Как системы денежных переводов меняют бизнес-модель, чтобы выжить в кризис
По подсчетам ЦБ РФ, объем переводов физлиц из России в страны СНГ за пять месяцев 2015 года сократился по отношению к аналогичному периоду вдвое — до $3,326 миллиарда.
Такого сильного падения рынка денежных переводов не было с кризисного 2009 года. Тогда рынок сократился на 27,3% год к году. Представители «Юнистрим» оценили снижение объема переводов по системе по ключевому направлению РФ-СНГ в январе-мае в 29% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Переводы в дальнее зарубежье сократились на 9%. Представители Contact также отмечают и общее сокращение числа клиентов — на 10%, в коридоре РФ-СНГ — на 11%.
Еще в 2013–2014 годы рынок денежных переводов стал терять игроков. С рынка ушла система Migom, из-за проблем с ликвидностью сменила собственника система Contact. Некоторые собственники решили выйти из бизнеса денежных переводов. Выставлена на продажу доля фонда Aurora Russia (26%) в компании «Юнистрим». Избавиться от пакета фонд планирует в течение года. Ранее всю систему едва не выкупила Qiwi, но на фоне девальвации рубля в конце прошлого года стороны так и не договорились о цене.
Кто виноват
На фоне роста безработицы сократилась потребность в переводах, отмечает руководитель системы Blizko Андрей Лайков. Основные пользователи денежных переводов в России трудовые мигранты резко снизили свою активность. Дело в том, что с 1 января граждане СНГ (за исключением стран Таможенного союза) обязаны въезжать в РФ только по загранпаспортам, подтверждать знание русского языка, истории и российских законов, а также оформлять трудовой патент и постоянно оплачивать его.
Главная причина снижения объема переводов — ухудшение экономической ситуации и рост курса доллара, наиболее популярной у мигрантов валюты. В тех странах, куда рубли перевести можно (Киргизия, Армения, Таджикистан и Казахстан), доллар гораздо стабильнее, чем рубль. Поэтому населению это зачастую просто невыгодно.
Что делать
Чтобы удержаться на плаву, системы переводов начали расширять сети и увеличивать число партнеров: «Золотая корона», например, подключила с начала года 53 банка, «Юнистрим» заключил договор с 33 партнерами. Многие крупные игроки, например Contact и «Лидер», снизили тарифы по отдельным услугам.
Компании стали осваивать другие направления переводов. «Золотая корона» недавно вышла в Великобританию, Латвию и Израиль и расширила присутствие в Турции. «Лидер» вышел на рынки ЮАР, Конго, Албании, Кении, Ганы и Пакистана. Contact расширила присутствие в Бангладеш, Индии, Шри-Ланке, Пакистане, Малайзии, Индонезии, Японии и США, а в апреле запустила денежные переводы из отделений почты Польши. Таким образом, переводы в дальнее зарубежье обеспечили рост рынка в рублях на 7,3% — до 37,8 миллиарда рублей.
В «Золотой короне» доходы по этому направлению выросли на 6% пропорционально обороту. Доходы «Юнистрим» выросли по отношению к январю-маю 2014 года более чем на 20%. Суммарный доход Contact от денежных переводов вырос на 11%.
Некоторые компании начали диверсифицировать свой бизнес на фоне падающего рынка классических денежных переводов наличными. «Юнистрим» теперь планирует развивать и типично банковские услуги — расчетно-кассовое обслуживание для юрлиц, торговый и интернет-эквайринг, инкассацию и так далее. Кроме того, система намерена акцентировать свое внимание на платежном бизнесе.
Заинтересовалась платежным бизнесом и «Золотая корона». В январе-июле 2015 года ее оборот в сегменте платежей составил 104,7 миллиарда рублей (на 17% больше, чем год назад), или почти 40% объема классических денежных переводов наличными. У компании «Лидер» соотношение оборота в сегменте денежных переводов и платежей достигло равных долей — примерно 50% на 50%. Платежное приложение PayStore и электронный кошелек Leomoney позволяют платить за сотовую связь, авиабилеты, госуслуги и многое другое.
«Почта России» реализовала возможность переводов через интернет с банковских карт, с мобильных счетов и через терминалы с зачислением денег как на банковские карты, так и с выдачей в отделениях или даже с доставкой на дом.
Кроме того, многие игроки объединяют свои усилия. Недавно система Blizko запустила совместный сервис с «Почтой России», получив доступ к сети продаж переводов внутри России, а «Почта России» в свою очередь получила выход на рынок СНГ. 12 августа издание CNews сообщало, что банк «Юнистрим» присоединился к «Ассоциации региональных банков России».
«Мы надеемся, что в 2016 году рынок вырастет на 10% к уровню 2015 года», заявил Андрей Лайков «Коммерсанту».
© Megamozg