Как создавалось меню «Пуск» в Windows: от битмапов до динамического рендеринга
Меню Пуск появилось почти 30 лет назад, но до сих пор не потеряло своей актуальности
В мире разработки операционных систем немногие элементы пользовательского интерфейса могут похвастаться такой же узнаваемостью и функциональной значимостью, как меню «Пуск» в Windows. Этот компонент, ставший неотъемлемой частью пользовательского опыта Microsoft, прошел долгий путь эволюции, отражающий технологический прогресс и изменения в подходах к проектированию интерфейсов. Давайте вспомним, каким оно было и поговорим про технические аспекты создания меню «Пуск», опираясь на инсайдерскую информацию от Дэйва Пламмера, одного из ключевых разработчиков этого элемента.
Когда появилось меню Пуск в Windows
Меню «Пуск» впервые появилось в Windows 95, ознаменовав собой революцию в пользовательском взаимодействии с операционной системой. Правда, понятно это стало много позже. Тем более, что реализация этого компонента в Windows 95 на техническом уровне отличалась не только от того, что мы видим в ОС сегодня, но даже от исполнения в Windows NT.
В Windows 95 меню «Пуск» базировалось на предварительно подготовленных растровых, или битмаповых изображениях. Этот подход, хотя и эффективный для своего времени, имел ряд ограничений:
Фиксированный размер и разрешение
Ограниченная масштабируемость
Высокое потребление ресурсов памяти
Сложности с локализацией и кастомизацией
При разработке Windows NT команда Microsoft, включая Дэйва Пламмера, приняла решение о радикальном переосмыслении технической реализации меню «Пуск». Ключевой целью стало создание компонента, который бы отрисовывался в реальном времени посредством программного кода, а не полагался на предварительно подготовленные изображения.
Меню Пуск до сих пор остается одним из самых узнаваемых элементов ОС Windows
У такого подхода, в отличие от битмап-методики, был ряд существенных преимуществ:
Динамическая адаптация к различным разрешениям экрана
Уменьшение объема используемой памяти
Гибкость в локализации и кастомизации
Возможность программного управления визуальными эффектами
Как менялось меню Пуск
При имплементации нового подхода Пламмер столкнулся с рядом проблем, одной из которых была необходимость отображения вертикального текста для боковой панели меню. На тот момент Windows API не предоставляло прямых способов для решения этой задачи.
Решение было найдено благодаря уникальным возможностям Windows NT. Эта версия позволяла осуществлять ротацию контекста устройства (device context, DC). Этот механизм открыл путь к программной реализации вертикального текста без необходимости в специальных растровых изображениях.
Процесс рендеринга меню «Пуск» в Windows NT состоял из следующих этапов:
Создание виртуального контекста устройства (memory DC)
Ротация контекста устройства на 90 градусов
Отрисовка текста в повернутом контексте
Возврат контекста в исходное положение
Блиттинг результата на экран
Этот подход позволил создать гибкую и эффективную систему отрисовки меню «Пуск», которая могла адаптироваться к различным языковым настройкам и разрешениям экрана без необходимости в множестве предварительно подготовленных изображений.
Визуально меню Пуск почти не отличается, но оно претерпело колоссальные изменения на техническом уровне
Помимо решения проблемы с вертикальным текстом, новая реализация меню «Пуск» включала программную генерацию градиентного фона. Это было достигнуто путем использования GDI-функций для создания плавных цветовых переходов. Разработчики использовали алгоритмы интерполяции цвета для создания визуально привлекательного фона, который мог динамически адаптироваться к различным размерам и пропорциям экрана.
Современное состояние меню Пуск
Меню «Пуск» продолжало эволюционировать с каждым новым релизом Windows, адаптируясь к меняющимся требованиям пользователей и технологическим возможностям. Однако не все изменения были успешными. Наиболее заметным экспериментом стало удаление классического меню «Пуск» в Windows 8 в пользу полноэкранного интерфейса Metro.
Этот радикальный отход от привычной парадигмы вызвал значительное недовольство пользователей, включая самого Дэйва Пламмера, который быстро вернулся к использованию Windows 7. Негативная реакция сообщества привела к возвращению модифицированного меню «Пуск» в Windows 10, которое сочетало в себе элементы классического дизайна с новыми функциональными возможностями.
В актуальных версиях Windows меню «Пуск» продолжает играть центральную роль в пользовательском интерфейсе, но его техническая реализация значительно эволюционировала. Современное меню «Пуск» использует комбинацию передовых технологий:
1. XAML (eXtensible Application Markup Language) для описания структуры интерфейса, что обеспечивает более гибкий и декларативный подход к созданию UI.
2. DirectComposition для аппаратно-ускоренной композиции элементов, что позволяет достичь плавной анимации и высокой производительности даже на устройствах с ограниченными ресурсами.
3. Fluent Design System для обеспечения согласованности визуального стиля across различных приложений и компонентов Windows.
Использование XAML позволяет разработчикам создавать более сложные и интерактивные интерфейсы, легко поддающиеся кастомизации и адаптации под различные форм-факторы устройств. DirectComposition обеспечивает плавность анимаций и переходов, что критически важно для современного пользовательского опыта. Fluent Design System привносит единообразие и эстетическую привлекательность, сохраняя при этом функциональность и узнаваемость меню «Пуск».
А как вы считаете, насколько интересным был путь развития меню «Пуск»? Помогает ли опыт разработчиков (как позитивный и негативный), думать о ваших собственных продуктах? Наконец, нравится ли вам меню «Пуск» таким, каким оно является сегодня?