Как стартапы собирали деньги в 2023 году
DocSend, часть DropBox, опубликовала большую статистику по сборам стартапов в первых двух кварталах 2023 года. 24 страницы подробной информации. Для загрузки этого PDF нужно у них зарегистрироваться, но основные выводы мы решили собрать здесь. Потому что на рынке стартапов складывается довольно интересная ситуация.
В 2022 году около четверти, 25% успешных сборов средств, были завершены за шесть недель или меньше. В 2023 году эта цифра составляет 13%. Особенно сильно пострадали сделки на самых ранних этапах пути стартапа. Инвестиции на предпосевной стадии в первых двух кварталах 2023 года сократились в два раза по сравнению с годом ранее. Даже в 2022 году, известном своими мировыми кризисами, инвесторы охотнее расставались с деньгами, вкладываясь в новые проекты.
По сравнению с прошлым годом, венчурные капиталисты на 12% меньше времени уделяют изучению презентаций. Но основатели при этом не сбавляют обороты: за год презентаций было разослано на 16% больше. Видимо, в надежде, что их предложение хотя бы дочитают, презентации делают короче: средний размер теперь составляет 16 слайдов, в то время как в 2022-м их было 19.
Количество новых стартапов, получивших финансирование, резко падает. По данным Crunchbase, в 2020 году в США, Европе и Израиле их в сумме было почти двенадцать тысяч, несмотря на ковид. В 2023-м их стало меньше двух тысяч. В США их число сократилось на 86%, с 6424 до 1046. При этом количество предпринимателей, ищущих финансирование, не сократилось, а даже увеличилось — возможно, из-за тех увольнений, которые затронули IT-отрасль. За этот год в одних только США уже было уволено 243 тысячи разработчиков — абсолютный рекорд за всю историю наблюдений. При этом пик пришелся на январь этого года — без работы осталось в 2,5 раза больше сотрудников, чем при начале пандемии.
Двигайтесь медленно и, пожалуйста, ничего не сломайте!
«Двигайся быстро и ломай всё на своем пути» — долгое время было мантрой IT-компаний. Даже таких гигантов как Google и Meta. «Disrupt» — вообще любимое слово всей индустрии, особенно стартапов. Идея состояла в том, что не нужно стесняться рисковать. Самые смелые и необычные стартапы, обещающие изменить всё, имели больше шансов получить финансирование.
В этом году настроения совершенно другие. Нужно, наоборот, двигаться медленно и безопасно, чтобы не вылететь с рынка. Лучшая иллюстрация этому — мир беспилотных авто. Даже эти компании, взявшие быстрый старт несколько лет назад, теперь притормозили и аккуратно входят в поворот.
Недавно регулирующие органы приняли закон, предписывающий одному из самых многообещающих стартапов, Cruise, сократить свой парк автономных такси на 50%. Это случилось после двух аварий их авто, одна из которых была с пожарной машиной. Знаете, таким самым маленьким и тихим транспортным средством, которое так легко не заметить на дороге.
Небольшие электромобили Crusie с массой камер сверху сейчас курсируют по всему Сан-Франциско, в том числе ночью, и у них за рулем никто не сидит, что на улицах выглядит довольно необычно. Разрешение на такие тесты было выдано компании Калифорнией в 2021 году, одной из очень немногих. И прогресс, казалось, был на лицо. Теперь стартапу придется в два раза сократить число своих автомобилей, и намного снизить свои амбиции.
Cruise, основанная недавним студентом Дэниелом Каном в 2014-м, собрала больше $8 млрд инвестиций от General Motors, Honda, Walmart, SoftBank и других. И в 2021 году оценивалась в более чем $30 млрд. Это был один из самых динамичных стартапов на рынке беспилотных авто, и одна из главных надежд автопроизводителей на конкуренцию с Tesla. Теперь компании придется двигаться намного медленнее. А её оценка за последний ужалась почти в два раза, до $18 млрд — хотя технология, казалось бы, остается всё такой же многообещающей, и за это время только улучшилась.
Что касается Tesla, то у неё тоже хватает проблем. Cybertruck, обещавшийся к 2022 году, всё еще не могут выпустить, хотя их заказано 1,2 млн экземпляров на $80 млрд. А в мае 2023 года случилась огромная утечка данных компании, затронувшая 75 000 сотрудников. В результате были раскрыты даже номер соц. страхования и номер авто Илона Маска, а также банковские реквизиты всех клиентов, производственные секреты и вся информация о зарплатах рабочих. Всего утекло 100 ГБ данных. Оказалось, эта утечка произошла не случайно — её организовали двое бывших сотрудников Tesla, решивших отомстить компании.
Чтобы как-то нивелировать отсутствие хайпа и стимулировать продажи, компания выпустила более дешевые версии Model X и Model S с меньшим километражом. И попыталась убедить китайских пользователей в безопасности их данных на фоне растущих опасений шпионажа (китайцы опасаются, что их данные с Tesla воруются и передаются правительству США).
Акции разработчиков роботакси и электромобилей падают. С другой стороны, оптимизм в индустрии остается высоким. Хотя в целом стало понятно, что в ближайшие пару десятилетий «умные» машины с автопилотом не заменят всем обычные авто, инвесторы уверены, что за ними всё-таки будущее. Поэтому, например, вьетнамский производитель электромобилей VinFast по-прежнему стоит больше, чем Ford и GM, даже после того, как его акции упали на 19%. Компания активно расходует деньги, строя большие заводы в США и Германии. А Cruise и Waymo наблюдают всплеск загрузок приложений своих роботакси, и обещают хорошие прибыли инвесторам, которые останутся с ними на долгий срок.
Больше, чем в конкретные марки авто, индустрия верит в производителей аккумуляторов для них. Так, китайский стартап CATL, который, например, поставляет аккумуляторы для Tesla, в этом году продемонстрировал аккумулятор, способный зарядить машину на 400 км за 10 минут. Компанию оценивают в $115 млрд, это один из самых дорогих стартапов мира. Опять же, с пика в ноябре 2021 года его стоимость упала почти в 2 раза —, но он всё еще остается в те же два раза дороже Volkswagen и Honda, которые, казалось бы, являются всемирно известными брендами (а как много из вас, признайтесь, слышали о CATL?).
Оценить перспективы индустрии можно, пронаблюдав за тем, как идет бум строительства заводов по выпуску этих аккумуляторов. Сразу несколько десятков фабрик строятся в Северной Америке. Два месяца назад шведский производитель аккумуляторов для электромобилей Northvolt провел один из самых больших раундов инвестиций за год, собрав $1,2 миллиарда для постройки своей Northvolt Six, новой гигафабрики в Канаде. Всего эта фабрика будет стоить $7 миллиардов, часть денег выделяет канадское правительство. А General Motors заключила сотрудничество со стартапом Mitra Chem для разработки бюджетных батарей для своих электромобилей. Mitra Chem был основан в Пало-Альто всего два года назад и пока не произвел ни одного аккумулятора, но уже стоит под миллиард долларов.
Большой потенциал в индустрии электромобилей видят не только европейцы и американцы. Огромные деньги сюда вкладывает Китай. Сейчас китайские компании для расширения в Европу строят ряд огромных заводов по выпуску аккумуляторов в Венгрии. За последний год в это вложились такие стартапы как CATL, Eve Energy, Huayou Cobalt, Ningbo Zhenyu Technology и BYD. Всего в это влили около $10,9 млрд — за один 2023 год! В маленькой стране скоро откроется больше десяти новых фабрик. Венгры по этому поводу, кстати, не слишком в восторге: безработица в стране и без того низкая, так что новые места не то чтобы остро нужны. Скорее всего, заводам придется нанимать сотрудников из других стран, а может быть даже везти их из Китая. Audi, BMW, Mercedes-Benz и Samsung на своих производствах явно будут платить больше. А экологическая ситуация в стране из-за новых заводов, как переживают жители, может ощутимо ухудшиться.
Одна из многих новых фабрик по производству аккумуляторов для электромобилей в Венгрии
Но для самих около-электромобильных стартапов такие заводы, кажется, могут стать очень неплохим вложением средств. И денег в этой сфере сейчас вращается очень много — гораздо больше, чем даже в финтехе и в сфере ИИ. Это считается одной из наименее рисковых областей инвестиций. Пусть и медленно, пусть с регулярными проблемами, как у Cruise и у Tesla, но с большой вероятностью эти вложения окупят себя.
Среди стартапов очень много отходов
Буквально. В этом году десятки финтех-стартапов, в том числе из Нидерландов и Британии, вынуждены были снижать оценку своей стоимости, пытаясь собрать капитал для продолжения работы. У криптостартапов ситуация еще хуже, в этой сфере произошли десятки крупных банкротств. Эти модные и престижные индустрии испытывают серьезные проблемы. В то же время есть одна, кхм… скажем так, не очень гламурная сфера, где наоборот происходит взрыв успешной активности. Это сфера обработки отходов жизнедеятельности человека.
Изучая компании, получившие финансирование на западных рынках, легко заметить эту тенденцию. Достаточно посмотреть на выставку CES, прошедшую в начале года: на стендах там было представлено огромное количество стартапов по переработке отходов, в том числе, простите, фекалий и мочи. Это в том числе такие стартапы как:
Withings. Французская компания по производству медицинского оборудования пару недель назад выпустила домашнюю лабораторию U-Scan в Европе и объявила, что работает с FDA над запуском продукта в США. Почитать о девайсе на русском можно здесь. По сути, это датчик мочи с приложением, устанавливающийся в унитаз и подающий звуковой сигнал, если с анализом что-то не так. В приложении показывается, что стоит съесть в этот день, чтобы сбалансировать внутреннее состояние организма, и записываются показания датчика в течение недели. Продукт должен стоит $500, один картридж рассчитан на 3 месяца. Его выпустят в 2024 году.
Olive. Как ни странно, еще один анализатор мочи, только в этом случае не химический, а оптический, со спектропией. Под него израильский стартап недавно привлек $100 млн финансирования. Он хочет выпускать специальное сиденье для унитаза, Olive KG, без каких-либо полосок и дополнительных аксессуаров. В остальном всё то же самое — приложение для смартфона, отслеживание показателей с течением времени. Продукт рассчитан на дома престарелых и в целом пожилых людей, которых в мире постепенно становится все больше.
Vivoo. Vivoo уже давно производит тест-полоски для анализа мочи в домашних условиях. А в этом году стартап продемонстрировал свой новый продукт, умный унитаз. Который, опять же, будет говорить пользователю о том, каких веществ в организме ему не хватает. Они надеются, что в не столь отдаленном будущем подобные устройства получат более широкое распространение. Чтобы если в организме было что-то не так, люди могли заметить это заранее, не обращаясь к врачу.
Special Zone Master. Корейский стартап, который хочет проводить «визуальный анализ» других ваших любимых телесных отходов — фекалий. Компания обещает анализировать форму и цвет стула, фиксировать время и частоту дефекации, а также обнаруживать наличие в стуле крови. «Просто присмотревшись к стулу, мы сможем обнаружить первые признаки проблем со здоровьем и принять меры, пока не стало слишком поздно».
В целом в этом году было очень много так называемых «чистых технологий». Растет число компаний, получающих финансирование на переработку отходов, причем самых различных. Кто-то занимается пластиком, кто-то — металлами, другие — бытовым мусором или выбросами с производств. Есть компании, которые делают из этого энергию или питьевую воду, есть фирмы, создающие удобрения. Вариаций сейчас тысячи.
Многие такие стартапы выходят из университетов, где студенты или профессора нашли какой-нибудь новый путь переработки продуктов, патентуют его и пытаются превратить в бизнес. Эти же университеты зачастую и выдают им первоначальные гранты на проверку своей идеи. Среди наиболее перспективных — улавливание углерода из атмосферы. Считается, что чем ближе мы подходим к критической отметке в плане глобального потепления, тем больше денег государства будут согласны вливать в эти индустрии. В 2022-м в такие стартапы инвестировали рекордные $882 млн. В этом году — уже на 39% больше, $1,225 млрд. В 2024-м, скорее всего, цифры будут еще больше, и так до 2050-го.
Всего в этой сфере («climate tech») работает более 8000 стартапов, которые суммарно оцениваются в $490 млрд. Если вы переживаете по поводу загрязнения атмосферы и глобального потепления, такие цифры должны вас немного утешить.
Бронепоезд ИИ уже не остановить
Об этом уже все уши прожужжали. Что ни новая технология — так с использованием ИИ. Что ни сайт — так с чатботами и встроенным GPT. Что ни стартап — так обязательно со своим искусственным интеллектом.
Тема продолжает остается горячей, и одной из немногих, на которую инвесторы согласны выделять деньги. Хотя после взрывного роста использования ChatGPT в декабре 2022-го, его популярность сейчас сильно снизилась, это всё равно главный прорыв прошлого года. Сейчас у этого проекта 180 млн активных пользователей, и около 1,4 млрд посещений в месяц.
Хотя стоит отметить, что OpenAI пока что зарабатывает на этом довольно скромно — $80 млн в месяц, около миллиарда долларов в год. Учитывая, что это самый успешный стартап в ИИ-пространстве, на две головы известнее всех своих конкурентов, ситуация вырисовывается не такая веселая. Тот же TikTok, не изобретая никаких прорывных технологий, в 2023 году уже заработал $13 млрд. Приложение DiDi, китайский Убер, заработал $23 млрд. На этом фоне радость по поводу успеха OpenAI и невероятных перспектив прибыльности ИИ-стартапов может показаться немного гиперболизированной.
Тем временем финансирование привлек инструмент Moemate — виртуальный помощник, который анализирует то, что происходит на вашем экране, и предлагает зависящие от контекста советы и техподдержку. При этом в виде кавайной анимешной девочки (ну или парня, кому как нравится). В общем, гигантский апгрейд для скрепки Microsoft. Канадская компания, созданная в 2019-м, получила на создание такого помощника $14 млн при оценке $110 млн.
Через неделю после неё $150 млн инвестиций привлек AlphaSense, ИИ-платформа для поиска рыночной аналитики, помогающая клиентам формировать корпоративные и инвестиционные стратегии. Теперь стартап оценивается в $2,5 млрд.
А самые большие финансовые вливания за год получил главный конкурент OpenAI, Anthropic. В конце сентября он привлек $1,25 млрд для разработки своего чат-бота Claude. Деньги поступили в основном от Amazon, и она собирается влить в компанию еще $4 млрд — настолько остро ей хочется получить свою альтернативу разработкам Google и Microsoft. Стартап теперь оценивается в $30 млрд — всего лишь в три раза меньше, чем OpenAI, о котором публика всё-таки наслышана гораздо больше (если, конечно, она не использует Slack, в который Claude встроен с марта этого года).
В целом сфера ИИ за этот год хорошо адаптировалась к возникающим вызовам. Одной из больших страшилок для стартапов в начале года было то, что крупные компании, вроде Reddit и Twitter (Х), закрывают доступ к своим данным для скрейперов, так что новые модели скоро не на чем будет тренировать. С тех пор, чтобы помочь начинающим фирмам, многие организации, наоборот, сделали доступ к своим данным открытым. А Институт искусственного интеллекта Аллена на днях опубликовал самый большой бесплатный набор данных для обучения языковых моделей, Dolma. С тремя триллионами (!) токенов, собранных из веб-контента, кода, книг, научных публикаций и энциклопедий.
Большой новостью в мире ИИ этим летом стали жидкие нейронные сети — которые могут продолжать адаптироваться уже после того, как модель была обучена. Технология, впервые предложенная еще в 2002 году, получила новое дыхание, когда к ней привлекли внимание ученые из MIT. Они создали автономного дрона «с мозгом, как у мухи», а потом ещё и неплохо распиарили свое исследование, выступая на разных конференциях, публикуя статьи и выкладывая обучающие фото и видео. По словам ученых, жидкие нейронные сети работают быстрее и показывают себя намного стабильнее, за счет чего обрабатывают огромные объемы информации, не выходя из строя. Их предлагают использовать для управления авто, дронами и самолетами, а также анализа финансовых транзакций, погоды, напряжения в электросетях и других явлений, которые постоянно меняются со временем.
Потенциал развития у ИИ, по всей видимости, по-прежнему остается большим. Согласно опросам, 60% предпринимателей согласны с тем, что ИИ на данный момент является наиболее перспективной инновационной технологией.
При этом количественно самая большая часть стартапов пока что остается в сфере финтех:
7,1% стартапов в мире сейчас работают в сфере финансовых технологий
6,8% — сфера здравоохранения
5,0% — искусственный интеллект
4,7% — игры
3,3% — рекламные технологии
2,8% — образовательные технологии.
5 общих выводов
Количество финансов для стартапов сократилось, но количество предпринимателей с креативными идеями — наоборот, увеличилось.
«Почему сейчас?» становится все более важным вопросов для инвесторов. Почему они должны расстаться со своими деньгами именно в этот момент? Стартапы, которые показывают, что сейчас, несмотря на все макроэкономические тренды, все-таки лучшее время инвестировать конкретно в них, имеют гораздо большие шансы получить финансирование.
В финансовом отношении мир сейчас шатает, поэтому инвесторы хотят получать презентации, которые показывают, что основатели знают, как оптимизировать затраты и достигать безубыточности, а потом и прибыльности. Время, когда фаундерам давали безлимитные корзины денег, чтобы они выпускали самый большой и амбициозный продукт, окончательно прошел. Прочные основы бизнеса становятся все более важными.
Финансовые показатели в целом подвергаются более пристальному вниманию. Банкротства FTX, Silicon Valley Bank и других институций в 2022 году показали, что даже такие громкие имена как Sequoia Capital и Accel Partners не всегда верно проводят свой дью дилидженс. Теперь венчурные инвесторы тратят на изучение финансового раздела презентации на 60% больше времени, чем год назад.
Инвесторы постепенно устают от искусственного интеллекта. Таких компаний за последний год создали очень много, и если стартап ничем не выделяется и не имеет за собой громких имен (как Anthropic с выходцами из OpenAI), шансы получить финансирование очень невысоки. Если вы собираетесь развивать AI/ML, лучше, чтобы использование таких технологий давало вашему продукту реальное, измеримое преимущество. Иначе использование таких модных слов в презентации на самом деле чаще сейчас выходит в минус.