Как стать звукоинженером: Советы профессионалов
Крэйг Бауэр (Craig Bauer): «Есть мнение, что стать успешным звукоинженером можно только по счастливой случайности. Лично я считаю, что удача приходит тогда, когда вы усердно работаете и проявляете настойчивость».
Тот факт, что звукоинженеры зарабатывают большие деньги и получают мировую славу, штурмуя вершины музыкальных чартов, вдохновляет многих молодых людей пойти по их стопам. Однако они не до конца представляют, сколько сил и времени нужно потратить, чтобы добиться таких высот.
Томас Грэм (Thomas Graham), менеджер по маркетингу Avid, ввиду своей деятельности часто общается с профессиональными звукоинженерами, большинство из которых с радостью делится своим опытом. Как-то раз Томас задал им вопрос: «Какой совет вы можете дать студентам или начинающим звукоинженерам, которые хотят заниматься тем же, чем и вы?»
Мик Газааски, который работал с такими звездами, как Daft Punk, Фаррелл Уильямс, Мадонна и Снуп Догг, с малых лет увлекался электроникой и звуком. Он желал узнать о музыке и звукозаписи как можно больше.
Мик говорит, что работал в магазине аудиотехники, потому что ему нравилось разбирать и собирать различные устройства. Он даже собрал у себя дома небольшую студию.
Мик Газааски (Mick Guzauski) — удостоен премии Грэмми 14 раз / Фото avid.com
«В наши дни доступ к высококачественной аппаратуре есть у каждого — начните с основ, разберитесь, как работают эти системы, поэкспериментируйте! Запишите демо для какой-нибудь группы.
Когда освоитесь с оборудованием, возьмите пару уроков по звукозаписи. Сейчас, наверное, не так легко получить работу ассистента в студии, но после курсов этим было бы хорошо попробовать заняться», — рассказывает Мик.
Крэйг Бауэр, призер Грэмми, работавший с такими знаменитостями, как The Clark Sisters, Канье Уэст и Эд Ширан, считает, что в сегодняшнем мире музыки необходимо самому создавать для себя возможности: «У меня часто спрашивают: «Что нужно, чтобы начать заниматься звукозаписью?» Я всегда даю один и тот же ответ и говорю, что дни, когда можно было устроиться на работу стажером и карабкаться по карьерной лестнице, постепенно осваивая музыкальное дело, давно в прошлом.
Сегодня важно уметь работать с цифровыми инструментами, например с Pro Tools. Купите себе какую-нибудь установку и начните изучать вопрос самостоятельно по материалам из Интернета».
Канадский продюсер Ной »40» Шебиб (Noah »40» Shebib) говорит, что начинал работу с системы Pro Tools LE. «С её помощью я записывал первые работы Дрейка», — сказал Ной. Смысл в том, что нужно с чего-то начинать и освоить хоть какой-нибудь инструмент. Для этого не нужно прилагать много усилий, скачайте бесплатную версию Pro Tools | First. Если вы студент, то подписка обойдется вам всего в $10.
Очень важны начальные навыки, например, посмотрите, как работают эквалайзер и компрессор, зачем они нужны. Это поможет вам понять, как правильно работать с музыкой.
Продюсер Дэйв Од (Dave Aude), в свою очередь, отмечает, что не стоит принижать важность упорной работы: «Многие покупают себе компьютер, программное обеспечение, колонки и собирают небольшую домашнюю студию, в которой записывают десяток песен. После этого они приходят ко мне и спрашивают: «Дэйв, я что-то не чувствую себя успешным».
Мой ответ на это всегда один: «Сделай еще 100 и задай себе этот вопрос повторно». Практически нереально стать успешным, наработав репертуар из 10–20 песен. Чтобы начать работать со студиями и известными исполнителями, нужно сперва набраться опыта.
Немаловажными составляющими успеха являются связи и знакомства.
«Главное — это ответственно относиться к своей работе и знакомиться с нужными людьми. Будет замечательно, если вы сможете записать с кем-нибудь из артистов демо — сделайте его высококлассным, и вас непременно заметят», — сказал Мик Газааски.
Связи являют собой очень важный аспект, ведь люди, которых вы встретите, могут помочь вам получить работу, а встретить их можно в школах городов, связанных с музыкальным бизнесом: Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Нэшвилл, Лондон.
Что делать после того, как вас заметили? Далее нужно применить все свои социальные навыки, которые так же важны, как и навыки обращения со звуком. Хорошие коммуникативные навыки, внимательность к окружающим и способность понять, что хочет клиент, жизненно необходимы.
Нужно быть стрессоустойчивым и хорошо относится к людям в любых ситуациях. Чтобы клиент обратился к вам повторно, у него должно остаться незабываемое впечатление от работы с вами. Тут важно помнить, что вы работаете над шоу или фильмом клиента, а не над своим собственным. «Их мнение важнее, чем ваше, поэтому нужно не просто уметь жать на кнопки и двигать фейдеры, а быть грамотным дипломатом», — отмечает Скотт Вебер (Scott Weber).
По словам Скотта, в большинстве случаев начинать придется с самого низа карьерной лестницы, а потому у вас должна быть цель, к которой вы будете двигаться. Но не нужно держаться за неё мертвой хваткой.
«Вы можете хотеть стать дизайнером звукового сопровождения, но если студии нужен шумовик — станьте им.
Я прошел свой путь, отвечая «да» на все предложения, — рассказывает Скотт. — Сначала я был звукоинженером, затем редактором звуковых эффектов, потом шумовиком, и только после этого я стал специалистом перезаписи.
На это ушло много лет. Всегда учитесь чему-то новому и чаще говорите да, чем нет».
Таким образом, если вы хотите преуспеть в качестве звукоинженера, то:
- соберите у себя небольшую студию и поэкспериментируйте, узнайте побольше об аудиоаппаратуре;
- изучайте материалы по теме и новые технологии онлайн;
- тренируйтесь, тренируйтесь и еще раз тренируйтесь, нарабатывайте репертуар;
- старайтесь завести знакомство с нужными людьми;
- прокачивайте социальные навыки и навыки общения;
- не отказывайтесь от работы, которую вам предлагают.
В заключение хотелось бы привести универсальный совет, которым поделился Ной Шебиб, он сказал: «Самый лучший совет, который я могу дать — это работайте с тем, что у вас есть, и старайтесь получить наилучший результат. Вы увидите, как перед вами начнут открываться двери, которые приведут вас туда, куда вам нужно».