Как развиваются необанки за рубежом и в России
Удобство банка нового поколения заключается в интерфейсе, которым легко пользоваться на мобильных устройствах, службе поддержки, которая не требует физического посещения отделение банка на другом конце города, и понятных тарифах. Всё это — экономия времени.
В начале 1990-х годов, с появлением систем онлайн-банкинга, появились и так называемые онлайн-банки, многие под управлением традиционных банковских структур. Сначала ряд банков предлагали только сберегательный онлайн-счёт с более высокими процентными ставками, чем у обычных банков, поскольку отсутствие отделений позволяет им быть очень экономными. С середины 2000-х онлайн- и телефонный банкинг стали основой розничных банковских услуг, и большинство банков это учли, включив такие онлайн-счета в свои основные продукты, параллельно меняя или сокращая сети своих отделений.
Первые банки 2.0
Одним из первых полнофункциональных цифровых банков был First Direct, который запустил телефонный банкинг в Великобритании в 1989-м году. Банк первым применил концепцию работы без филиалов, круглосуточно обслуживая клиентов с помощью колл-центра. К маю 1991 года услугами банка пользовались 100 000 клиентов, а на сегодняшний день в банке обслуживается 1,3 миллиона клиентов. First Direct входит в HSBC Bank plc. С 1995-го года банк ежегодно получает прибыль и пользуется хорошей репутацией у клиентов.
Развитие и коммерциализация интернета в начале 1990-х были самыми большими драйверами для создания полностью цифровых банков. По мере того, как интернет становился широкодоступным, традиционные банки стремились сократить операционные расходы, предлагая клиентам услуги интернет-банкинга. Одновременно с этим, только появились интернет-банки или «виртуальные банки».
Интернет-банк Egg был запущен в Великобритании в 1998-м году. Здесь клиенты могли управлять своими счетами с помощью колл-центра или через интернет. Сервис приобрел популярность и вскоре банк имел более 2 миллионов клиентов.
В 2008 году руководством банка был предпринят ряд действий, которые повлекли реакцию со стороны Управления по финансовому регулированию и надзору Великобритании. Позже банк был распродан по частям: портфель кредитных карт купил Barclaycard, а сберегательные счета и ипотечный портфель — Yorkshire Building Society, который впоследствии получил все остальные счета клиентов Egg. После продажи своих активов Egg Banking остался в собственности Citigroup, а позже был переименован в Canada Square Operations Limited.
Европейские примеры успеха необанков
Atom Bank из Великобритании получил лицензию и начал работать в октябре 2016-го. За очень короткий срок — с момента официального запуска и до декабря 2016 года Atom привлёк в депозитах 110 миллионов фунтов стерлингов. Банк позволяет удаленно открывать депозиты и оформлять кредиты. Также с помощью приложения Atom можно получить ипотеку. Банк делает ставку на мобильные приложения, предлагая вход с помощью распознавания лица и голоса.
Number26 из Германии, запущенный в начале 2015-го, к концу июня 2016-го привлёк более 200 тысяч клиентов в восьми европейских странах. Банк предлагает денежные переводы, инвестиции и овердрафты. Работает с банком-партнером Wirecard Bank.
Примеры необанков в России
В 2006-м году предприниматель Олег Тиньков создал первый в России дистанционный банк «Тинькофф Кредитные Системы», в дальнейшем сменивший название на «Тинькофф Банк». Основные продукты банка — кредитные карты Tinkoff Platinum и дебетовые Tinkoff Black. Последних, по состоянию на октябрь 2016-го, было выпущено 1,5 миллиона штук с 2012-го года. Помимо платёжных карт, банк предлагает депозиты и привлекает ипотечные продукты по агентской схеме. Всего в банке обслуживается 5 миллионов человек.
В прошлом году банк запустил маркетплейс — обновлённый сайт, на котором доступны как собственные продукты, так и предложения других компаний. Фактически банк становится неким финансовым супермаркетом, предлагая как собственные, так и партнёрские продукты, зарабатывая на комиссиях.
В холдинг TCS Group Holding PLC входит собственная компания «Тинькофф Страхование», которая, подобно банку, занимается продажей продуктов и решением страховых вопросов дистанционно, без использования офисов. В этом ещё одно отличие данного банка от традиционных структур — банки преимущественно сотрудничают с отдельными страховыми компаниями и получают агентское вознаграждение — здесь же и банк, и страховая входят в одну группу.
Сейчас «Тинькофф» занимает 43 место по размеру чистых активов среди российских банков. Чистая прибыль материнской компании TCS Group Holding PLC по МСФО по итогам первого полугодия 2016 г. составила 4,4 млрд рублей.
В 2013-м году «Тинькофф банк» провёл IPO. Первичное публичное размещение акций банка на Лондонской бирже вошло в число крупнейших российских сделок года по версии Forbes. Банк был оценен в 3,2 млрд долларов, всего было привлечено 1,087 млрд долларов США.
По данным Reuters, в ближайшие месяцы TCS Group Holding может провести вторичное размещение акций (SPO), а объём размещения может составить 60–70 млн долларов США.
В октябре 2016-го «Тинькофф Банк» был признан самым крупным независимым онлайн-банком в мире по результатам исследования международной консалтинговой компании Frost & Sullivan, а его мобильное приложения четыре года подряд становится победителем рейтинга Deloitte — крупной консалтинговой и аудиторской компании.
«Приложение обладает наиболее полным функционалом и является безусловным лидером среди мобильных банков», — отмечается в исследовании.
Ещё один банк, который обслуживает клиентов только дистанционно, Touch Bank. Онлайн-банк входит в международную финансовую группу OTP Group.
Работает с апреля 2015 по лицензии ОТП Банка, который занимает 51-е место по чистым активам на декабрь 2016. Однако Touch Bank не использует продвижение среди клиентов ОТП Банка в России, способы привлечения пользователей — рекламное продвижение и органический прирост.
Основной продукт — банковская карта, на основе которой клиент может получить кредитную линию, открыть депозит и проводить банковские операции, включая валютные. Дополнительно выделяется услуга «Карты в карте» — к основному счёту можно подключить до пяти карт любых других банков, при этом клиент сам может заранее сформировать категории торговых точек при расчете той или иной картой.
В начале этого месяца банк проанализировал и опубликовал показатели своей работы за первый операционный год.
40% клиентов Touch Bank совершает более 20 покупок в месяц на сумму около 33 000 рублей каждый. Средняя сумма одной операции составляет около 1 600 рублей. Соотношение POS-транзакций к снятию наличных — 49% против 51%, несмотря на тот факт, что снятие наличных по карте происходит без комиссии. Хотя к безналичной оплате клиентов склоняет и программа лояльности, в которой клиент сам выбирает категорию, где может получить повышенный кэшбэк.
Держатели карт Touch Bank в онлайн также активно открывают вклады — на декабрь 2016 года средний размер депозита здесь составил более 220 000 рублей против 164 000 рублей в других банках.
Основные показатели Touch Bank на конец 2016 года следующие:
- Клиентская база — более 120 000 клиентов (ежемесячный прирост около 12 000 клиентов три последних месяца).
- Объем привлеченных депозитов и клиентских средств — более 4 млрд рублей.
- Объем открытых кредитных линий — 2,5 млрд рублей.
В 2013-м году заработал банк-стартап «Рокетбанк», предлагающий клиентам открытие дебетной карты и управление счетами с помощью одного только мобильного приложения (одного в прямом смысле: приложение было выпущено только для iOS, изначально не было ни версии для Android, ни интернет-банкинга. Сейчас есть приложение для iOS, Android и Windows Phone). «Рокетбанк» начал работать и агрессивно продвигать себя в соцсетях. В отличие от принятого в традиционных банках подхода к организации работы службы поддержки (шаблонные ответы официальным языком), сотрудники Рокетбанка общаются с клиентами менее формально и более доброжелательно.
Сначала банк работал на мощностях банка «Интеркоммерц», который выполнял процессинг платежей, а после того, как в 2016-м в банк «Интеркоммерц» была назначена временная администрация и отозвана лицензия, «Рокетбанк» приобрёл и взял на обслуживание банк «Открытие». Свои показатели «Рокетбанк» не раскрывает.
2013-й год выдался знаковым для запуска банков нового типа — стартапов, которые предоставляют услуги под собственной торговой маркой и не имеют банковской лицензии, используя инфраструктуру банка-партнёра. «Instabank» был запущен в апреле 2013-го, за пару месяцев до «Рокетбанка». Тогда банк запустил денежные переводы по Facebook, выиграл поездку в Америку и участие в программе акселератора Mastercard.
Однако в апреле 2016-го, ровно через три года после запуска, банк прекратил обслуживать клиентов. По словам основателя, Романа Потемкина, основная причина закрытия — недостаточное финансирование:
«Уже через год после запуска я понял, что для масштабирования «легкого банка» нужны не сотни тысяч, как казалось на старте, а десятки миллионов, которые стартапу на ранней стадии доступны не в каждой стране», — рассказал он СМИ — «Развить самостоятельный бренд на доходах от транзакционного бизнеса у нас не получилось».
Instabank перевёл всех клиентов в систему «Военно-промышленно банка», на основе которого и работал стартап. Актуальной информации о полученных за три года работы показателях нет.
Аналогично интернет-банкам для физлиц, в России существуют интернет-банки для предпринимателей.
Один из них — «Модульбанк». Идея проекта принадлежит бывшим сотрудникам «Сбербанка», а в качестве основного инвестора выступил банк «Региональный Кредит», на основе которого проект и начал свою работу. Объём вложений составил 600 млн рублей в 2014-м году.
«Модульбанк» специализируется на работе с индивидуальными предпринимателями и малым бизнесом, не привлекая и не работая с физическими лицами. В сервисе предусмотрена функция онлайн-консультации бухгалтера, юриста и бизнес-ассистента в чате. Помимо открытия счетов, банк предлагает торговый и интернет-эквайринг.
С 2014-го года банковские услуги предоставлялись ОАО КБ «Региональный Кредит». В 2016 году «Модульбанк» поглотил материнскую организацию и сам получил банковскую лицензию. Сейчас, на 1 января 2017 года, по размеру чистых активов банк занимает 221 место.
Есть в России и другой «цифровой банк» для предпринимателей — «Точка». «Точка» работает под лицензией ПАО Банк «Финансовая Корпорация Открытие», которая, по состоянию на 1 декабря, занимает 5-е место по чистым активам в России (в эту же группу входит и «Рокетбанк», который предоставляет услуги сугубо физическим лицам). Полное наименование — Филиал Точка Публичного акционерного общества Банка «Финансовая Корпорация Открытие». Филиал, согласно официальному положению, является обособленным подразделением ПАО «Финансовая Корпорация Открытие», и реализует задачи последнего. Филиал не является юридическим лицом и ведёт деятельность от имени Банка «ФК Открытие».
Банк начал работу в феврале 2015-го, его команду составили бывшие сотрудники «Банк24.ру». В «Точке» для открытия счёта нет необходимости посещать отделения — всё можно сделать с помощью интернета или передачи документов курьеру.
Особенности запуска банков нового поколения в России
Несмотря на относительно низкую конкуренцию необанков на российском рынке и их привлекательность для пользователей, в настоящее время реализация такого проекта может столкнуться со следующими препятствиями.
В случае запуска цифрового банка в качестве цифровой «надстройки» на базе существующей финансовой организации, с последней придётся делить доход.
Для запуска же банка как самостоятельной единицы требуется пройти процесс получения и оплаты банковской лицензии (в России это 300 млн рублей для регистрации банка и 90 млн рублей для небанковской кредитной организации). В дальнейшем необходимо контролировать соблюдение нормативов, установленных Центробанком России.
Помимо стоимости лицензии, деньги для необанка необходимы постоянно, и немалые. Так, например, Олег Тиньков вложил в процесс открытия и запуска «Тинькофф Банка» 70 миллионов долларов США из 80 миллионов своих средств, потратив при этом на IT-систему 20 миллионов долларов, в то время как IT-бюджет других банков составлял около 3 миллионов долларов.
В финансовом плане также показателен пример Instabank«а, когда владелец три года инвестировал в банк средства, но позже, не получив положительных показателей, решил самостоятельно закрыть этот бизнес. Сюда же можно отнести и долгий срок окупаемости: «Модульбанк» в 2014-м планировал выйти на безубыточность через два года, окупить инвестиции через три. Пока что банк работает «в минус».
Также возможна критическая ситуация, в которой у банка-партнёра могут отобрать лицензию, и тогда стартапу придётся срочно менять обслуживающую структуру (см. ситуацию с «Рокетбанком» и банком «Интеркоммерц» в январе 2016-го).
Ещё один фактор, который сдерживает масштабный запуск цифровых банков в России, — недоверие граждан к обычным банкам (только за последний год с рынка было выведено более 100 кредитных организаций).
Пока что наиболее устойчивой моделью для банка нового поколения выглядит развитие «под крылом» крупной финансовой организации, как в случае с банком «Точка» и «Рокетбанком», которые работают внутри Финансовой Корпорации «Открытие». Либо это может быть дорогостоящий запуск отдельной структуры, как в случае с «Тинькофф Банком», но в этой ситуации необанк на ранней стадии своего развития требует постоянных вложений больших объёмов денежных средств.