Как соцсети поглощают наше внимание: большое исследование про экранное время
В конце июля я попросил подписчиков @PonchikNews прислать анонимно скриншот своего экрана Screen Time с информацией об использовании мобильных приложений за последние 7 дней. Проанализировав эти экраны, я пришел к любопытным гипотезам и выводам. Делюсь ими сразу же, в TL; DR.
TL; DR:
Среди людей, приславших экраны (n=122), наблюдаем вот что:
- Соцсети едят почти половину (46%) всего экранного времени (от трети до двух третей в большинстве случаев).
- Instagram — самое дофаминовыжимательное приложение на сегодняшний день. Среднее использование: почти 7 часов в неделю. IG в топ-5 приложений по использованию у 58% приславших экраны.
- Бизнес-модель большинства популярных приложений по времени использования — это реклама, сбор и продажа ваших данных. На них приходится половина всех топовых приложений.
- Три компании, которые владеют большинством главных приложений по экранному времени — это Facebook, Apple, Google. Сюрприз!
- Яндекс конкурирует экранным временем с Google, Facebook, Apple, похоже, только через свои карты (по крайней мере на iPhone; возможно еще поиском, но мы не знаем, какой поисковик в браузерах по умолчанию; там может идет себе борьба между Гуглом и Яндексом).
- Приложения для продуктивности представлены в чартах по экранному времени скупо. Подозреваю, основная работа постепенно перетекает в мессенджеры или делается отдельно от телефона на компьютере.
- Казуальные игры практически не отнимают экранного времени большинства читателей. Наигрались.
- Похоже, главный совет такой: оберегайте свое внимание и время от корпораций, которые используют вовлекающие механики с социальным давлением, и зарабатывающих на рекламе, сборе и продаже данных пользователей. Сейчас нет никаких регуляций на этот счет, но при этом область вовлекающих и привычкоформирующих механик — это не только наука, но и ежедневная практика. Только вы сами можете настроить свое время и внимание так, чтобы максимизировать удовольствие от жизни и общения с реальными людьми.
Полный рассказ ниже.
Дано:
- Оригинальный google sheets, куда вбивались данные с n=122 экранов.
- Выборка n=122 экранов со скриншотов «экранного времени». В основном участвовали владельцы айфонов, хотя была пара владельцев андроида. Все пришли из телеграма (ponchiknews). Русскоговоряющие. Живут, судя по языкам и приложениям, всюду — хотя локацию никак не трэкал.
- Использовались только данные про недельное распределение времени по категориям, общее недельное время, топ-5 приложений по времени использования.
- Информацию о нотификациях и поднятиях телефона не использовал. Хотя уверен, из этого можно сделать отдельное интересное исследование.
- Данные, безусловно, очень пристрастные, да и наверняка я наделал кучу ошибок по дороге. Но получился ряд выводов, которые, похоже, близки (от слова «good enough») к реальному положению дел, по крайней мере, для подписчиков канала.
Решение:
I. Все экараны были прочеканы, неподходящие отброшены, и cпециально обученным человеком с Youdo размечены в гугл-таблице.
II. По каждой а) категории и б) приложению получилось три важные цифры:
- среднее значение по времени использования (часов в неделю),
- медиана по времени использования (часов в неделю)
- % присутствия приложения/категории в топ-5 приложений по времени использования.
III. Так же я посчитал несколько дополнительных важных историй:
- среднее значение каждой категории и приложения ко среднему общему времени,
- то же самое для медиан,
- общее среднее и медианное время в неделю,
- % присустствия категории и приложения в общем числе скриншотов.
Выглядело это совершенно по-задротски, то есть как стена цифр.
IV. Потом я подумал еще немного и проанализировал несколько дополнительных штук, а именно:
- Топ приложений, с присутствием >2% и >5% в выборке — чтобы исключить непопулярные приложения. Популярных получилось всего 22, очень популярных — 13.
- Добавил к каждому из них категории, бизнес-модель, название компании-владельца приложения.
- Сделал несколько неутешительных выводов, но уже не по приложениям, а по компаниям и их основным бизнес-моделям.
V. Далше докинул еще чуток информации и посчитал соотношения — категорий к общему времени, приложений к общему времени и т.п. Получилось понять некоторые распределения. О них тоже пойдет речь.
Ответ:
1. Топ-3 категорий по среднему времени
В скобочках: среднее количество часов в неделю и % присуствия в топ-3 категорий на экранах. Для понимания: среднее общее время, которое респондент проводит в телефоне, — 27ч 57 м.
- Соцсети (12ч 47 м, 95%) — в основном из-за Instagram, Telegram, WhatsApp и тому подобных.
- Развлечения (4ч 25 м, 49%) — в основном из-за YouTube, VLC, Netflix и т.п.;
- Книги и справочники (4ч 11 м, 26%) — в основном, потому что там Навигоры, Карты и Книжки, которые по своей природе занимают много экранного времени.
Наблюдения:
- Заметьте, игры в топ-3 даже не вошли. Вообще они были в топ-3 категориях лишь у 5% респондентов. Может, все уже переболели казуальными играми?
- Впрочем, продуктивность тоже не в топ-3. Возможно, потому что много работы происходит в мессенджерах.
- Соцсети в среднем (и по медиане тоже) съедают 46% экранного времени. Это почти половина!
- Не знаю, как считается время внутри Safari и Chrome. Вроде бы в самой последней версии iOS 13, ОС уже умеет определять, в каких категориях мы браузим, но про iOS 12 не могу ничего сказать.
2. Короткий и длинный топ приложений по экранному времени
В зависимости от того, как широко приложение представлено среди всех присланных нам экранов, можно сделать разные топы. Остановимся на двух: Топ-13 с >5% присутствия и Топ-24 с >2% присутствия в топ-5 всех экранов. Время в формате X: XX означает Х часов XX минут.
2.1 Короткий топ по экранному времени (при условии, что каждое приложение появляется на >5% присланных экранов).
2.2 Длинный топ по экранному времени (при условии, что каждое приложение появляется на >2% присланных экранов)
Наблюдения
- Социальные сети все так же в топах. Половина самых популярных приложений (в первом чарте с порогом ≧5%) — это соцмедиа.
- Если отбросить навигаторы и карты (из-за особенностей юзкейса вождения, они увы должны быть постоянно на экране) и утилитарные приложения типа камеры и фото, то почти все экранное время в топовых приложениях приходится на соцсети и развлечния.
- Хотя много людей работают в WhatsApp и Telegram (категория «соцсети»: то есть трудно посчитать, что уходит на работу, а что на друзей), важная категория Productivity (приложения только по работе) представлена лишь двумя аппами — Slack и почта. Самое интересное, что Slack — это по-сути первая получившаяся соцсеть для работы, использующая все механики захвата внимания. Во-первых, видим как почта умирает как вид, а во-вторых, радуемся за успехи команды слэка.
- Непонятно, что там происходит в браузерах, но есть гипотеза, что там тоже много социального взаимодействия — помимо просмотра сайтов разного содержания. Кстати, кое-какие приложения Apple не пропускает в App Store — поэтому такие продукты, особенно дофаминовыжимающего характера, будут использовать в браузере.
- В списке нет новостных приложений. Все важные новости = социальные сети. Неудивительно, что на Facebook и Twitter сейчас так много давления со стороны властей.
4. А можно в виде картинки?
Да, смотрите на цветные шарики ниже.
По осям X и Y — среднее и медиана в ч: мм в неделю (они не равны, но в целом все оч близко — поэтому кружочки почти образуют линию в 45°). Размер кружочка — это насколько часто он встречается среди топ-5 экранов респондентов. Чем выше кружок, тем больше он занимает внимания и времени. Чем больше кружок, тем он популярней среди читателей.
4.1. Для короткого топа (>5%)
Чем больше кржок, тем чаще он встречается в присланных экранах. Чем ближе к правому верхнему углу, тем больше в среднем поедает времени/внимания в неделю.
4.2. Для длинного топа (>2%)
Ситуация сильно не поменялось, просто добавилось немного более нишевых (для российского рынка/ русскоязычного потребителя) продуктов
*Напомню, что в исследовании есть явный bias в сторону Telegram — именно через него читатели нашли пост в моем канале и, подозреваю, пользуются им довольно много.
5. Топ-3 бизнес-модели и топ-3 компании-владельца приложений по охвату экранного времени
Еще интересное: если добавить к каждому приложению ее основную бизнес-модель и компанию-владельца, можно прикинуть, насколько все на рынке внимания консолидировано.
Получается такое распределение:
- 50% — реклама и сбор и продажа данных;
- 16.7% — подписка;
- 25% — продажа железа и товаров.
Какие 3 компании владеют практически всеми приложениями из топа экранного времени очевидно:
- Apple (31.8%);
- Facebook (18.2%);
- Google (9.1%).
Еще есть Яндекс (9.1%), но он по сути представлен в экранном времени своими картами и навигаторами. На самом деле, круто: похоже это сейчас самое сильное предложение Яндекса на мобильных девайсах, по крайней мере на айфонах.
Netflix и Telegram тоже молодцы, не продаются и конкурируют — один с Amazon (и скоро Apple), другой с Facebook. Павел Дуров, кстати, все еще не придумал валидированную монетизацию для Telegram, оч хочется увидеть, как площадка будет развиваться дальше.
Понятный bias про Apple — это те телефоны, с которых сделаны почти все скриншоты. Уверен, в мире владельцев Android распределение будет в сторону Google.
Go, Pasha, go!
Основные выводы
Продублирую их еще разок, из самого начала статьи.
- Соцсети едят почти половину всего экранного времени (в среднем 47%, и от трети до двух третей в большинстве случаев).
- Instagram — самое дофаминовыжимательное приложение на сегодняшний день. Среднее использование: почти 7 часов в неделю. IG в топ-5 приложений по использованию у 58% респондентов.
- Бизнес модель большинства популярных приложений по времени использования — это реклама, сбор и продажа ваших данных. На них приходится половина всех топовых приложений по собиранию внимания.
- Три компании, которые владеют большинством главных приложений по экранному времени — это, естественно, Facebook, Apple, Google.
- Яндекс конкурирует экранным временем с Google, Facebook, Apple, кажется, только через свои карты (по крайней мере на iPhone; возможно еще поиском, но мы не знаем, какой поисковик в браузерах по умолчанию; там может идет себе борьба между Гуглом и Яндексом).
- Приложения для продуктивности представлены в чартах по экранному времени скупо. Подозреваю, основная работа постепенно перетекает в мессенджеры или делается отдельно от телефона на компьютере.
- Для большинства читателей казуальные игры практически не отнимают экранного времени. Похоже, все наигрались.
- Мой главный совет такой: оберегайте свое внимание и время от техкомпаний, которые используют вовлекающие механики с социальным давлением, и зарабатывающих на рекламе, сборе и продаже данных пользователей. Сейчас нет никаких регуляций на этот счет, но при этом область вовлекающих и привычкоформирующих механик — это не только наука, но и ежедневная практика. Только вы сами можете настроить свое время и внимание так, чтобы максимизировать удовольствие от жизни и общения с реальными людьми.
Что делать?
Меня зовут Алексей Иванов, я дизайнер в ИИ-стартепе в Сан-Франциско и специалист по изменению поведения. Последние два года я веду канал ponchiknews в Телеграме, где публикую эссе, рассказываю об изменении поведения и записываю подкасты — с целью научиться проживать такую долгую счастливую жизнь, которую только мы сами можем создать, каждому из нас. Три штуки, которые можно сделать прям сейчас:
- Почитать мои предыдущие посты про гигиену внимания на Хабре.
- Почитать другие посты в тг-канале.
- Почитать материалы на сайте Time Well Spent — это такое НКО, которое топит за более разумное управление вниманием в технологическом мире.
Держитесь!