаются подсказки, другие, а если это простая строка — третьи.

Так вот, в Users имя — это простая строка. Пол по ней не определяется, оно просто сохраняется в системе, разве что в правом верхнем углу отображается

dc6aa0a0807437e128c500a83ff39b50.png

Поэтому закапываться в «а теперь проверим мужское имя, и женское, и…» смысла нет. Так что наша задача — проверить:

  • Что это правда простая строка и туда влезет всё, что можно

  • Максимальную длину изучить

Ну и начинаем с позитивного теста. Итого получаем:

  1. Простое имя типа «Ольга»

  2. Имя с разным регистром, разными буквами и спецсимволами (все спецсимволы можно перечислить) — если есть ограничение по длине, разобьем на разные тесты

  3. 1 000 символов — ищем верхнюю границу, если она есть. Заодно смотрим, как это выглядит в интерфейсе и корректируем тест.

  4. 1 000 000 символов — ищем технологическую границу

Обратите внимание на то, что мы вроде как тестируем API-метод, но после его выполнения лезем в графический интерфейс и проверяем, как там выглядит результат нашего запроса.

А всё почему? Потому что нет абстрактных методов, которые делают «ничего», просто отправляются. Они все зачем-то нужны. В нашем случае — чтобы создать пользователя в системе. И важно понимать, а что будет потом с нашими данными? Будут ли они нормально отображаться в интерфейсе? Ведь если нет, то надо ставить ограничение на API-метод.

Поэтому помните, что API и GUI идут рука об руку, а не живут в разных мирах.

Password

На пароле тоже никаких ограничений нет — мы это знаем, потому что уже отправляли запрос с паролем »1». Вот если бы были всякие «нужны заглавные буквы» и прочее, мы бы провели тесты «а если пароль ненадежный» и посмотрели на качество сообщения об ошибке, а так тесты будут как у имени:

  1. Обычный пароль типа 1

  2. Смесь из разных регистров, разных букв и спецсимволов — если есть ограничение по длине или составу, разобьем на разные тесты

  3. 1 000 символов — ищем верхнюю границу, если она есть. Заодно смотрим, как это выглядит в интерфейсе и корректируем тест.

  4. 1 000 000 символов — ищем технологическую границу

6. Остальные тесты

А дальше мы уже идем по специфике API:

  • Перестановка мест слагаемых (заголовки, тело)

  • Регистрозависимость (заголовки, тело)

  • Well formed xml / json

На конкретных примерах мы остановимся подробнее в следующих разделах. Просто важно не забывать про эти тесты. Этим и отличается API от GUI — тут нельзя снять границу из серии «убрать maxlenght», зато можно и нужно проверить особенности API запросов.

Что тестируем в запросе

Заголовки (Headers)

Заголовки должны где-то обрабатываться:

— на сервере;

— на клиенте;

Иначе они не нужны, только лишний трафик гонять. Мы ведь передаем сообщение по сети, если интернет плохой, то каждый байт на счету. Зачем отправлять информацию, которую никто не использует?

Так что разработчики используют »Принцип меньшего зла»: заголовок или кем-то обрабатывается, или он вообще не нужен.

Если заголовка нет:

— используется дефолтный, прописанный в коде;

— он вообще не нужен;

Язык должен указываться всегда, иначе непонятно, как вернуть ответ от сервера. Но разработчик может в код зашить русский язык, и тогда даже если вы передадите заголовок «Accept-Language: en-US», то ответ получите на русском.

Почему? Потому что разработчик игнорирует этот заголовок, он его не считывает из запроса в принципе. Его право =) 

Возможные ситуации, которые надо проверить

Заголовок не передан, как система реагирует:

— выдает ошибку → понятно ли, что мне надо сделать?

— применяет поведение по умолчанию (если язык не передан, используй русский)

Заголовок передан:

— верно

— неверно → какая ошибка?

Плюс регистрозависимость. Согласно спецификации, все заголовки должны быть регистронезависимы. И неважно, как я их передаю. Могу в CamelCase (первая буква большая, остальные мелкие), могу в верхнем регистре, причем как значение заголовка, так и его название, могу как-то ещё:

  • Accept: application/json

  • Accept: APPLICATION/JSON

  • ACCEPT: application/json

  • ACCEPT: APPLICATION/JSON

  • ACcePT: APPlicATIon/JSon

Проверить эти варианты — очень важно. Потому что за регистронезависимость отвечает разработчик, сама по себе из воздуха она не появится. Он должен прописать это в коде.

Был случай у моих коллег — заголовок проверили, всё работает. Но проверили по доке, прислали значения «как указано». Вот Accept может быть (как передаются входные данные):

  • application/json

  • application/xml

А потом пользователи приходят и жалуются на ошибки «у вас плохой заголовок». При том, что заголовок они отправили правильный. Начали разбираться — запрос идет не напрямую на сервер, он проходит через прокси Nginx. А Nginx меняет заголовки на upper case: ACCEPT: APPLICATION/JSON.

Система к такому не готова, она ищет «Accept», не находит его и выдает ошибку. А переданный заголовок игнорирует. Так что проверять регистр — надо!

Итого — тестирование заголовков в API

  • Заголовки из документации работают (в целом)

  • А если какой-то не передать? (обязательность)

  • А если передать, но неправильно? (текст ошибки)

  • Позитивные тесты по доке

  • Регистронезависимость заголовков

Практика на примере Users

В документации вообще ничего не сказано про заголовки. Поэтому проверяем, можно ли отправить сообщение без них. Идем на вкладку Headers и снимаем все галки, если они по каким-то причинам там стояли. Запрос сработал успешно:

03009151ec44171e59f8b437c716ab27.png

Но обратите внимание, что в постмане есть ещё скрытые заголовки (hidden):

02d0f819953517293d04c2f1406466e3.png

Это те заголовки, что генерирует сам постман. По сути постман — это клиент, помогающий нам отправить запрос на сервер. И у него есть какие-то свои фишечки, ограничения, заголовки опять же. 

Можно нажать на это сообщение »(цифра) hidden» и раскрыть этот список (а потом всегда можно нажать на кнопку «hide hidden»:

bdca30e45442686bd3eb2a668f53de8a.png

Это некий стандарт, дефолтные значения по умолчанию. Тот же Cache-Control, раз вы его не передаете, по факту он вам не нужен, то есть как если бы вы указали «no-cache».

Но учтите, что если снять тут все-все-все галки, система может выдать ошибку:

0db02aea832880c2724607235104ee64.png

Плохо ли это? Стоит ли заводить баг «в документации сказано, что можно без заголовков, а так не работает» — нет. Для начала попробуйте отправить запрос через curl и посмотрите на результат.

Помните, что Postman — это всё-таки клиент, у которого есть свои навороты. Так что пусть он их накручивает сколько влезет, эти хидден-заголовки тестировать особо не надо. А вот послать хотя бы разок честный curl — надо!

Так что прячем hidden-заголовки и проверяем без них в этом пункте. Да, doregister без заголовков работает, всё ок.

Тело запроса (body)

Что мы тут тестируем:

  1. Правильное тело (пример)

  2. Различные параметры (обязательность, работа параметров)

  3. Бизнес-логика

  4. Ошибки: бизнес-логика

  5. Перестановка мест слагаемых

  6. Регистрозависимость

  7. Ошибки: не well formed xml / json

Пункты 1–4 мы уже обсудили выше. Идем по ТЗ и каждую строчку изучаем и проверяем. 

Перестановка мест слагаемых

Это как раз особенность API, поэтому очень важно её проверить. Бизнес-логика и проверки «а что можно ввести в такое-то поле» одинаковы для GUI и API, а вот переставить поля местами в графическом интерфейсе не получится.

При этом в API это сделать проще простого. Мы ведь передаем пары «ключ-значение». Что будет, если мы попробуем поменять их местами?  

В идеале ничего не случится, потому что принимающая система должна из запрос цеплять информацию именно по названию ключа, а не делать «select *» и потом говорить «для первого поля из запрос проверь то, для второго сделай это…». 

Ведь потом изменится входной запрос и у нас вся интеграция сломается! А это нехорошо… Так что смотрим как система реагирует на перестановки.

Регистрозависимость

Вы же помните о том, что регистронезависимость не появляется из воздуха? Её делает разработчик. Поэтому и проверить «как ведет себя система» — тоже надо. И в заголовках, и в теле, и в параметрах URL —  вообще везде, где есть символы.

Ошибки в ответе от сервера

Всегда обязательно изучаем ошибки. Помимо ошибок в бизнес-логике есть ещё неправильно составленный запрос. То есть не well formed. Пробуем такой послать и смотрим на адекватность ошибки

См также:

Правила Well Formed XML

Правила Well Formed JSON

Практика на примере Users

По бизнес-логике мы уже прошли, теперь пойдем по API-части:

1. Перестановка мест слагаемых

В json пробуем перестановку:

{

    "name": " Машенька{{$randomInt}}",

    "email": "test{{$randomInt}}@mail.com",    

    "password": "1"

}

Ура, работает! А как насчет form-data? Тоже всё ок, это хорошо:

dc0806c1387d3ec871a191f2741fda10.png

2. Регистрозависимость

Мы уже поняли, что в Users регистронезависимости может и не быть. Поэтому проверим на одном поле для начала. И не email, а то с ним может быть ложная уверенность в корректной ошибке:

{

    "email": "test{{$randomInt}}@mail.com",  

    "NAME": " Машенька{{$randomInt}}",   

    "password": "1"

}

Запрос не сработал, увы: «Параметр name является обязательным!»

667391d2fe8bff5af0b983b9d22a3010.png

Названия ключей регистрозависимы. Это не очень хорошо, хотя и некритично. Такой баг разработчик может не захотеть исправлять, «пусть присылают по документации». Ну что же, тогда единственным аргументом будет потом количество обращений в поддержку. 

Но мы, по крайней мере, получили информацию по работе системы.

3. Well formed

У нас на входе json, смотрим его правила:

  1. Данные написаны в виде пар «ключ: значение»

  2. Данные разделены запятыми

  3. Объект находится внутри фигурных скобок {}

  4. Массив — внутри квадратных []

И пытаемся сломать. Вообще самая частая ошибка — это запятая после последней пары «ключ: значение». Мы обычно скопипастим строку из середины (вместе с запятой), поставим в конец объекта, а запятую удалить забудем. Получится как-то так:

{

    "email": "test{{$randomInt}}@mailcom",

    "name": " Машенька{{$randomInt}}",

    "password": "1",

}

Отправляем такой запрос. М-м-м-м, ответ как-то не очень:

f95d421ac508087570ab2aecf40491be.png

Это постман мне настойчиво подсвечивает красным лишнюю запятую, а если вызов идет из кода и там подсветки нет, то как понять, что пошло не так? Из текста сообщения об ошибке. Только вот из такого текста разработчик очень долго будет угадывать, что не понравилось системе… Нехорошо, стоит завести баг.

Попробуем другие способы сломать формат:

— не в виде пар «ключ: значение»

{

    "email": "test{{$randomInt}}@mail.com",

    "name": " Машенька{{$randomInt}}",

    "password"

}

Ответ будет такой же — «Параметр email является обязательным!»

Заметьте, что если мы «сломаем» так email, будет ложное ощущение, что система работает хорошо и правильно дает подсказку. А на самом деле нет… 

Так что если уже замечали странности раньше, проверяем на другом поле — на пароле, а не емейле. И видим, что ошибка непонятная.

— данные не разделены запятыми

{

    "email": "test{{$randomInt}}@mail.com"

    "name": " Машенька{{$randomInt}}"

    "password": "1"

}

— объект в квадратных скобках, а не фигурных

[

    "email": "test{{$randomInt}}@mail.com",

    "name": " Машенька{{$randomInt}}",

    "password": "1"

]

Ответ везде одинаковый — «Параметр email является обязательным!»

Не очень хорошо, в ожидаемый результат чек-листа проверок мы запишем что-то более «правильное» =)) Например, ошибка 400 и сообщение «Не well formed json в запросе».

URL

Там тоже могут быть параметры. Обычно это в методе GET делается, прямо в параметры URL зашивается какая-то информация. Например, идентификатор элемента, который мы хотим получить.

Тестируем точно также, как если бы параметр был в теле:

  1. Правильный параметр (из примера)

  2. Обязательность (что, если параметр не указать?)

  3. Бизнес-логика (тест-дизайн)

  4. Регистрозависимость (если параметр текстовый)

Практика на примере JIRA

Почему не на примере Users? А потому что в методе doRegister нет параметров, которые передаются в URL. Да и вообще в Users их нету, там даже get через POST сделан, но сейчас не об этом…

Поищем примеры в Jira Cloud REST API. Например, метод «Get Issue», вот какой у него URL:

GET /rest/api/3/issue/{issueIdOrKey}

Мы передаем в URL или id задачи, или её ключ. Условно говоря, это или что-то типа »13005» или «TEST-1». 

И вот тут мы уже можем развернуться!

Правильное значение

Базовый позитивный тест, что метод в целом работает. Вызываем обязательно и так, и так:

  • 13005

  • TEST-1

Обязательность

Попробуем не передать параметр:

/rest/api/3/issue/

/rest/api/3/issue

Тест-дизайн

Тут стоит подумать в тему состояний объекта. Пробуем получить:

  • Свежесозданную задачу

  • Несколько раз измененную / отредактированную

  • Заполненную по минимуму / по максимуму

  • В разных статусах

  • Закрытую

  • Удаленную

  • Не существующую (такого номера ещё нет — это отличается от «он есть в базе, но задача была закрыта»)

Регистрозависимость

При передаче issueId этот пункт не проверить, цифры сами по себе регистронезависимы. Но если мы передаем задачу через Key, то это уже символы. Значит, проверка актуальна:

/rest/api/3/issue/test-1
/rest/api/3/issue/TEst-1

Тип метода

Что будет, если мы «подменим» тип запроса?

POST → GET (совсем разные типы запросов)

POST → PUT (похожие типы)

Как система отреагирует? Она может или отработать «словно так и надо», или выдать ошибку. И тут следим за тем, чтобы ошибка была внятной и понятной.

А ещё может показаться, что игнорирование ошибок пользователя — это хорошо. Но далеко не всегда. Например, у меня был случай, когда на проекте обновили библиотеку и она стала намного жестче с ошибкам интеграции. Тут то и выяснилось, что запросы исходные системы присылали «кто во что горазд». 

Если бы система сразу падала, то на первичной интеграции пришлось бы поднапрячься побольше, зато дальнейшие переходы были бы бесшовными. А когда уже всё в продакшене, это будет стопить обновление релиза. Так что может, лучше заранее начать ловить за руку «ты мне какой-то треш» шлешь?

Практика на примере Users

Меняем в запросе тип метода с POST на GET —, а ему всё равно, успешно!

ebcf088db1defbda6b12353ddf521761.png

Нельзя сказать, что это прям вау-поведение, но для Users это нормально =)

Что тестируем в ответе

Тело ответа

Чек-лист проверки:

  1. Какие поля вернулись

    © Habrahabr.ru