Как стать профессиональным IT-коллекционером? Часть 7. Неочевидные навыки
В заключительной части цикла статей расскажу про неочевидные навыки, которые я получила за 2.5 года работы в команде поддержки GlowByte.
Английский
Я всегда испытывала трудности в изучении иностранных языков. Было сложно учить слова, понимать иностранную речь на слух или говорить. У меня было несколько попыток выучить английский язык: в школе, университете и самостоятельно — с помощью онлайн‑курсов. Прогресс шел, но медленно, да и вообще непонятно было, как и где мне применять свои знания. Училось это все не потому, что был конкретный запрос на знание языка, а потому, что так положено.
На работе впервые с английским я столкнулась при изучении вендорской документации (большинство вендоров на тот момент были иностранными компаниями, и вся документация и коммуникация с ними была на английском). Я читала документы, и у меня была практическая цель — понять, о чем идет речь.
Затем появились задачи письменной коммуникации на английском: нужно было объяснять нашим вендорам проблемы систем, задавать вопросы и понимать, что они отвечают.
В ряде случаев вендору требовалось посмотреть на систему, и он приглашал нас на совместные созвоны. Обычно на такие встречи я ходила вместе с коллегой, который отлично владел английским, и мне оставалось только слушать и понимать. Но не обошлось в практике и без форс‑мажора, когда проблема случилась, нужно было ее обсудить с вендором, а пойти на встречу со мной некому. Пришлось выкручиваться и объяснять самостоятельно — у меня получилось, хоть и было сложно. Это вдохновило продолжать учить язык, улучшать навык разговорного английского.
Кстати, как‑то в ответсвенности нашей команды был иностранный проект, на котором все заказчики писали и говорили только на английском, и это была отличная возможность прокачать свое знание языка.
Никогда не знаешь, какие навыки может развить работа. Когда я шла в GlowByte, и подумать не могла, что в том числе подтяну английский.
Программирование
Казалось бы, работа в службе поддержки слабо прокачивает навыки в программировании и построении архитектуры. Но на деле все оказалось не так. Когда я пришла в GlowByte, я знала про JAVA только то, что он существует. Я не знала ни синтаксиса, ни особенностей сборки, ни нюансов работы JVM. На тот момент поправить что‑то в коде JAVA? Написать какой‑то свой сервис на JAVA? Декомпилировать JAVA и проанализировать что‑то по непонятным строчкам кода? О, боже мой! Это все было не про меня, и я вообще вряд ли бы рискнула принять офер компании, у которой на меня такой массивный план и экспресс‑сценарий погружения в это все.
Однако на практике, когда появляются такие задачи постепенно и ты готов пробовать все новое, зная, что от тебя не ожидают многого, все получается лучше, чем ты ожидаешь.
Я пустилась в самообразование. По вечерам читала все про JAVA, решала задачи, изучала код каждого проекта. Словом, отнеслась к задаче с JAVA с выраженным пристрастием. Это принесло свои плоды. Я стала довольно хорошо разбираться в синтаксисе JAVA, его паттернах и подходах, начала программировать на JAVA, и это очень хорошо помогло в работе.
Также у меня появилась практика на Python, и я не раз писала что‑то для реальных проектов, а изучение архитектуры enterprise‑приложений позволило моим теоретическим знаниям о паттернах проектирования и best practices осесть и закрепиться.
Кроме того, удивительным открытием оказалось то, что я вдруг стала понимать вообще любой код на любом высокоуровневом языке программирования. (Один раз даже пришлось читать ассемблер.) Достаточно было прочитать несколько статей про специфические особенности языка и найти ответы на вопросы стандартного чек‑листа:
Как это собирается/ компилируется?
Какой подход в приоритете (функциональное программирование, ООП, др.)?
Какие есть killer features языка? Чем он отличается от другого?
Для каких целей этот язык чаще всего используется (ML, backend, highload computing, др.)?
Базовый синтаксис (если он не очевиден).
Работа в поддержке, разнообразие проектов развили способность сразу из кода выделять главное и понимать стек последовательности вызовов. Несомненно, это хорошо помогало как в анализе (что произошло в приложениии и почему в нем ошибка), так и в реальных исправлениях кусков кода для улучшения производительности, в исправлении ошибки, переделывании логики.
Дизайн
Еще один неочевидный навык — подготовка дизайна для сервисов и презентаций. Это были креативные задачки, когда хотелось показать что‑то красивое, представить сервис в лучшем свете. Для таких целей я познала Figma. Преимущественно делала дизайн дашбордов, где отражались показатели и метрики. Но также изучила паттерны инфографики, чтобы понимать, какие виды отражения данных существуют, как лучше группировать и фильтровать данные на графиках, какие показатели рассчитывать на группах.
Кроме того, изучила шорткаты «Фигмы» и основные принципы дизайна (теорию про шрифты, отступы, согласованность компонент, цвета и т. д.), работу autolayout, выучила, как верстать Figma‑страницы, некоторые JS‑фреймворки для автоматизации работы со стилями… Мои знания расширились и в области адаптивного дизайна, верстки, я стала понимать, как работает отрисовка стилей в браузере «изнутри». Это было очень интересно.
Аналитика
Опыт работы в поддержке GlowByte научил меня понимать, чем занимаются другие команды, какие роли имеют те или иные коллеги. Знакомство с чужой работой позволило расширить кругозор и оценить горизонты. Все это кажется со стороны незначительным, но на деле — крайне важный навык, когда приходится заниматься системной аналитикой.
В ряде проектов по доработкам функционала, разработке своего, аудитам, по оценкам текущего состояния систем приходилось формировать из неявных требований явные, выяснять, что хочет заказчик и как должны видеть задачу разработчики. При наличии технического бэкграунда и опыта в менеджменте, умноженных на понимание функционала коллег, подобные задачи можно решать на ура.
Заключение
Измерять свое развитие очень важно. В потоке работы часто не замечаешь, что ты чему‑то научился, чего раньше не умел. Раз в полгода я анализирую свои проекты и крупные задачи, выписываю, чему научилась я и — отдельно — моя команда. Затем ставлю своему «достигатору» следующие цели. Я четко понимаю, какие навыки хочу в себе развивать.
Каждый месяц я перечитываю свои цели, дополняю деталями и убираю те пункты, которые потеряли свою актуальность или которые можно отложить на долгий срок. Раз в год мой прогресс измеряет куратор из GlowByte — так я могу посмотреть на себя со стороны. Как итог, если бы я сейчас составляла резюме, то 1 страницы не хватило бы, чтоб описать все мои навыки и опыт.
Итак, поработав в саппорте, я поняла, что это отличный шанс обрести широкий кругозор IT‑знаний, собрать неплохую ИТ‑коллекцию, что в целом позволяет уверенно открывать новые проекты, изучать технологии, выполнять сложные задачи. Конечно, всегда можно было сказать «я это не умею делать» или «у меня нет опыта и экспертизы», откреститься и не заниматься непонятной задачей, но, как по мне, опыт не нарабатывается количеством времени, проведенным на работе. Нужно пробовать новое и сложное, а если с первого раза не получилось, то обязательно получится со второго или третьего.
Не могу не отметить, что в GlowByte есть возможность выбора, чем именно ты хочешь заниматься, а чем нет. Это очень здорово! Если кому‑то не нравятся задачи определенного типа, то их можно передать другому. Например, если человек хочет заниматься больше технической частью и решать сложные системные кейсы и явно для себя определил, что он пришел на работу не для занятия менеджментом, то он может пойти по ветке развития технического специалиста и познать глубже то, на что у другого времени бы не хватило. Лично я захотела попробовать все, и теперь мне легко развить любую из веток: могу углубиться в менеджмент, могу в разработку, в аналитику или тестирование.