Как снимали первого «Чужого» и почему он намного страшнее, чем кажется
«Чужой» — самый старый из всеми любимой когорты фильмов про «Хищника» и «Терминатора». Сюда же относятся и продолжения, не менее культовые: «Хищник-2», «Терминатор-2: Судный день» и «Чужие». Но лично для меня оригинальный фильм Ридли Скотта — самый захватывающий фильм из всех просмотренных на VHS-ках, еще из далекого детства. Да, там нет таких крутых спецэффектов, перестрелок и какой-то динамики.
Проснулись заспанные и грязные космонавты посреди корабля-помойки — разве это может сравниться с идеальным супер-качком из будущего? А вот, поди ты, но что-то цепляет в этой атмосфере. Словно бы это какой-то тяжелый тягучий сон, который ближе всего похож на наше будущее в 2122 году (ну, кроме компьютеров с командной строкой). Давайте посмотрим, как снимался фильм и почему самый страшный персонаж — вовсе не зубастый прыгучий инопланетянин с кислотой вместо крови, а механический голос компьютера за кадром.
Супер идея, которая поначалу никому не заходила
Все началось в 1974 году. Никому неизвестный на тот момент Дэн О«Бэннон написал какой-то невнятный сценарий для проекта киношколы. Только послушайте (если что, это черная комедия): XXII век, космический корабль со звучным названием «Тёмная звезда» летит в космосе и уничтожает планеты, которые могут помешать колонизации космоса. Экипаж (так и хочется добавить «Отважно борется за спасение жизней пассажиров») из четырех человек развлекается, кто как может: плюет в потолок, курит сигары и все в таком духе, лишь бы не работать. Однако в какой-то момент астероид цепляет корабль, и всем становится не до шуток — нужно бороться за свою жизнь в космосе…
Звучит смешно, но начинающий и тоже тогда малоизвестный режиссер Джон Карпентер, еще учившийся в киношколе (потом он снимет, например, «Нечто» и серию фильмов «Хэллоуин»), решил почему-то экранизировать эту короткометражку. Как ни странно, многим понравилось. А когда некоторые сцены попались на глаза Джеку Харрису — продюсеру фильмов категории В, он инвестировал в фильм аж 60 тысяч долларов. Команда досняла еще 50 минут сцен, и в прокат фильм вышел в том же 1974 году под названием «Темная звезда». По свидетельству сценариста О«Бэннона:
Ну постер картины как бы намекает, что там такое себе…
Лучшая студенческая картина внезапно стала худшим в мире профессиональным фильмом.
Несмотря на все это непотребство, карьера сценариста О«Бэннона пошла в гору: другой сценарист Рональд Шустер предложил ему адаптировать рассказ Филипа Дика «Из глубин памяти» (его спустя 16 лет экранизировал Пол Верховен под названием «Вспомнить все»). Одновременно О«Бэннон рассказал напарнику про идею снять что-то вроде продолжения «Темной звезды», только посерьезнее.
Дальше сценаристы принялись за работу: кроме основной темы, в которой экипаж борется за выживание в космосе на замкнутом корабле, нужна была динамика. Почему бы не сделать так, чтобы на корабль проник пришелец? А попадет он туда, когда экипаж вынужденно приземлится на какую-то планету и случайно занесет его с собой. Сюжетный поворот частично взят из шикарного рассказа К. Саймака «Свалка» — обязательно к прочтению.
Хотя нет, почему так банально? Давайте что-то отложит в организме человека яйца, которые потом превратятся в зародыша, и оно вырвется наружу, убив носителя? Так, это уже ближе к истине — появляется элемент ужаса. Кстати, эту идею О'Бэннон почерпнул в одном из французских комиксов, в котором пришелец как раз вырывается из груди незадачливого астронавта.
Но почему экипаж не может просто застрелить мелкого ублюдка в самом начале фильма? Ну, во-первых, тогда «кина не будет», а во-вторых, нашелся оригинальный сценарный прием. Вот как его вспоминает сценарист:
Против новорожденного монстра хватило бы и винтовки для охоты на белок. Тем более оружие на корабле, конечно, было.<...> Поэтому один мой товарищ Рон Кобб посоветовал: «А что, если у твари будет кислота вместо крови? Если в него палить, кислота же разъест корпус корабля!»
Все, история готова — можно запускать по принципу »…, … и в продакшен». Детали тоже обрисовались быстро: экипаж из семи человек возвращается на Землю с ценным грузом. По дороге корабль перехватывает странный сигнал и, согласно протоколам безопасности, вынужденно останавливается, выводит экипаж из сна и велит проверить источник. Там-то все и начинается…
5 августа 1976 года сценаристы зарегистрировали свою работу в Гильдии и начали искать студию, которая бы купила сценарий. Но никому из студий не хотелось снимать «Техасскую резню бензопилой» в космосе. Разве что отозвался Роджер Корман — король фильмов категории Б: «За 750 000 долларов и пару-тройку недель съемок мы сделаем шедевр, парни!».
На удачу сценаристов, их работа привлекла внимание приближенных к студии 20th Century Fox продюсеров Гордона Кэррола, Дэвида Гайлера и Уолтера Хилла. Те убедили руководство купить сценарий и экранизировать его. Но после покупки немного доработали сюжетную линию, обозначив важные детали:
В фильме появится дополнительная сюжетная линия — андроид и суперкомпьютер, которые должны помогать экипажу, а на деле только решают интересы жадной глобальной корпорации. У зрителя даже может появиться вопрос —, а кто реально-то хуже, монстр или эти вот ребята?
Астронавты на планете не просто находят каких-то пришельцев, а имеют дело с яйцами, из которых уже вылупляются монстры. А раз эти яйца кто-то откладывает, то в будущем можно и продолжить историю, сняв сиквел.
Изначально в сценарии пол главного героя и характер не были прописаны — просто некий «Лейтенант Рипли». Продюсеры настояли, чтобы это была именно женщина с говорящим именем Эллен и бунтарским характером — так получится выстроить историю с ее противоборством Weyland-Yutani.
Сменили название фильма — изначально его планировали назвать «Зверь из космоса» (господи, спасибо им за это). Вместо этого предложили «Чужой» — более емкое, пугающее и хорошо обыгрывающее имя героини.
Кстати, доработки продюсеров вызвали настоящий юридический скандал. Продюсеры посчитали, что они настолько переработали изначально ужасный сценарий, что теперь могут считать авторами «Чужого» вместо О'Бэннона и Шустера. Спустя несколько лет этот спор разрешился — на основании заключения Гильдии сценаристов, продюсеры внесли не столь значительные изменения, чтобы считаться авторами сценария.
Кастинг режиссера, актеров и «Чужого»
Поначалу студия 20th Century Fox сомневалась, что тема космоса может выстрелить, их опасения развеяли «Звездные войны», вышедшие на экран в 1977 году. По какой-то невероятной глупости все права на франшизу достались Джорджу Лукасу, и киностудия хотела как можно скорее реабилитироваться и снять что-то не хуже.
«Fox хотели быстро взяться за проект из серии «Звёздных войн». А единственным сценарием про космос на их столе был «Чужой», так что особого выбора у них и не было», — вспоминает О'Бэннон.
В качестве режиссера пригласили Ридли Скотта, который на тот момент снял ровно один полнометражный фильм «Дуэлянты» (получил приз в 1977 году на Каннском фестивале за лучший дебют — прим. автора) и пару тысяч рекламных роликов. Да-да, не смейтесь — у братьев Тони и Ридли в 70-х годах была рекламная компания Ridley Scott Associates, которая снимала вот такие ролики:
Интересно, почему эту актрису не пригласили на роль Эллен Рипли?
Вот что вспоминает сам режиссер:
Предлагаемый бюджет в 4,5 миллиона долларов был невероятно мал для этого конкретного фильма. Мы с командой оценили бюджет примерно в 13 миллионов долларов, что было слишком много для 20th Century Fox. Раньше я был арт-директором, поэтому у меня была утомительная задача раскадровки фильма, которая заняла пять или шесть недель. В итоге студия увидела мои наброски и увеличила бюджет до 8,5 миллионов.
Главной и первой проблемой был внешний вид пришельцев: они постоянно изменялись по ходу фильма и должны были вызывать у зрителя неподдельный ужас. Для раскадровки Ридли Скотт обратился с известному художнику Хансу Рюдигеру. До этого режиссер увидел сборник иллюстраций «Некрономикон» художника и был поражен — это именно то, что надо!
К слову, Гигер также работал над интерьером корабля, образом Жокея (так назывался таинственный окаменевший пилот с космического корабля пришельцев) и атмосферой планеты LV-426.
Согласитесь, ведь потрясающая получилась работа без всякой компьютерной графики! Кстати, хвост Чужого должен был управляться механически, но из-за сложности реализации от этого отказались.
Для фильма требовалось всего семь актеров (размер экипажа «Ностромо»), поэтому к кастингу подошли со всей серьезностью. Нужно было выбрать простые образы, которые идеально впишутся в мрачную атмосферу корабля и будут ассоциироваться не с супергероями, а обычными космическими работягами.
Мэри Голдберг, отвечавшая за подбор, изначально видела в главной роли — та-ра-та-там — Мерил Стрип. Тогда она еще была восходящей звездой и смотрелась бы на экране отлично. Однако в тот период у нее умер жених Джон Канзале, и она очень остро переживала эту утрату — от съемок пришлось отказаться. Еще на главную роль пробовалась Вероника Картрайт (она в фильме сыграла штурмана «Ностромо» Ламберт), но молодая Сигурни Уивер на первых же пробах всех очаровала. Как вспоминал Ридли Скотт: «Когда она зашла в комнату, все сразу стало понятно».
Как-то вообще сложно себе представить сейчас Мерил Стрип в соплях пришельцев и с огнеметом.
Еще из примечательных ролей можно выделить работу африканца Яфета Котто, бортинженера Паркера. Во многом его выбрали для того, чтобы придать экипажу международный размах (сейчас кажется, что не хватает еще гомосексуалиста и азиата — прим. автора). Он постоянно влезал в съемочный процесс и пытался изменить сюжет: например, сделать так, что именно его герой убьет «Чужого».
Многим, как и мне, особенно запомнилась роль Эша — андроида, который стал вместе с «мамой» главным антагонистом фильма. Актер Иэн Холм был самым опытным из всего актерского состава (за плечами была знаковая роль Наполеона Бонапарта — прим. автора) и переговоры с его агентом шли очень мучительно.
Самым необычным актером был Боладжи Бадеджо — человек с ростом 218 см, который блестяще сыграл роль Чужого (правда, этого никто не увидел). Причем на пробы его никто не приглашал. Просто оператор зашел выпить в местный бар неподалеку от места съемок и понял, что он идеально подойдет на роль пришельца.
Съемки
Самой сложной частью, как нетрудно догадаться, стал сам Чужой. Особенно пришлось повозиться с его головой — для этого создали отдельную конструкцию из 900 подвижных элементов. Чтобы при съемках крупным планом все выглядело максимально реалистично. Разумеется, актер такую штуку не носил, а ограничивался более легкой моделью без подвижных элементов.
Для съемок монстра-лицехвата съемочная группа купила на рынке устриц. Наблюдая за ними, получилось достоверно воссоздать механику заглатывания и раскрытия яйца. Кстати, само яйцо изготовили из плексигласа, а за механику отвечал гидропривод. Внутри поместили настоящий желудок коровы и бараньи кишки — все это двигал лично Ридли Скотт рукой в резиновой перчатке.
Просто оцените, как эта сцена смотрится без компьютерной графики спустя 40 с лишним лет!
Интересный момент: Ридли Скотт очень хотел снять отдельную сцену с Жокеем. Однако кукла обошлась почти в 500 000 долларов, что съело огромную часть бюджета ради нескольких секунд. Поэтому съемочная группа потом жалела, что не вложила эти деньги во что-то еще.
Большая часть съемок проходила в интерьере корабля «Ностромо». На тот момент компьютерная графика было чем-то невероятным (Джордж Лукас своими «Звездными войнами» только прокладывал дорогу спецэффектам — прим. автора). Поэтому над созданием макета «Ностромо» трудилась огромная команда из более чем сотни человек. По задумке режиссера, он должен был «выглядеть пугающе и чем-то напоминать готический замок снаружи».
Конечно, сейчас интерьер смотрится смешно и мало похож на корабль будущего —, но что поделать
Один из макетов корабля имел длину 10 метров и весил больше 200 килограммов. Чтобы имитировать движение «Ностромо», использовали автомобильный погрузчик. Съемки происходили в отдельной студии в Лондоне — декораторы очень постарались передать атмосферу загадочности и тайны, которой окутана планета LV-426.
Вот так проходили съемки в павильоне. Актеры очень страдали от жары в своих скафандрах
Конечно, самая страшная и запоминающаяся сцена, от которой плясала вся задумка О'Бэннона и Шустера — когда из груди Джона Херта (исполнителя роли офицера Кейна) вырывается маленький пришелец. Эпизод сняли за два захода:
Сначала персонажу становится плохо, и он в конвульсиях опрокидывается навзничь. Тут все понятно, Херт сыграл отлично.
Затем сквозь футболку вырывается чудовище. Здесь уже использовали очень правдоподобный человеческий манекен.
Специальный человек под столом двигал монстра за приводы и разрывал ткань футболки (на это потратили не один дубль, потому что ткань никак не поддавалась — прим. автора). Моделька могла изгибаться и открывать пасть. Одновременно на актеров насосами выливалось больше десятка литров настоящей бычьей крови, смешанной с не менее настоящими потрошками животных.
Многие зрители, которые смотрели фильм в кинотеатрах, признались, что на этой сцене они закрывали глаза. Ну, ничего удивительного, особенно эмоции актрисы Вероники Картрайт:
Есть отличный документальный фильм на 3 часа о том, как снимали «Чужого» — рекомендую к просмотру.
5 фактов, которые вы могли не знать
1. В фильме снимались дети Ридли Скотта — Джейк и Люк. Они играли астронавтов, которые залезают на макет Жокея. Из-за того, что кукла все-таки была небольшой, нужно было создать иллюзию большой высоты. Дети для этого подошли лучше всего.
2. Чтобы создать атмосферу напряженности и паранойи, Ридли Скотт использовал несколько приемов на съемочной площадке:
Скотт каждый день сдвигал стены съемочной площадки немного ближе друг к другу, но не говорил актерам. Это чуть усиливало чувство клаустрофобии.
Он не просто придерживался сценария, а прописал биографии каждому персонажу. Так актерам было проще вжиться в роль.
3. Нельзя не упомянуть про сумасшедшей красоты саундтрек Джерри Голдсмита. Однако в реальности композитор и режиссер не ладили. Голдсмит вспоминает:
Ридли — блестящий кинорежиссер, но тогда он не был так красноречив в том, что должна делать музыка. Мы могли бы поладить, но не получилось. Ему не нравилась основная тема, которую я раз за разом переписывал — хотя всем остальным она нравилась.
4. Гигер сделал оригинальные иллюстрации к фильму в Швейцарии и радостно пытался провезти их в США. Однако на таможне качество не оценили и задержали художника с формулировкой «за отвратительные изображения абортов», посчитав Гигера извращенцем. Дэну О'Бэннону пришлось отправиться в Лос-Анджелес, чтобы убедить их, что все это для съемок фильма.
5. Концовка истории задумывалась совсем иной. Ридли Скотт хотел, чтобы в самом конце, уже в шаттле, Чужой оторвал Рипли голову, сел в кресло и произнес голосом капитана Далласа: «I«m signing off, hopefully the network will pick me up» («Я отключаюсь и надеюсь, что сеть подхватит меня»). Однако руководство студии не хотело такой мрачный финал, не оставляющий шансов на продолжение — поэтому Скотту пригрозили увольнением. Он согласился снять классическую концовку.
Успех фильма
Монтаж занял около 5 месяцев и завершился в начале 1979 года. Ридли Скотт вместе со звукорежиссером Терри Роулингсом специально старались придать картине медленный темп. Так самые страшные сцены выглядели бы еще более пугающе и динамично. Однако суммарная длительность фильма составила больше трех часов — это было слишком для кинофильма того времени. Поэтому «Чужого» сильно порезали. В итоге в прокат вышел фильм длительностью около двух часов. Думаем, что энтузиасты без проблем смогут отыскать полную режиссерскую версию фильма.
«Чужой» получил рейтинг R (то есть 18+ — прим. автора) и вышел в кинотеатрах США 25 мая 1979 года ограниченным тиражом. Официальной премьеры, в отличии от тех же «Звездных войн», так и не состоялось — к 22 июня фильм уже транслировался в 90 кинотеатрах. И это не помешало ему за первые 4 недели проката собрать 16,5 млн долларов. Суммарные кассовые сборы по всему миру составили почти 100 млн долларов — несомненный успех, превысивший затраты в 10 раз.
Редактор Терри Роулингс, побывавший на премьере, рассказывал:
Это была самая невероятная премьера, на которой я когда-либо был. Люди кричали и выбегали из кинотеатра, их рвало от ужаса. Один еврейский раввин даже поджёг модель космического жокея возле кинотеатра, полагая, что это работа дьявола.
Но в целом отзывы критиков были смешанными. Роджер Эберт, гуру-кинокритик, назвал картину разочаровывающей, особенно в сравнении с «Космической одиссей 2001», «Звездными войнами» и «Близкими контактами третьей степени». Мол, персонажи вообще никакие, декорации картонные, и кроме вау-эффекта фильм ничем не запомнился.
Тем не менее «Чужой» получил «Оскар» за лучшие визуальные эффекты и несколько премий «Сатурн» (ведь фильм все-таки научно-фантастический). 20th Century Fox оценила перспективы франшизы и в течение следующих 18 лет выпустила еще 3 фильма. Правда, режиссером уже был не Ридли Скотт, а сначала Джеймс Кэмерон («Чужие»), а затем Давид Финчер («Чужой 3»). Про четвертую часть, которую в 1997 году снял Жан-Пьер Жене, и франшизы «Чужой против хищника» тактично умолчим.
Почему «Чужой» пугает даже сейчас
Конечно, может быть, кого-то и не пугает — дальше идет исключительно мнение автора статьи. Я прекрасно понимаю тех, кто в панике закрывал глаза на премьере или выбегал из кинотеатра:
Ну реально же страшная сцена, когда Чужой вырывается из груди Кейна? Эта кукла даже сейчас выглядит как-то пугающе — эти механические движения действительно похожи на какого-то монстра.
А разве не страшно, когда Чужой заливает слюной бортинженера, неожиданно появляясь сзади, как бы из-за кадра? Да, это обычный прием для ужастиков. Но от этого менее страшно не становится.
Скажите, ну как можно не испугаться, когда монстр в последний момент запрыгивает в шаттл Рипли, когда та уже собирается спокойно лететь на Землю?
А когда Эш пытался запихнуть журнал в горло Рипли, а потом ему снесли голову и он закрутился на месте? Не напоминает какого-то «Изгоняющего дьявола»?
На самом деле все вот это я испытывал в глубоком детстве. А сейчас — нет. Буквально вчера пересматривал фильм, пока писал статью, и поймал себя на мысли, что легкую тревогу вызывает совсем не вышеперечисленное.
И даже не гнетущая атмосфера с тусклым светом, чем-то напоминающая саспенсы Хичкока. На фоне играет медленная и безумно мелодичная тема Джерри Голдсмита, астронавты мирно бредут по LV-426 навстречу своей гибели… Нет, совсем не это.
Больше всего сейчас меня пугает «мама», которая на пару с Эшем методично выполняла заложенную программу. Я прекрасно понимаю, что, скорее всего, через 100 лет никакие колонисты не найдут жутких монстров из космоса — мы во Вселенной совсем одни, хотя это неточно. А вот корпорации, для которых человеческая жизнь — мусор, точно будут и через 100, и через 200 лет. И чем дальше заходит прогресс и большую власть получают программы, тем ближе сценарий «Чужого».
Делитесь в комментариях, какая часть из трилогии вам зашла больше всего? И как относитесь к современным франшизам?
НЛО прилетело и оставило здесь промокод для читателей нашего блога:
-15% на заказ любого VDS (кроме тарифа Прогрев) — HABRFIRSTVDS.