Как создать глобальное стартап-сообщество вокруг ИТ-контента: история Techstars Startup Digest

Предприниматели и ИТ-специалисты всегда ищут новые возможности для развития своего бизнеса и пополнения знаний. Один из способов — посещение тематических мероприятий. Помимо докладов от таких встреч можно ожидать развиртуализации с коллегами, обмена опытом и общения с потенциальным инвесторами.

Каждый год только в Москве организуют несколько сотен событий, так или иначе связанных с ИТ. Чтобы оптимизировать своё время и затраты, из них важно выбрать лучшие, наиболее полезные и доступные. Проблему поиска может решить, в частности, Techstars Startup Digest — email-рассылка тематических и недорогих мероприятий для стартапов и всех, кто связан с ИТ.

«Я планировал поехать за границу на 6 месяцев, чтобы посетить Пекин и Шанхай и посмотреть на стартапы в этих городах, но понятия не имел, с чего начать. Дайджест мне отлично помог — первое, что я сделал перед поездкой — подписался на рассылку и связался с кураторами в этих городах», — резидент Quora Кевин Сюй (Kevin Xu), комментарий от 8 января 2011 г.

На данный момент количество подписчиков дайджеста составляет около 1 млн человек в более чем 300 городах по всему миру. Сегодня я расскажу о том, как появился этот проект, что он из себя представлял на первых этапах развития и что происходит с ним прямо сейчас.

kiz3jp2iz7ark135ekt-mbsietk.jpeg
Фото: m1try / хакатон Launch48 Weekend 2013

Проект состоит из двух частей:

  • Подборки событий по городам от местных кураторов. В них попадают мероприятия для разработчиков, дизайнеров, маркетологов и всех, кому интересна тема ИТ-стартапов.
  • Подборки тематического контента. Они распределены по темам и включают в себя статьи и руководства, выбранные кураторами. Здесь можно найти подборки по финтеху, блокчейн-технологиям, дизайну, системам ИИ и другим направлениям (всего их 41).


Подборки мероприятий формируются усилиями кураторов — в каждом городе Startup Digest ведут те, кто хорошо знаком с местным ИТ-сообществом, является экспертом в определенной теме или руководит бизнесом. Например, в Амстердаме дайджестом занимается Риккардо Ости (Riccardo Osti). До того как стать предпринимателем, он был специалистом по маркетингу. Сейчас Риккардо работает над аналитическим стартапом и уделяет время для местного дайджеста.

Startup Digest не оплачивает работу кураторов. Это — волонтёрская деятельность. Еще в 2011 году один из кураторов, отвечавший за подборку мероприятий по Майами, писал: «Это — разумное quid pro quo. Я использую инфраструктуру SD для помощи местному сообществу и стараюсь увеличить ценность этой инфраструктуры своим трудом. Откровенно говоря, для меня общение и взаимодействие с коллегами более чем компенсируют эти усилия».

zyxbpx7ettm0ql5g0hqmezcfz50.png
Скриншот сайта: startupdigest.com

Интересно, что предложить своё мероприятие (или статью) может любой — на сайте проекта для этого есть специальная форма. Куратор той или иной подборки рассматривает заявки на соответствие ред.политикам сообщества и решает, попадет оно в рассылку или нет.

На данный момент сообщество Techstars Startup Digest состоит из 700 кураторов, но история проекта начиналась с гораздо более скромных показателей. Далее — подробнее об этом.

С чего все началось


Первым куратором Startup Digest был его основатель — Крис Маккан (Chris McCan). В ноябре 2009 года он отправил своим друзьям первый email с подборкой мероприятий для стартапов.

Для того, чтобы стать адресатом рассылки, было достаточно написать напрямую Крису или его партнеру Брендану (Brendan McManus). В то время у стартапа не было своего сайта — основатели просто не видели в нем какой-либо необходимости на первых этапах развития проекта. Только после расширения на другие города — когда возникла идея кураторской модели, по которой Startup Digest работает до сих пор, — было принято решение о запуске TheStartupDigest.com. Первая версия сайта была достаточно примитивной — простая форма с просьбой оставить свой email.

Тогда, в 2010-м, журналисты из TechCrunch просто отказывались выпускать заметку о проекте до того, пока его «не приведут в чувство» и выкатят как минимум на WordPress или MediaTemple. Конечно, все это и было осуществлено, а хостинг и рассылка писем подписчикам долгое время оставались единственными расходами (в среднем, по словам основателей, на проект уходило до 1 тыс. долларов в месяц). Основные деньги стартап зарабатывал с помощью продажи рекламных возможностей (баннеры и текстовые материалы) тем, кому была интересна ИТ-аудитория.

Что было дальше


2011-й: первые инвестиции


В марте 2011 года стартап получил финансирование в размере 200 тысяч долларов от фонда Кауфмана (The Kauffman Foundation). Это — некоммерческая организация, которую основал Эвинг Мэрион Кауфман в середине 60-х. Сегодня она является одним из крупнейших частных фондов в США с суммарной базой активов почти в 2 млрд долларов.

200 тысяч было решено потратить на:

  • наём управляющего редактора для работы с контентом;
  • расширение присутствия проекта в большем количестве городов;
  • производство образовательных видео для предпринимателей.


В это время база подписчиков уже состояла из более чем 120 тысяч человек в 50 городах и продолжала расти. Ядро подписчиков составляли основатели технологических компаний, инвесторы, бизнес-ангелы и ИТ-специалисты.

2012-й: часть сообщества Startup Weekend


3 октября 2012 года Startup Digest выкупила Startup Weekend — организация, которая проводит 54-часовые хакатоны для ИТ-стартапов по всему миру. Сумма этой сделки не разглашалась.

Стороны договорились о том, что дайджест станет «некоммерческой» частью Startup Weekend и послужит «двигателем» для распространения информации о мероприятиях для ИТ-специалистов. С другой стороны, Startup Digest должен был получить более широкий охват.

«Наша краткосрочная цель — распространение дайджеста. Сейчас его ведут в 99 городах, в то время как Startup Weekend присутствует в 335. Мы хотели бы изменить эту ситуацию за счет уже имеющейся у нас инфраструктуры» — заявил тогда директор по маркетингу Startup Weekend Джой Померенк (Joey Pomerenke) в комментарии для TechCrunch.


На этот момент дайджест существовал уже в 43 странах, а база подписчиков составляла 230 тысяч человек. Сооснователь (Брендан) и главный редактор приняли решение не покидать команду, а второй основатель (Крис) и технический директор проекта ушли делать новый продукт — GroupTie. Он был направлен на корпоративную аудиторию, решение организационных задач и управление взаимодействием сотрудников. Им Крис занялся сразу после завершения сделки.

2013-й: объединение с UP Global и Startup America


В январе 2011 года, когда Startup Digest только начинал активно развиваться и привлек свои первые инвестиции, в США запустили программу Startup America. А вместе с ней — Startup America Partnership, союз фондов, корпораций и университетов, призванный поддерживать стартапы по всей стране. За 2,5 года его существования таких стартапов набралось более 13 тысяч.

В мае 2013 года Startup America Partnership и Startup Weekend решили создать UP Global — объединенную организацию, которая могла бы стать более эффективным механизмом поддержки технологических предпринимателей. В UP Global вошли Startup Weekend и Startup Digest.

Организация взяла обязательство в рамках трех лет обучить и поддержать 500 тысяч предпринимателей в тысяче городов страны. Партнёрами UP Global стали Google и Microsoft.

2015-й: новая жизнь вместе с Techstars


В июне 2015 года в Techstars приняли решение о приобретении всего UP Global, включая Startup Weekend и Startup Digest. К этому времени UP Global присутствовал в 600 городах в 120 странах, а у Techstars было более 18 акселерационных программ для стартапов по всему миру. За всё время их прошли более 1000 компаний, привлёкших инвестиций более чем на 4 млрд долларов.

k3_shghc9g-bub_mxcob3uu5v-i.jpeg
Фото: Alec Perkins / Одно из мероприятий Techstars, на сцене Дэвид Коэн (David Cohen) основатель проекта

Цель поглощения — сделать ИТ-предпринимательство более доступным для людей во всём мире за счет объединенной инфраструктуры Techstars. «Я думаю, самое вдохновляющее во всей этой истории то, что люди, добившись успеха, не уходят и нашей экосистемы и сами становятся инвесторами и наставниками ИТ-стартапов. Это — эффективный процесс, который, как мы полагаем, окажет долгосрочное влияние на технологическое предпринимательство в целом», — Дэвид Коэн (David Cohen) основатель Techstars.

В России Startup Digest присутствует в трёх городах: Москве, Санкт-Петербурге и Калининграде. В столице дайджест с подборкой мероприятий для ИТ-специалистов и предпринимателей мы начали готовить с декабря 2012 года. За это время вышло более 125 рассылок, и теперь мы публикуем их еженедельно с учетом того, что может быть интересно в том числе и сообществу Хабра.


P.S. В качестве продолжения рассказа в менее историческом ключе в следующих материалах мы поговорим о непосредственном опыте ведения Techstars Startup Digest в Москве. Поделимся знаниями и лайфхаками, которые могут быть полезны участникам и организаторам ИТ-мероприятий.

Посмотреть календарь мероприятий и подписаться на рассылку по Москве можно здесь (свежий пример рассылки). Если вы знаете про классные (и доступные) мероприятия для ИТ-специалистов и предпринимателей, их можно добавить на рассмотрение вот тут (потребуется регистрация) или рассказать о них в комментарии к этому материалу — так гораздо удобнее.

© Habrahabr.ru