Как стать профессиональным IT-коллекционером? Часть 7. Неочевидные навыки

В заключительной части цикла статей расскажу про неочевидные навыки, которые я получила за 2.5 года работы в команде поддержки GlowByte.

Английский 

Я всегда испытывала трудности в изучении иностранных языков. Было сложно учить слова, понимать иностранную речь на слух или говорить. У меня было несколько попыток выучить английский язык: в школе, университете и самостоятельно — с помощью онлайн‑курсов. Прогресс шел, но медленно, да и вообще непонятно было, как и где мне применять свои знания. Училось это все не потому, что был конкретный запрос на знание языка, а потому, что так положено.

На работе впервые с английским я столкнулась при изучении вендорской документации (большинство вендоров на тот момент были иностранными компаниями, и вся документация и коммуникация с ними была на английском). Я читала документы, и у меня была практическая цель — понять, о чем идет речь.

27246eed3aeecd60a36d23e4f89ee31f.png

Затем появились задачи письменной коммуникации на английском: нужно было объяснять нашим вендорам проблемы систем, задавать вопросы и понимать, что они отвечают.

В ряде случаев вендору требовалось посмотреть на систему, и он приглашал нас на совместные созвоны. Обычно на такие встречи я ходила вместе с коллегой, который отлично владел английским, и мне оставалось только слушать и понимать. Но не обошлось в практике и без форс‑мажора, когда проблема случилась, нужно было ее обсудить с вендором, а пойти на встречу со мной некому. Пришлось выкручиваться и объяснять самостоятельно — у меня получилось, хоть и было сложно. Это вдохновило продолжать учить язык, улучшать навык разговорного английского.

Кстати, как‑то в ответсвенности нашей команды был иностранный проект, на котором все заказчики писали и говорили только на английском, и это была отличная возможность прокачать свое знание языка.

Никогда не знаешь, какие навыки может развить работа. Когда я шла в GlowByte, и подумать не могла, что в том числе подтяну английский.

Программирование

Казалось бы, работа в службе поддержки слабо прокачивает навыки в программировании и построении архитектуры. Но на деле все оказалось не так. Когда я пришла в GlowByte, я знала про JAVA только то, что он существует. Я не знала ни синтаксиса, ни особенностей сборки, ни нюансов работы JVM. На тот момент поправить что‑то в коде JAVA? Написать какой‑то свой сервис на JAVA? Декомпилировать JAVA и проанализировать что‑то по непонятным строчкам кода? О, боже мой! Это все было не про меня, и я вообще вряд ли бы рискнула принять офер компании, у которой на меня такой массивный план и экспресс‑сценарий погружения в это все.

Однако на практике, когда появляются такие задачи постепенно и ты готов пробовать все новое, зная, что от тебя не ожидают многого, все получается лучше, чем ты ожидаешь.

Я пустилась в самообразование. По вечерам читала все про JAVA, решала задачи, изучала код каждого проекта. Словом, отнеслась к задаче с JAVA с выраженным пристрастием. Это принесло свои плоды. Я стала довольно хорошо разбираться в синтаксисе JAVA, его паттернах и подходах, начала программировать на JAVA, и это очень хорошо помогло в работе.

7c87f16ec9eb5666216ba5fb7b0ec20d.png

Также у меня появилась практика на Python, и я не раз писала что‑то для реальных проектов, а изучение архитектуры enterprise‑приложений позволило моим теоретическим знаниям о паттернах проектирования и best practices осесть и закрепиться.

Кроме того, удивительным открытием оказалось то, что я вдруг стала понимать вообще любой код на любом высокоуровневом языке программирования. (Один раз даже пришлось читать ассемблер.) Достаточно было прочитать несколько статей про специфические особенности языка и найти ответы на вопросы стандартного чек‑листа:

  • Как это собирается/ компилируется?

  • Какой подход в приоритете (функциональное программирование, ООП, др.)?

  • Какие есть killer features языка? Чем он отличается от другого?

  • Для каких целей этот язык чаще всего используется (ML, backend, highload computing, др.)?

  • Базовый синтаксис (если он не очевиден).

Работа в поддержке, разнообразие проектов развили способность сразу из кода выделять главное и понимать стек последовательности вызовов. Несомненно, это хорошо помогало как в анализе (что произошло в приложениии и почему в нем ошибка), так и в реальных исправлениях кусков кода для улучшения производительности, в исправлении ошибки, переделывании логики.

Дизайн

Еще один неочевидный навык — подготовка дизайна для сервисов и презентаций. Это были креативные задачки, когда хотелось показать что‑то красивое, представить сервис в лучшем свете. Для таких целей я познала Figma. Преимущественно делала дизайн дашбордов, где отражались показатели и метрики. Но также изучила паттерны инфографики, чтобы понимать, какие виды отражения данных существуют, как лучше группировать и фильтровать данные на графиках, какие показатели рассчитывать на группах.

bb3c6ee9b9034bf75a9efcc841cd46de.png

Кроме того, изучила шорткаты «Фигмы» и основные принципы дизайна (теорию про шрифты, отступы, согласованность компонент, цвета и т. д.), работу autolayout, выучила, как верстать Figma‑страницы, некоторые JS‑фреймворки для автоматизации работы со стилями… Мои знания расширились и в области адаптивного дизайна, верстки, я стала понимать, как работает отрисовка стилей в браузере «изнутри». Это было очень интересно.

Аналитика

Опыт работы в поддержке GlowByte научил меня понимать, чем занимаются другие команды, какие роли имеют те или иные коллеги. Знакомство с чужой работой позволило расширить кругозор и оценить горизонты. Все это кажется со стороны незначительным, но на деле — крайне важный навык, когда приходится заниматься системной аналитикой.

d014730705302ae11d45df1a0fd5c65d.png

В ряде проектов по доработкам функционала, разработке своего, аудитам, по оценкам текущего состояния систем приходилось формировать из неявных требований явные, выяснять, что хочет заказчик и как должны видеть задачу разработчики. При наличии технического бэкграунда и опыта в менеджменте, умноженных на понимание функционала коллег, подобные задачи можно решать на ура.

Заключение

Измерять свое развитие очень важно. В потоке работы часто не замечаешь, что ты чему‑то научился, чего раньше не умел. Раз в полгода я анализирую свои проекты и крупные задачи, выписываю, чему научилась я и — отдельно — моя команда. Затем ставлю своему «достигатору» следующие цели. Я четко понимаю, какие навыки хочу в себе развивать.

Каждый месяц я перечитываю свои цели, дополняю деталями и убираю те пункты, которые потеряли свою актуальность или которые можно отложить на долгий срок. Раз в год мой прогресс измеряет куратор из GlowByte — так я могу посмотреть на себя со стороны. Как итог, если бы я сейчас составляла резюме, то 1 страницы не хватило бы, чтоб описать все мои навыки и опыт.

dca2509bc41039c933f6e9fa1f474a7c.png

Итак, поработав в саппорте, я поняла, что это отличный шанс обрести широкий кругозор IT‑знаний, собрать неплохую ИТ‑коллекцию, что в целом позволяет уверенно открывать новые проекты, изучать технологии, выполнять сложные задачи. Конечно, всегда можно было сказать «я это не умею делать» или «у меня нет опыта и экспертизы», откреститься и не заниматься непонятной задачей, но, как по мне, опыт не нарабатывается количеством времени, проведенным на работе. Нужно пробовать новое и сложное, а если с первого раза не получилось, то обязательно получится со второго или третьего.

Не могу не отметить, что в GlowByte есть возможность выбора, чем именно ты хочешь заниматься, а чем нет. Это очень здорово! Если кому‑то не нравятся задачи определенного типа, то их можно передать другому. Например, если человек хочет заниматься больше технической частью и решать сложные системные кейсы и явно для себя определил, что он пришел на работу не для занятия менеджментом, то он может пойти по ветке развития технического специалиста и познать глубже то, на что у другого времени бы не хватило. Лично я захотела попробовать все, и теперь мне легко развить любую из веток: могу углубиться в менеджмент, могу в разработку, в аналитику или тестирование.

© Habrahabr.ru