Как расти миддлу и сеньору? Выжимка доклада IT-конференции
Меня зовут Камиль Калимуллин, я — IT-предприниматель, основатель компании AdvantShop и крупнейшей региональной IT-конференции «Стачка».
Ежегодно на «Стачке» собирается более 3 000 специалистов — разработчики, маркетологи, дизайнеры, руководители и собственники IT-компаний. Более 50% аудитории конференции — специалисты с большим опытом решения технических задач и стажем работы 5–10 лет. И если для начинающих доступно множество ресурсов для роста: школы программирования, образовательные курсы и менторы, то что делать, если вы уже «крепкий миддл» или «опытный сеньор»?
В 2023 году с докладом «Как расти миддлу и сеньору» на конференции выступил Александр Сычев — руководитель мобильной разработки «Тинькофф Страхование» | KTS. Делюсь видео и основными тезисами выступления.
Дисклеймер: Если у вас нет запроса на рост — расти не обязательно. Развитие останавливается тогда, когда вы сами решили его остановить.
Уровни развития
Грейды привязаны к навыкам сотрудников и уровню задач, которые они решают. Важны скорость и качество выполнения, а не возраст специалиста и его стаж.
Джуниор: самостоятельно выполняет типовые технические задачи в рамках выстроенной архитектуры проекта
Миддл: самостоятельно выполняет поставленные задачи
Сеньор: принимает правильные технологические решения и видит зоны роста проекта
Более научная модель уровней развития
Дрейфусовская модель приобретения навыков была разработана в 1980 году в центре Исследования Операций Университета Калифорнии в Беркли для офиса научных исследований ВВС США. Модель предполагает, что человек последовательно проходит через несколько этапов.
Перекладываем на сферу IT
Про что? | Кто в IT? | |
Новичок (всегда следует правилам) | Только начинает | Стажер |
Нет практического опыта | Решает простые технические задачи | |
Видит изолированные фрагменты | Обладает базовыми знаниями (например, синтаксис языка) |
Про что? | Кто в IT? | |
Продолжающий (правила ситуативны) | Есть небольшой опыт | Джуниор |
Фрагменты знаний объединяются в аспекты | Решает простые и средней сложности технические задачи | |
Все аспекты — равной важности |
Про что? | Кто в IT? | |
Компетентный (оперирует принципами и моделями, лежащими в основе правил) | Самостоятельная производительная единица | Миддл |
Приоритезирует аспекты от цели | Решает сложные технические задачи по плану действий | |
Большинство — на этом уровне | Первый уровень самостоятельной производительной единицы — окупает свою зарплату |
Про что? | Кто в IT? | |
Специалист (действия в меньшей степени основываются на знаниях, и в большей — на интуиции) | Большой практический опыт | Миддл+ |
Полагается на интуицию | Решает сложные технические задачи по выбранному самостоятельному плану действий | |
Видит «ситуацию целиком» | Помогает с разработкой стандартов |
Про что? | Кто в IT? | |
Эксперт (действует еще более интуитивно: он просто делает — и оно работает) | Огромный практический опыт | Сеньор |
Известен в профессиональных кругах | Решает сложные проблемы архитектуры и/или бизнеса, когда известна только потребность | |
Видит «границы возможного» | Изобретает новые концепции |
Про что? | Кто в IT? | |
Мастер (эксперт, который работает на высшем уровне своих возможностей) | «Эксперт в ударе» | Staff |
Широко известен в профессиональных кругах | Решает сложные проблемы архитектуры и/или бизнеса нескольких команд | |
Изобретает и внедряет новые концепции |
Как оценить свой уровень: комплекс инструментов
Самодиагностика
Матрица компетенций и опросы
→ Регламент грейдов внутри компании
→ Опросник »360 градусов» — опрос окружения сотрудника о его деловых качествахОбратная связь
→ One-to-one — встреча руководителя и сотрудника, которая посвящена обсуждению задач, приоритетов в работе, загрузке и т.д.→ Skip Level Meeting — встреча, на которой сотрудник встречается с менеджером своего руководителя («перепрыгивает» один или несколько грейдов в иерархии компании)Office hours
Специально отведенное время, когда руководитель может получить обратную связь от сотрудников, выслушать вопросы, идеи и обсудить проблемыТесты
Так можно оценить «мягкие» навыки, например, эмоциональный интеллектКвадрат компетенций
Как расти
Рост не происходит линейно — после скачков наступает плато. Необходимо накапливать знания и решать новые задачи.
Что важно учесть:
→ инструменты; → направления роста и возможности IT.
Какие инструменты использовать
Где должен быть акцент? | Что помогает? | |
Компетентный (Миддл) | Участие в реальных проектах | Методики |
Индустриальные стандарты | ||
Best practices |
Где должен быть акцент? | Что помогает? | |
Специалист (Миддл+) | Управление проектом | Погружение в фундаментальные знания |
Максимы и принципы |
Где должен быть акцент? | Что помогает? | |
Эксперт (Сеньор) | Запуск своих проектов | Сотрудничество и обмен опытом |
Развитие профессионального сообщества |
Куда расти: Engineering Management
Бизнесу нужен тот, кто выступит «интерфейсом команды». Часто заказчики слабо понимают, про что речь — кто-то должен переводить с языка девелоперов на человеческий язык. Возникает несколько уровней управления.
Управление собой
Управление другими (TeamLead)
Основная ответственность линейного руководителя — обеспечение эффективности команды. Он управляет процессами, стандартами, занимается командообразованием.Средний менеджмент (руководитель отдела)
Основная ответственность — управление TeamLead’ами и развитие их как специалистов.Руководство функцией (CTO, CIO)
Основная ответственность — бизнес-эффективность подразделения. Уровень взаимодействия — получение информации для улучшения бизнес-процессов.Управление бизнесом (топ-менеджмент)
Основная ответственность — управление группами функций (маркетингом, бухгалтерией, IT, производством)Уровни технических менеджеров в «Авито»
Куда расти: Staff+
В России не так много компаний, которые предлагают инженером расти выше грейда «сеньор». Как понять, есть ли такая опция на вашем месте работы:
Экспертное сообщество
В компании есть сотрудники, которые являются техническими экспертами без менеджерских функцийПоддержка руководства
Руководство понимает, что такие люди нужны компании и создает понятные правила роста
Уилл Ларсон, автор книги «Элегантная головоломка. Системы инженерного менеджмента» выделяет 4 архетипа staff-инженеров:
TechLead
Отвечает за принятие технических архитектурных решений в рамках одной команды или группы команд в конкретной доменной области.Solver
Амбассадор решений, который перемещается между подразделениями, наводит порядок и идет дальше.Architect
На уровне всей компании или группы функций компании определяет общую техническую линейку поведения и общую структуру решений.Right Hand
На уровне топ-менеджеров и CTO появляется консультант, который помогает принять решение и дает консультации.
Что делать, если такого нет в вашей компании:
→ проявить инициативу и забрать на себя задачи уровня staff;
→ «продать«руководству — разобраться в проблеме и показать формат решения;
→ сменить компанию.
Как не свернуть с пути
Вы диагностировали, где вы находитесь и выбрали путь (допустим, вы хотите стать staff-инженером).
Важно помнить: чем выше ваш грейд, тем больше развитие зависит только от вас. Большинство компаний нуждаются в миддл-специалистах, которые умеют решать задачи в рамках ограничений, и только малое число компаний — свободные игроки.
Постоянно изучайте новое
Решайте практические задания, накапливайте знания, автоматизируйте решение текущих задач и научитесь учиться.Обменивайтесь опытом
Выступайте ментором и найдите менторов для себя, но не допускайте сильный разрыв в грейдах — это неэффективно.Учитесь управлять временем
→ автоматизируйте процессы (если вы линейный сотрудник) или делегируйте (если вы на руководящей позиции);
→ ставьте долгосрочные цели и сверяйтесь с ними — используйте модель GROW и фреймворки целеполагания (например, Agile results);
→ уберите информационный шум.
Итоги
Оцените себя и поймите, на каком вы уровне
→ Используйте матрицу компетенций
→ Сравните себя с отраслевыми экспертами
→ Спросите вашего руководителя и/или коллегВыберите путь. В продвинутых компаниях их два:
→ менеджмент
→ индивидуальный контрибьютор (эксперт)Идите и не сворачивайте с пути
→ Научитесь учиться
→ Обменивайтесь опытом
→ Управляйте своим временем
→ Не ждите помощи