Как стать джуном и попасть на оплачиваемую стажировку?
Привет! Меня зовут Василиса Версус, и я руковожу платформой фронтенда в компании СберМаркет.
Сейчас я занимаюсь менторингом senior+ и engineering manager, хотя раньше с особой страстью помогала людям делать «первые шаги» в ИТ. В этой статье я расскажу, почему я отказалась от этого увлечения, какие вынесла уроки и поделюсь своим видением, как всё-таки стать джуном.
Предпосылки
Итак, начнем издалека. Еще с первого курса вуза меня окружали ребята, которых очень беспокоил вопрос: «Как же найти работу, если везде нужны люди с опытом?» Одновременно с этим я уже работала в компании, где была острая нехватка кадров, где коллеги шли преподавать и делали всё, чтобы найти хоть кого-то.
На стыке этих двух миров я и нашла себя — начав в вузе что-то наподобие лаборатории на базе нашей кафедры, я стала преподавать «Основы веб-разработки». Прежде чем я начала, у меня сложилась примерно такая картина: формат знаний, упаковка, подача и материал — первичны, вторичны люди и в целом правильная подача любого сделает разработчиком, и не простым, а лучшим! А то, что мало людей доходит до конца — это всего-навсего нехватка опытных преподавателей. Но я-то смогу быть отличным наставником?
Первый курс, первый отбор. Целенаправленно выбрала нескольких студентов. За основу взяла материал из интернета — в центре внимания лекции. Через пару месяцев приступили к практической работе. Вела лекции по PHP, Javascript, HTML, CSS и командной работе. Основы разработки оставили за бортом моего курса, все-таки факультет был компьютерный, поэтому алгоритмы и прочие азы студенты уже знали. Моя цель — подготовить ребят к стажировке как можно скорее.
Первый случай
Сильнее всего меня поразил парень, который буквально с первых дней сыпался от неуверенности. Каждую лекцию он осмыслял — фиксировал в тетради и задавал вопросы, иногда резко так, в лоб пытался сразу понять, куда и где ему пригодятся конкретно «вот эти вот знания». Я его успокаивала, что всё это действительно будет нужно, и сопровождала комментариями: «Всё норм, доверься и просто попробуй освоиться в простых задачах»… Так продолжалось первые пару недель, потом человек «слился» и озвучил, что веб-разработка слишком сложна для него.
Второй случай
Дальше я внесла правки в материал: теперь была Node.js на бэке и добавилось изучение фреймворка — AngularJS. Один из лучших студентов того набора был очень ярким и активным, мне нравилась его «открытость» и то, с каким усердием он брался за верстку.
Это была бы отличная история, если бы не одно но… как только мы стали дополнять верстку базисом на AngularJS — студент начал немного гаснуть. Я не сразу это заметила, вернее я пыталась как-то вовлечь или уточнить: «Всё ли ок?» или «Всё ли понятно?». Но ответ был однозначным: «Всё ок, всё понятно». А активности с каждым днем становилось всё меньше и меньше.
В итоге студент прошел весь курс, но от стажировки отказался — сослался на нехватку знаний математики и что стоит вернуться к разработке позже, на старших курсах. Человек отказался от оплачиваемой интернатуры из-за неуверенности?! Тут что-то точно не так, я подумала, что мне стоит больше уделять внимания студентам и как-то переосмыслить материал.
Третий случай
Материал обновлен, верстки и фронта сделала поменьше, лекционные материалы улучшены, и вела теперь не в одиночку. Да и чего греха таить, я поняла, насколько важны люди и стала больше работать с каждым студентом индивидуально. Ох, как же было губительно так плотно начать работать! Больнее всего было слышать «это не мое».
Одна студентка гордо повторяла: «Я не справлюсь, всё сложно», а я гордо отговаривала и шла с ней до самого победного — она всё-таки прошла стажировку! Я не оставляла надежд, что «вот-вот» всё понравится и всё станет хорошо… Но оказалось, что девушка испытывала некую долю «травли» от сокурсников — тогда я услышала впервые фразу «вайтишница». А еще была неприязнь коллег от ее быстрого входа на хорошую зарплату уже как стажера.
После трех месяцев стажировки, студентка предпочла уйти с работы и сосредоточится полностью на учебе в универе. Только спустя какое-то время она рискнула опять идти в ИТ, но уже как бэкендер и во фриланс.
Сейчас, спустя годы, я поняла, что ошибка была в том, что я тянула и мотивировала, а тогда же мне виделось, что проблема крылась в плохих материалах и во мне, как в плохом преподавателе.
Удаленное обучение
Переехав в другой город и закончив университет, я не оставила желание работать с новичками и собрала пару своих коллег для кооперации и работы с теми, кто хочет стать разработчиком. Мы вместе стали искать людей по чатикам или через знакомых. Тогда же я впервые начала вести лекции онлайн, записывая материал и постепенно выкладывая всё на YouTube.
Стало понятно, что много времени и сил тратится только на то, чтобы сфокусировать и успокоить студента. Забавно, что именно это стало главной сложностью, а не материал или подача. Так, ужесточив набор и беря только заранее мотивированных людей, мы надеялись сосредоточиться именно на прокачке навыков, а не на успокаивании.
Четвертый случай
Онлайн-набор, два десятка людей приходило на лекции, также была возможность записи на «индивидуальные» 1:1, которой пользовались несколько активных студентов. Один из них спрашивал адекватные вещи, вел себя очень уверенно и в целом приходил в первую очередь для разбора действительно сложных тем.
Мы часто спотыкались на вопросах отладки и фикса каких-то багов в pet-проекте студента. Все было отлично, кроме одного «но» — студента волновали в первую очередь деньги: что, как и где изучить, чтобы заработать побольше. Я часто встревала в ответ: «Эй, а как же пользователи, ну или коллеги с кем работать? Почему именно деньги?!» Хоть явно я была не против его мотивов, но пыталась его скорректировать: «Выучи что-то одно, а после практики уже учи другое». Но студент быстро расстался со мной, пойдя в блокчейн-стартап, откуда он быстро уволился (не знаю деталей). Однако спустя два года этот же студент вернулся во фронтенд-разработку и сейчас проходит интернатуру по моей рекомендации.
По моему мнению, эти «джоб хопы» в начале карьеры и сильный расфокус сильно подкосили и интерес к разработке, и в целом уровень навыков. Сейчас, спустя почти три года парень еле тянет на мидла и уже выглядит выгоревшим.
Пятый случай
Мой запал начинал гаснуть, но в какой-то момент ко мне пришел парень, которому порекомендовали меня. Мне хотелось помочь, но из-за недостатка времени я ограничилась ссылками на материалы, а также парочкой практических задач, которые при должном умении гуглить, можно было делать самостоятельно.
Мы вели что-то вроде «чек-листа», по которому студент шел самостоятельно, и я валидировала прохождение этапов, ставя галочки.
Примеры для чек-листа
На удивление, пусть это было и намного дольше чем пара месяцев, студент все время был проактивен и к концу без проблем почувствовал в себе уверенность идти искать работу.
Меня удивил этот кейс тем, что все как-то было без моего участия. Я решила повторить такой сценарий, и уже совсем скоро таких случаев у меня стало почти с десяток. Как минимум, по такому пути до конца доходили уверенные и в целом самостоятельные.
Тогда я уже решила, что мне неинтересно вести новичков. Сейчас я развиваюсь как менеджер и нахожу единомышленников примерно равных по уровню, с которыми мы составляем похожие чек-листы и двигаемся вперед, валидируя друг друга <3
А как же все-таки стать джуном?
Стань себе учителем
Никто лучше тебя не знает, с каким темпом тебе нужно давать материал, никто не знает что именно «принесет тонны бабок» или что именно будет подходящим.
Но одно можно знать точно заранее. Если ты научишься слушать себя, слушать, когда ты тормозишь и когда наоборот идешь в гору; если ты научишься в нужные моменты пушить себя, не дожидаясь какой-то Василисы-уговаривовны, то ты сможешь изучить ЧТО УГОДНО! Чертовски все и только так, как только ты можешь!
Если бы все было так просто? Но на деле… да! Слушай себя, учись в одном направлении (не позволяй метаться из стороны в сторону). Любые курсы или стажировка станут отличным подспорьем чтобы заложить фундамент, в первую очередь базу из навыков и понятный путь, по которому стоит идти, а это то самое, чего тебе не хватает. И не сдавайся! Я в тебя верю!
Вместо итога
Раньше я всем говорила, ИТ — это легко, и каждый может освоить хард скиллы… я остаюсь при своем мнении, освоить может каждый при должной уверенности в себе. НО теперь я всем говорю: «Если ты чувствуешь хоть каплю сомнений, не иди в ИТ, нам нужны и другие специалисты».
А если нужна формула, то давай поделюсь тем, что поняла для себя:
- нужно забить на сложность, идти по чек-листу (любой план подготовки, какой сможешь найти, главное дойти до определенной «уверенной» почвы);
- важно учиться делиться ощущениями и переживаниями, коммуницировать и уметь слушать себя. Не можешь в соло? Найди единомышленников, главное не молчи и не теряйся! Говори и учись говорить;
- необходимо совмещать теорию с практическими занятиями, поэтому стоит как можно раньше приступить к разработке. Полезно в терапевтических целях:) Целься в то, чтобы поскорее увидеть результат своей работы. Пусть это будет какое-то простенькое мобильное приложение или сайтик, не так важно, дай себе практику пораньше;
- фокус на обратной связи — любые оцениваемые метрики дадут почву под ноги. Руководитель и наставник должны прям письменно и численно давать какие-то промежуточные результаты — не допускай для себя вакуума. Если нашелся ментор и наставник, и он не фиксирует успехов и неудач — меняй человека, так будет лучше, правда;
- собственные предпочтения, интересы и прочее сформируются позже… В начале нужно дать себе некую законченность и стороннюю оценку, и совсем не надо поддаваться внутренней панике и неуверенности. Уже столько раз об этом написала, но помни — ты классный, больше уверенности!
Если прочитав все ещё непонятно, что делать и с чего начать, то сформулируй, что тебя волнует. Какой фреймворк выбрать? Неважно, бери во фронте React, в бэке Go. Нравится Python, но на рынке мало вакансий? Забей, составь чек-лист и учи Python. Не понимаешь, что такое чек-лист или план подготовки? Гугли «бесплатные курсы питона». Смущает и боишься что нет N-лет опыта работы? Ищи компанию, которая предлагает интернатуру — например, прямо сейчас к нам в СберМаркет идет набор на оплачиваемую стажировку. Если не прошёл интервью, не расстраивайся. Просто собирайся с силами и пробуй еще раз.
Все в твоих руках, никто за ручку не возьмёт и всего не расскажет, никто не даст гарантий. Но ничего, это не повод паниковать! Это лишь стимул стать для себя лучшим учителем и работать над собой. Удачи.