Как разработать уникальный узнаваемый дизайн бренда: детальное руководство
Высококачественный дизайн бренда всегда узнаваем, даже без использования логотипа. Например, реклама Яндекса, доставщик Самоката или холодильники Coca Cola легко идентифицируются по их характерным цветам. Элементы визуального брендинга проявляются во всем: от фотографий и выбора моделей до каждой детали дизайна, шрифтов и композиции. Каков же секрет создания дизайна, который останется в памяти? И как построить визуальный образ, идеально подходящий для вашего бренда? Давайте пошагово разберемся в этом процессе вместе.
Шаг 0. Наличие стратегии: ключевой вопрос
Для начала любого проекта по брендингу необходимо определить, существует ли у бренда стратегический план. Он должен содержать определение целевой аудитории, анализ конкурентов, стратегию коммуникаций, миссию бренда и его стиль общения. Если стратегия у клиента уже есть, дизайн должен будет соответствовать ей. В отсутствие стратегии, дизайнер может предложить помочь в её разработке, что, в свою очередь, требует не только дизайнерских, но и маркетинговых компетенций.
Шаг 1. Анализ брифа
Тщательно проанализируйте бриф, предоставленный вашему вниманию клиентом. Уделите особое внимание деталям: каждое слово и каждая фраза могут многое рассказать о характере клиента, его ожиданиях и целях, а также о том, будет ли он принимать решения самостоятельно или будет консультироваться с командой.
Работая с крупными компаниями, уже на этапе брифа можно оценить требовательность клиента, его понимание и вовлеченность в проект, а также наличие у него четкого видения будущего. Лично я сталкивалась с ситуациями, когда у клиентов не было четкого представления о том, как они видят развитие своего бренда в течение следующих пяти лет, отсутствовала единая позиция среди сооснователей и не было консенсуса внутри компании. Это может происходить даже с узнаваемыми брендами. Бриф является критически важным этапом, задающим направление всего последующего процесса разработки.
Элементы, которые должны присутствовать в брифе:
Краткое описание продукта, услуги и основы бизнеса;
Основная миссия продукта или бренда;
Детали целевой аудитории, включая демографические данные (пол, возраст), местоположение, интересы, хобби и поведение при покупке;
Проблемы, которые решает продукт для потребителя;
Эмоциональные и рациональные аспекты продукта (можно попросить заказчика описать его бренд в трех прилагательных);
Локации, где фирменный стиль будет наиболее заметен потребителям;
Предпочтения и табу в образах, цветах и элементах дизайна.
Приведенный выше список является лишь примером содержания брифа. В случае его разработки вами, целесообразно включить в документ референсы с логотипами, цветовыми палитрами и предложить клиенту отметить то, что приходится по вкусу, и исключить нежелательные варианты. Это поможет вам лучше понять предпочтения заказчика и обеспечит твердую основу для начала работы.
Шаг 2. Анализируем бизнес
На данной стадии проекта важно провести всестороннее исследование доступной информации о бизнесе. Необходимо узнать о предыдущих вызовах и препятствиях, которые стояли перед бизнесом, ознакомиться с историей его брендинга, выяснить, кто занимался разработкой нейминга и созданием айдентики, кто является покупателем продукции и какова сегодняшняя аудитория бренда. Для новых брендов, где айдентика создается с нуля, важно изучить обстоятельства основания компании, причины выбора данного рыночного сегмента, кто стоит за основанием и на какую аудиторию рассчитывают основатели. Цель — собрать максимально полную картину.
Понимание целевой аудитории критически важно для разработки фирменного стиля. Ведь неправильно было бы предлагать детские игрушки в элитной черно-золотой упаковке или представлять логотип для поклонников гольфа старше 45 лет в неоново-розовом цвете. Визуальная идентификация бренда должна находить отклик у его аудитории, быть для нее понятной и привлекательной.
Яркие цвета с пузырями, облаками и блёстками отлично передают настроение фильма Вонка в рекламном коллабе с Лейс
Шаг 3. Анализ конкурентов
Необходимо провести тщательное исследование конкурентов в той же отрасли, что и ваш клиент. Рассмотрим пример разработки айдентики для крупной сети спортивных комплексов, специализирующихся на сквоше, большом и настольном теннисе, с акцентом на сквош. В первую очередь, ищем другие спортивные учреждения в данном городе и стране с фокусом на сквоше, которых, скорее всего, будет немного. Для более широкого анализа включаем в исследование центры, предлагающие теннис, а также аналоги из других стран, хотя и напрямую они не конкурируют с вашим клиентом, но изучение их успехов и неудач окажется полезным.
Далее, полезно изучить бренды, нацеленные на схожую целевую аудиторию. Для спортивного комплекса таковыми могут быть молодые люди с высоким доходом или высшее руководство крупных компаний и их семьи. Какие другие продукты и услуги пользуются спросом у этих групп? Как выглядят их предпочтительные бренды? Изучение как прямых, так и непрямых конкурентов может предоставить дизайнеру ценные идеи. Отталкиваясь от существующего дизайна конкурентов, можно создать уникальный и отличительный образ, который поможет бренду выделиться и привлечь внимание целевой аудитории.
Шаг 4. Разработка концепции
На данной стадии проекта важно интегрировать всю информацию, полученную в ходе исследования, и на ее основе сформировать визуальные образы для будущей концепции. Это может включать в себя создание персонажей-пользователей бренда, карт ассоциаций, а также подборку референсов и создание мудбордов. Важным элементом станет мудборд с изображениями, который поможет визуализировать ассоциации, связанные с брендом у целевой аудитории, и графический мудборд, демонстрирующий подобранные цвета, шрифты и графические мотивы.
Пример мудборда для бренда косметики, где нет косметики, но есть множество ассоциаций
Шаг 5. Создание айдентики
Создание айдентики представляет собой комплексную задачу, разделяемую на множество отдельных этапов. Каждый аспект разработки, будь то графические детали, шрифты или цветовые решения, должен гармонировать с разработанной концепцией и отражать задуманный образ бренда.
Процесс создания айдентики включает в себя:
Определение цветовой палитры;
Выбор или создание шрифта;
Дизайн логотипа;
Создание уникальных графических элементов;
Разработка иконок и иллюстраций;
Разработка рекомендаций по композиции, указывающих на допустимые и недопустимые способы размещения элементов (гайдлайны).
Гайдлайн по использованию логотипа для компании Метод
Дизайнер, занимающийся брендингом, должен обладать способностью к самостоятельному подбору шрифтов и графических инструментов, которые наилучшим образом передадут смысл бренда. В некоторых случаях, особенно при работе над определенными проектами, может возникнуть необходимость в 3D-моделировании. Хотя это и ценный навык для графического дизайнера, он не является строго обязательным — всегда есть возможность воспользоваться услугами аутсорсинга для выполнения этой задачи.
Шаг 6. Презентация проекта
Создание айдентики — это только половина дела; важно также убедить клиента в ее ценности. Дизайнер должен обладать навыками презентации и умением убедительно донести до клиента свои идеи. Важно строить презентацию проекта не только информативно, но и привлекательно, применяя техники сторителлинга. Для наглядности кейса важно описать пользователей как ключевых персонажей, выделить их потребности и демонстрировать, как бренд предлагает решения их проблем. Критически важно показать, как конкретные решения и визуальные элементы отражают суть бренда, его ценности и образ.
Шаг 7. Упаковка кейса
В конце проекта каждая разработанная айдентика превращается в портфельный кейс. Этот кейс можно представить на профессиональных мероприятиях, таких как фестивали дизайна или конференции, участвовать с ним в конкурсах или разместить в специализированных публикациях, таких как Cossa или Sostav. Конечно же, важно также поделиться своей новой работой на Behance, в социальных сетях или на Pinterest. Это открывает возможности для демонстрации вашего таланта потенциальным работодателям, создания и продвижения личного бренда, что в свою очередь может привлечь новых клиентов.