Как сделать макеты удобнее для команды

Привет! Меня зовут Владимир Крылов, и я проектирую внутренние сервисы в Ozon.

c842993f0ba90a53f4b78a77d79b52fc.png

Продуктовые дизайнеры упаковывают решения проблем в макеты, которые часто смотрят коллеги: другие дизайнеры, менеджеры, аналитики, разработчики и QA-инженеры. Важно, чтобы макеты были максимально понятными — это сэкономит время на погружение в задачу всем участникам процесса и снизит количество ошибок, которые придется потом исправлять. Поэтому понятные и удобные макеты сокращают Time to Market продуктовых решений.

В этой статье хочу поделиться тем, как контекст, сценарии, записки и прототипы помогают сделать макет в Figma понятными и удобным для команды, а в качестве бонуса — шаблон для оформления.

Расскажите о задаче

Команды иногда возвращаются к макетам через несколько месяцев, поэтому требуется время, чтобы вспомнить или «освежить» подробности задачи. Также в макеты часто приходят коллеги, незнакомые с продуктом, чтобы посмотреть некоторые решения. Помочь команде погрузиться в задачу может фрейм с описанием и контекстом.

8e2baa3540cba5ed873714f8ded76f6a.png

В таком блоке можно размещать следующую информацию:       

Дата, статус и ссылка на задачу

Дату и статус отмечают для понимания актуальности задачи, а по ссылке переходят на страницу в Jira, Kaiten, GetBrains или в другой трекер. Часто в трекере находятся описание, связи с другими задачами, ссылки на ветку в git, как запустить продукт в тестовой среде и другие полезности. Вся эта информация поможет разобраться в истории работы над задачей.  

Контекст

В описании лучше обозначить проблему или рассказать о целях, сути задачи, разделе продукта, что меняем и зачем. Понятное описание не только введёт в курс дела, но и позволит лучше понимать дизайн-решения.

257b336f1a2868bb332acbca35b7d587.png

Когда команда большая, хорошим тоном будет оставить  полезные контакты со ссылками на мессенджер, почту или страницу на внутреннем портале. Контакты позволят команде быстро найти, как и к кому обратиться, что особенно актуально на удаленке.

Ссылки

Удобно, когда под рукой сразу ссылки на другие артефакты, связанные с задачей: документация, результаты исследований, дашборд аналитики, доски в Miro или FigJam. Так материалы не потеряются, и к ним можно быстро вернуться из макетов. Если возможно, старайтесь размещать ссылки, которые не потеряют актуальность со временем.

Дополнительно

Бывает и другая полезная информация, которую важно держать на виду. На какой дизайн-системе собирается или какая сетка используется — это тоже можно добавлять в контекстный  блок.

Добавьте пользовательский путь

ac439f727234d3e1da3563ec2bb0ea2d.png

Даже когда экранов мало, может быть непонятно, как они связаны и как пользователь передвигается между ними. Только для небольших изменений в продукте может быть всё очевидно, в остальных случаях стоит соединять экраны в пользовательский путь.

В Figma для соединения экранов стрелками используют плагин AutoFlow, коннектор из FigJam или компоненты. AutoFlow соединяет экраны стрелками через зажатый «Shift» и сохраняет связи при перетаскивании, но бесплатно доступно только 50 стрелок на момент публикации.

36aa540b921f5dcfe546b5e5ca175d75.gif

Начало и конец коннектора из FigJam прилипают к фреймам. Такая стрелка подойдет для небольших флоу, так как её часто скручивает при работе с фреймами и секцией, в которой они лежат.

13f3ab9ba2f9fcdf3100c849b9cc2c96.gif

Также можно собрать компоненты стрелок, но пользоваться ими не так удобно, как плагином или стрелкой из FigJam.

Выделяйте сценарии

Размещать макеты на странице можно по-разному, но, как показывает практика, чаще удобнее считывать макет так, как мы привыкли читать — построчно слева направо. Разделите пользовательский путь на сценарии и разместите каждый на отдельной линии, а между собой сценарии связывайте карточками-ссылками. Отдельные сценарии удобнее считывать и страница не превратится в сложную «паутину» экранов.

dd85eac4d476516e6a0b536c3478df7d.png

Помечайте условия переходов между экранами, если сценарий содержит разветвление пути. Не стоит увлекаться описанием каждого условия, чтобы не делать лишних веток — чем больше user-flow, тем сложнее читать макет.

97028965b2e3a6b857171b9f4472190d.png

Если корнер-кейсы мешают считывать главный сценарий, вынесите их отдельно и оставьте на странице карточку-ссылку там, где это нужно.

Объединяйте в секции

Объединяйте сценарии и функциональные области в секции. Разделение на группы помогает ориентироваться на странице и дает возможность помечать частями макет статусом «Ready for dev». В Dev Mode отмеченная «Ready for dev» секция отображается как отдельная группа, и по ней видны последние изменения. Так команде будет удобно ориентироваться и отслеживать готовность сценариев.

a401146ed3e443bf6ca5109dc10b5ad9.png

Подробнее о Dev Mode писали в статье «Скажи что-нибудь на разрабском, Figma» от Виктора Теплова.

Выносите локальные компоненты 

Локальные компоненты объединяйте в отдельную секцию. Секции отображаются как папки в меню выбора и на панели Asset, а в режиме просмотра команде будет удобно отслеживать, что в макете собрано на локальных компонентах.

06127eb43d1dfd552b4ea344bcf20465.png

Добавьте названия экранов

Figma умеет искать по названию фреймов, тексту и компонентам. Такой поиск работает и в Dev Mode. Если называть экраны осознанно, их будет проще найти в крупных сценариях.

309a0910ecb7d5f672557f5942249f00.png

Экранам можно давать номера вроде 1.2, где первая цифра — номер сценария, вторая — номер экрана. Нумерация помогает ссылаться на экраны в разговоре, переписках и документации. Но если экранов много, флоу большой и нумерация будет постоянно меняться, лучше отказаться от этого, чтобы информация сохраняла актуальность.

Кстати, чтобы быстро пронумеровать экраны: упорядочите фреймы опцией Smart Sort Layers в плагине Clean Document, выделите фреймы сценария и переименуйте c помощью встроенного Rename (сmd + R), используя формулу 1.$n $&.

f9546e93d4e43542292b6bf6c7efe2da.png

Если нужно поменять текущую нумерацию сценария: выделите его, откройте панель Rename (сmd + R), поставьте в Match формулу ^(\d*.\d*), а в Replace with — 2.$n

fe3a81b8e3295d4edc93b171bc5b4edb.png

Заполните описания компонентов

В настройках компонентов есть небольшой редактор, где можно написать информацию, которую команда увидит в режиме просмотра при выделении любого инстанса компонента. Пишите в редакторе ключевые слова, кейсы использования, ссылки на документацию, важные предупреждения и части кода. Это особенно удобно, когда компонент используется постоянно.

0484ffe7063c2db6c1edd8d8cf388a06.png

В описание компонента можно добавить целое облако тегов для быстрого поиска в меню выбора и на панели Assets. 

56688f608d7f6af97b544fe971aa4106.png

Оставьте записки с важной информацией

Любую важную информацию лучше оставлять в виде записок-стикеров на макете. Это могут быть изменения, ограничения, текстовки, размеры и прочее. Оставлять записи лучше в виде виджетов вроде Annotation Sticky Notes или фрейма. В отличие от комментариев такие записки видны сразу, их нельзя скрыть кнопкой «resolved» и не нужно каждый раз открывать, чтобы прочитать. Фреймы-записки вместе с юзер-флоу работают как полноценная спецификация.

1938b79b5224526dc96d4252a9ec3b2d.png

Сначала кажется, что писать нечего, тогда для начала соберите частые вопросы разработчиков и отвечайте на них в записках заранее. Как писала Катя Колегова в своём посте, — «вопрос разработчика — моё досадное упущение». Вместе с этим писать можно о багах, идеях и статистике. Важно обсудить всё с командой и убрать записки, которые могут оказаться неактуальными.

Опишите подробнее

Когда небольших записок недостаточно, используйте длинные фреймы с оформленным текстом. Для оформления можно использовать заготовленные компоненты заголовков, медиа и текста — это поможет составлять небольшие гайды и спецификации рядом с макетами.

1b8a03e9710ce48461d578dc30840404.png

Сделайте прототип

Для презентации решения иногда проще сделать прототип и показать команде, чем описывать словами, как всё работает. Особенно прототип помогает, если рассказать о решении надо кому-то, кто совсем незнаком с проблемой. Поэтому делайте прототип и оставляйте ссылку-карточку на макете, если это быстрее, чем добавлять описание.

5110e268499b23342a29f31cc3a0ca08.png

Поделитесь результатами юзабилити-тестирования

Если вы проводите юзабилити-тестирования сами, то попробуйте размещать результаты рядом с макетами. Так результаты чаще попадаются на глаза, и для их просмотра не надо уходить из Figma. Когда я начал так делать, команда чаще стала приходить с цитатами из исследований и предлагать улучшения.

6942c2bcb744e2c8882033c929715193.png

Подбирайте оформление под задачу

Оформление макетов часто зависит от задачи или специфики продукта. Если вы делаете адаптив экрана или проектируете компонент «пустого состояния», то можно обойтись без контекста и сценариев. Излишнее оформление только путает и отнимает ваше время.

9ebe339a16ad97ee65614a825ac57a83.png

Вместо заключения

Необязательно использовать всё, что описано в статье. То, что удобно в одной команде, в другой может наоборот мешать, поэтому собирайте обратную связь по макетам и используйте только полезное.

Бонус к статье: шаблон для Figma

Подготовил шаблон с артефактами по оформлению из этой статьи без привязки к стилю Ozon, чтобы вы могли адаптировать его под себя.

Шаблон для оформления макетов | Figma Community

www.figma.com

Важно, чтобы оформление макетов отличалось от интерфейса, поэтому убедитесь, что его не спутают с самим дизайном.

Если знаете ещё способы, как можно сделать макеты удобнее для команды, поделитесь в комментариях.

Подписывайтесь на телеграм-канал Ozon Design — коллективный аккаунт ведущих дизайнеров Ozon, где мы делимся опытом и своими мыслями.

© Habrahabr.ru