Как совмещать учебу и работу — и не сгореть?

Начался октябрь, а это значит, что первый учебный семестр в самом разгаре. А ведь впереди еще и сессии… Тут и полностью вовлеченному в учебу студенту может быть тяжело —, а ведь немало и тех, кто активно совмещает вуз со стажировками и работой!

К этому надо подходить более чем серьезно: пожертвуешь парой с виду «лишних» семинаров — и бессонные ночи за конспектами одногруппников обеспечены! А если еще и релиз грядет — и до выгорания недалеко.

Как все успеть, рассказали стажеры «Лаборатории Касперского»: они и учатся, и работают, и кутят на досуг время находят.

211f989e378bde7a31b0d82fd2b2bcac.png

«Главная сложность — хаотичное расписание в вузе»

0f6c790afa3b12b47d0d2da2fe3d862c.jpgПолина, МГТУ им. Баумана, 3-й курс бакалавриата

Учебное направление: «Инноватика ИТ-проектов»
Направление стажировки: «Ручное тестирование»

Идеальное время для стажировки

Я попала в «Лабораторию Касперского» в середине второго курса, но мне кажется, что самое подходящее время для студента, чтобы начать стажироваться, — в начале третьего. Во-первых, потому что к этому времени у студентов, как правило, появляется практика и удобнее всего закрыть ее там, где ты уже работаешь. Ну и во-вторых, загрузка становится меньше и появляется свободное пространство для «маневра» :)

У меня есть живые примеры: ребята, которые начали работать по специальности еще во время учебы, как правило, круто двигаются по карьерной лестнице. Но и перегибать с этим тоже не рекомендую: еще на втором курсе это совмещение может даваться очень нелегко из-за большого количества учебных часов.

Опыт совмещения работы и учебы

Главная сложность, с которой я столкнулась, — хаотичное расписание в вузе. Это такая «особенность» моей Бауманки — пары в течение дня могут стоять на 8 утра и на 9 вечера. Вот и подстраивай под эту сборную солянку свои походы в офис…

Вы, конечно, скажете, что пары не удары иногда можно и пропустить :) Но я принципиально стараюсь ни на что не забивать (даже на лекции!!!), потому что мне проще прийти и законспектировать себе всю инфу, нежели потом перед сессией зубрить учебники и пытаться хоть что-то понять. Хотя, конечно, есть расстановка приоритетов по тому, какими предметами надо больше заниматься, а какими — нет. Но эти приоритеты в основном коррелируют с наличием зачета или экзамена у конкретной дисциплины :)

Важный фактор, без которого я вряд ли бы все это выдержала, — поддержка родителей. Вопреки расхожему мнению о том, что родители часто могут быть против раннего погружения в работу, у меня получилось все наоборот! Сначала мои родители, конечно, волновались, смогу ли я все совмещать, но в итоге они были готовы поддержать любое мое решение, что сильно помогает до сих пор!

Мои рекомендации

Борьба с прокрастинацией! Мне кажется, этим страдают очень многие, но я нашла способ повысить рабочую эффективность: стараюсь меньше работать дома. Когда выполняешь таски лежа на кровати, сразу же появляется великий соблазн полистать соцсети, что-нибудь перекусить и так далее. Мое решение — чаще ходить в офис, где на подсознательном уровне меньше прокрастинируешь, — и работать становится проще!

Взаимоотношения с тимлидом и с преподавателями. Надо быть кристально честным! Если ты что-то не успеваешь по учебе или, например, «поехало» расписание, всегда есть смысл уведомить лида, чтобы он мог тебя разгрузить. Позиция «погеройствовать и взять на себя пару лишних задач» меня до добра ни разу не довела — я получила только дикий стресс.

«Студентам с «синдромом отличника» приходится особенно тяжко»

ea1df9d99eb0cc69c1f969555f988dcf.jpgЯрослав, НИУ ВШЭ, 4-й курс бакалавриата

Учебное направление: «Журналистика»
Направление стажировки: DevRel

Идеальное время для стажировки

Я учусь на четвертом курсе и считаю, что это лучшее время для начала стажировки: все преподаватели уже понимают, что большинство ребят работают, и потому открыты к компромиссам. А на студентов, поглощенных исключительно учебой, они смотрят скорее с удивлением.

Опыт совмещения работы и учебы

Сейчас вся наша учебная деятельность состоит из проектов. И времени на это требуется значительно больше, чем на классическую домашку из учебника. На студента ложатся все этапы создания проекта: мало продумать концепцию и реализовать ее — надо еще и эффектно защитить в формате презентации! И на все это нужно время…

Главное, что мне помогает, — использование своих рабочих кейсов в учебных проектах. Тут можно обратиться к тимлиду и преподавателю — в моем случае обе стороны всегда шли навстречу. Например, нужно в короткие сроки разобрать какой-либо бизнес-кейс в сфере разработки. Можно взять штурмом Google Scholar и спустя время найти что-то подходящее из научной литературы (и желательно не из «Киберленинки», ага). А можно изучить кейс твоей компании, к которому у тебя АПРИОРИ доступ появится быстрее, а данных для исследования будет больше.

Особенно это может помочь на финальном этапе обучения — дипломе! Верх менеджерского мастерства студента, к которому я в этом году стремлюсь, — интегрировать свой стажерский опыт в ВКР. Это убивает трех зайцев: ты значительно упрощаешь себе поиск источников и работу над эмпирической частью (потому что отныне эмпирика — это буквально твоя работа), снабжаешь свое исследование экспертизой, так еще и респектабельность диплома повышаешь, из-за чего урвать место в подходящей магистратуре будет куда проще!

В плане тайм-менеджмента для совмещения работы и учебы мне, буду честен, не так трудно, как некоторым другим спикерам этой статьи :) Тут спасает специфика командных проектов: тебе в любом случае необходимо сдать их в нужное время, но ходить для этого на все пары необязательно!

Мои рекомендации

Интегрировать рабочие процессы в свои учебные проекты. Тут я все расписал выше; кто понял — тот понял :)

Не стремиться к «идеальному» посещению всех пар и безупречной зачетке. Тут все сугубо индивидуально, но лично я быстро понял, что бегать за «десятками» (да, у нас 10-балльная система) на четвертом курсе вряд ли имеет смысл: по моему опыту, такие оценки зарабатываются уже не знаниями, а старым добрым безостановочным упорством. А это самое упорство, к слову, можно потратить на куда более интересные и полезные вещи. Проще говоря, студентам с «синдромом отличника» совмещать учебу и работу будет особенно тяжко.

«Когда начинаешь зарабатываешь, вероятность «завалить» дисциплину уже не очень пугает»

a528e41bc31b539b7b0be51e19343899.jpgВладислав, РУДН, 2-й курс аспирантуры

Учебное направление: «Турбомашины и поршневые двигатели»
Направление стажировки: DevOps

Идеальное время для начала стажировки

Я начал стажироваться в «Лаборатории Касперского» на втором курсе магистратуры — и убежден, что это самое подходящее время. Мне кажется, что первые два курса бакалавриата — это скорее как бы продолжение школы, нежели универ. Не думаю, что в 18–19 лет лично я мог РЕАЛЬНО понимать, чем хочу заниматься и как именно могу работать. Хоть какое-то объективное понимание себя как специалиста наступает ближе к третьему-четвертому курсу. Тем более если ты хочешь трудиться по специальности, то именно в это время появляются самые полезные для тебя дисциплины, которые пропускать нежелательно. Поэтому стажировка в период учебы в магистратуре — это прямо золотая середина.

Опыт совмещения работы и учебы

Надо признать, не все было гладко и случались критические моменты — особенно на втором курсе магистратуры, во время подготовки диссертации. Ближе к летней сессии начали появляться «хвосты», потому что я к этому моменту уже откровенно «подзабил» на универ и полностью ушел в работу. Впрочем, тут меня буквально спас мой научный руководитель, который знал, что я работаю, и корректировал работу над диссером, исходя из моей загруженности.

Вообще важный фактор в налаживании взаимоотношений с преподами и универом в целом — появление финансовой независимости. Когда ты уже зарабатываешь какие-то деньги, вероятность «завалить» какую-либо дисциплину перестает тебя сильно пугать.

То же самое, кстати, помогло мне и во взаимоотношениях с родителями: у них сразу пропало беспокойство по поводу совмещения работы и учебы, когда моя деятельность начала приносить доход. Мне кажется, что в целом для большинства родителей это маркер некоего успеха.

Мои рекомендации

Определиться с приоритетами. За время совмещения учебы и стажировки я понял, что между этими крайностями обязательно придется выбирать: усидеть на двух стульях не получится. Например, во время подготовки к защите диплома ты четко понимаешь, что на данный момент учеба важнее, и просишь лида снизить нагрузку. Попытка одновременно одинаково преуспеть и там, и там приведет лишь к выгоранию.

Расставлять приоритеты по предметам. Очень важно расставлять конкретные учебные дисциплины по степени их важности для себя. Например, больше всего внимания в универе я уделял английскому и особенно математике, потому что знание различных алгоритмических расчетов в IT-сфере крайне полезно.

«Студенческая активность решает!»

c4769907b007bc90bc4f767c9e419518.jpgДенис, МАИ, 6-й курс специалитета

Учебное направление: «Робототехника»
Направление стажировки: JavaScript-разработка

Идеальное время для начала стажировки

Я начал стажировку на пятом курсе: уверен, что пытаться начинать работу в начале учебы нет смысла. Лично у меня в первые несколько лет нагрузка была такой, что совмещать ВООБЩЕ НИКАК не представлялось возможным. Да и все мое окружение, причем не только в вузе, тоже начало работать именно в период магистратуры. Так что я в этой позиции не одинок:)

Опыт совмещения работы и учебы

Первый год совмещения был очень тяжелым: я не успевал ни там, ни тут. И в частности, я впервые за все время обучения получил двойку на экзамене — и это для меня было вдвойне непривычным. Что ж, стажировки во время учебы — это точно не вариант для перфекционистов: обязательно будут какие-то проблемы в универе…

В моем случае очень помогла студенческая активность: я был старостой, поэтому меня знали многие преподаватели и с ними проще было договориться. Как известно, сначала ты работаешь на нетворкинг, а потом он на тебя :) Особенно это важно в отношении коммуникации с научником: если у тебя с ним налажены отношения, это снимает очень много проблем по учебе!

Сейчас мне стало проще совмещать работу и учебу, во многом из-за большой разгрузки по парам, но все же иногда появляются накладки и работу приходится отодвигать на второй план. Так, я пару раз уходил на месяц удаленной работы из-за курсовых. Благо команда к этому относилась лояльно.

Мои рекомендации

Начинай нарабатывать репутацию и связи с преподавателями с первых курсов. Человеческий капитал, так сказать. Подробности выше:)

Обязательно «спускать пар». Если не находить время на досуг — можно сойти с ума уже после первой сессии. Лично мне помогают развеяться регулярные занятия спортом; еще хорошо разгружает чтение книг, потому что ты максимально абстрагируешься от рабочих мыслей. Правда, читать я рекомендую строго художественную литературу, а не какие-нибудь «Компьютерные сети» :))

«Если не тянуть с дипломом — все пройдет проще»

3d613ea230024c9f13c3942e5d4f61cf.jpgАни, МГТУ им. Баумана, окончила бакалавриат

Учебное направление: «Программная инженерия»
Направление стажировки: JavaScript-разработка

Идеальное время для стажировки

Стажироваться я начала сразу по окончании третьего курса, поэтому первые полгода совмещать было легко :) До сих пор считаю, что именно это время — самое оптимальное для поиска работы, поистине золотая середина!

Опыт совмещения работы и учебы

Первое время стажироваться было не так сложно: все-таки я начала работать уже на первом курсе (хоть и не по специальности и рабочих часов было мало —, а вопрос выше про «идеальное время» был именно про стажировку). Так что у меня было базовое понимание, как все успевать. Но потом началась работа с дипломным проектом, и тут начались проблемы. Я долгое время за него не садилась, поэтому когда таки принялась за работу, стало ОЧЕНЬ сложно находить для этого время: все уходило на стажировку. Нагрузка со всех сторон достигла своего предела, и в апреле мне даже пришлось взять отпуск, чтобы хоть как-то успеть наверстать диплом. Сейчас я понимаю, что если бы не тянула с написанием диплома — все прошло бы в разы проще. Ну, тут всему виной классическое желание отложить все на потом :) Но зато я осознала, как важно выделять на конкретную задачу конкретное количество времени.

В то же время у меня ни разу не возникло желания отчислиться и забыть универ, как страшный сон! Не хотелось бросать начатое на полпути, да и вообще высшее образование для меня важная штука. Говорила себе: «Уж четвертый курс-то закончить точно надо…». Так и сделала!

Мои рекомендации

Выделять на задачи ограниченное количество времени. Эфемерное «постараюсь сделать на этой неделе» не работает. Сегодня после пар я делаю таски от лида, завтра пишу параграф диплома, а на выходных — делаю домашку по какой-нибудь дисциплине. Чем более конкретным будет твой распорядок дня — тем лучше.

Начинать работу с дипломом сильно ЗАРАНЕЕ. Вы, конечно, скажете, что это очевидно, но мы все в основном учимся исключительно на своих ошибках… И особенно рекомендую активно коммуницировать со своим научником, не скрывая от него, что ты уже где-то работаешь.

Если ты юный читатель и знаешь, как закрыть сессию без долгов и выкатить релиз без пожара, то скорее регистрируйся на стажировку Kaspersky SafeBoard! Набор открыт со 2 по 21 октября, торопись :) Стажировка оплачивается, а вместе с этим стажер получает компенсацию питания, бесплатный спортзал и массу других бенефитов.

Ну, а если ты не совсем юный читатель, но испытал ностальгию по своим студенческим годам, то ждем историю твоего совмещения (или несовмещения) учебы и работы в комментариях!

© Habrahabr.ru