Как расти миддлу и сеньору? Выжимка доклада IT-конференции

Меня зовут Камиль Калимуллин, я — IT-предприниматель, основатель компании AdvantShop и крупнейшей региональной IT-конференции «Стачка».

Ежегодно на «Стачке» собирается более 3 000 специалистов — разработчики, маркетологи, дизайнеры, руководители и собственники IT-компаний. Более 50% аудитории конференции — специалисты с большим опытом решения технических задач и стажем работы 5–10 лет. И если для начинающих доступно множество ресурсов для роста: школы программирования, образовательные курсы и менторы, то что делать, если вы уже «крепкий миддл» или «опытный сеньор»?

В 2023 году с докладом «Как расти миддлу и сеньору» на конференции выступил Александр Сычев — руководитель мобильной разработки «Тинькофф Страхование» | KTS. Делюсь видео и основными тезисами выступления.

Дисклеймер: Если у вас нет запроса на рост — расти не обязательно. Развитие останавливается тогда, когда вы сами решили его остановить.

Уровни развития

Грейды привязаны к навыкам сотрудников и уровню задач, которые они решают. Важны скорость и качество выполнения, а не возраст специалиста и его стаж.

  • Джуниор: самостоятельно выполняет типовые технические задачи в рамках выстроенной архитектуры проекта 

  • Миддл: самостоятельно выполняет поставленные задачи 

  • Сеньор: принимает правильные технологические решения и видит зоны роста проекта

Более научная модель уровней развития

Дрейфусовская модель приобретения навыков была разработана в 1980 году в центре Исследования Операций Университета Калифорнии в Беркли для офиса научных исследований ВВС США. Модель предполагает, что человек последовательно проходит через несколько этапов.

4982675feba1d949ec846f181696198f.png

Перекладываем на сферу IT

Про что?

Кто в IT?

Новичок

(всегда следует правилам)

Только начинает

Стажер

Нет практического опыта

Решает простые технические задачи

Видит изолированные фрагменты

Обладает базовыми знаниями (например, синтаксис языка)

Про что?

Кто в IT?

Продолжающий

(правила ситуативны)

Есть небольшой опыт

Джуниор

Фрагменты знаний объединяются в аспекты

Решает простые и средней сложности технические задачи

Все аспекты — равной важности

Про что?

Кто в IT?

Компетентный (оперирует принципами и моделями, лежащими в основе правил)

Самостоятельная производительная единица

Миддл

Приоритезирует аспекты от цели

Решает сложные технические задачи по плану действий

Большинство — на этом уровне

Первый уровень самостоятельной производительной единицы — окупает свою зарплату

Про что?

Кто в IT?

Специалист

(действия в меньшей степени основываются на знаниях, и в большей — на интуиции)

Большой практический опыт

Миддл+

Полагается на интуицию

Решает сложные технические задачи по выбранному самостоятельному плану действий

Видит «ситуацию целиком»

Помогает с разработкой стандартов

Про что?

Кто в IT?

Эксперт

(действует еще более интуитивно: он просто делает — и оно работает)

Огромный практический опыт

Сеньор

Известен в профессиональных кругах

Решает сложные проблемы архитектуры и/или бизнеса, когда известна только потребность

Видит «границы возможного»

Изобретает новые концепции

Про что?

Кто в IT?

Мастер

(эксперт, который работает на высшем уровне своих возможностей)

«Эксперт в ударе»

Staff

Широко известен в профессиональных кругах

Решает сложные проблемы архитектуры и/или бизнеса нескольких команд

Изобретает и внедряет новые концепции

2cc382f8fcf4754e7cbd8e40c5465e00.png

Как оценить свой уровень: комплекс инструментов

  • Самодиагностика 

  • Матрица компетенций и опросы
    →  Регламент грейдов внутри компании
    →  Опросник »360 градусов» — опрос окружения сотрудника о его деловых качествах

  • Обратная связь
    One-to-one — встреча руководителя и сотрудника, которая посвящена обсуждению задач, приоритетов в работе, загрузке и т.д.Skip Level Meeting — встреча, на которой сотрудник встречается с менеджером своего руководителя («перепрыгивает» один или несколько грейдов в иерархии компании)

  • Office hours
    Специально отведенное время, когда руководитель может получить обратную связь от сотрудников, выслушать вопросы, идеи и обсудить проблемы

  • Тесты
    Так можно оценить «мягкие» навыки, например, эмоциональный интеллект

    Квадрат компетенций

    Квадрат компетенций

Как расти

Рост не происходит линейно — после скачков наступает плато. Необходимо накапливать знания и решать новые задачи.

Что важно учесть:
инструменты; направления роста и возможности IT.

8e5306292ac3d977badc794f738d6c0f.png

Какие инструменты использовать

Где должен быть акцент?

Что помогает?

Компетентный

(Миддл)

Участие в реальных проектах

Методики

Индустриальные стандарты

Best practices

Где должен быть акцент?

Что помогает?

Специалист

(Миддл+)

Управление проектом

Погружение в фундаментальные знания

Максимы и принципы

Где должен быть акцент?

Что помогает?

Эксперт

(Сеньор)

Запуск своих проектов

Сотрудничество и обмен опытом

Развитие профессионального сообщества

Куда расти: Engineering Management

Бизнесу нужен тот, кто выступит «интерфейсом команды». Часто заказчики слабо понимают, про что речь — кто-то должен переводить с языка девелоперов на человеческий язык. Возникает несколько уровней управления.

  • Управление собой

  • Управление другими (TeamLead)
    Основная ответственность линейного руководителя — обеспечение эффективности команды. Он управляет процессами, стандартами, занимается командообразованием.

  • Средний менеджмент (руководитель отдела)
    Основная ответственность — управление TeamLead’ами и развитие их как специалистов.

  • Руководство функцией (CTO, CIO)
    Основная ответственность — бизнес-эффективность подразделения. Уровень взаимодействия — получение информации для улучшения бизнес-процессов.

  • Управление бизнесом (топ-менеджмент)
    Основная ответственность — управление группами функций (маркетингом, бухгалтерией, IT, производством)

    Уровни технических менеджеров в «Авито»

    Уровни технических менеджеров в «Авито»

Куда расти: Staff+

В России не так много компаний, которые предлагают инженером расти выше грейда «сеньор». Как понять, есть ли такая опция на вашем месте работы:

  • Экспертное сообщество
    В компании есть сотрудники, которые являются техническими экспертами без менеджерских функций 

  • Поддержка руководства
    Руководство понимает, что такие люди нужны компании и создает понятные правила роста

Уилл Ларсон, автор книги «Элегантная головоломка. Системы инженерного менеджмента» выделяет 4 архетипа staff-инженеров:

  • TechLead
    Отвечает за принятие технических архитектурных решений в рамках одной команды или группы команд в конкретной доменной области.

  • Solver
    Амбассадор решений, который перемещается между подразделениями, наводит порядок и идет дальше.

  • Architect
    На уровне всей компании или группы функций компании определяет общую техническую линейку поведения и общую структуру решений.

  • Right Hand
    На уровне топ-менеджеров и CTO появляется консультант, который помогает принять решение и дает консультации.

    924da8bdd12f2b827a8a06a640efe284.png

Что делать, если такого нет в вашей компании:
проявить инициативу и забрать на себя задачи уровня staff;
«продать«руководству — разобраться в проблеме и показать формат решения;
сменить компанию.

Как не свернуть с пути

Вы диагностировали, где вы находитесь и выбрали путь (допустим, вы хотите стать staff-инженером).

Важно помнить: чем выше ваш грейд, тем больше развитие зависит только от вас. Большинство компаний нуждаются в миддл-специалистах, которые умеют решать задачи в рамках ограничений, и только малое число компаний — свободные игроки.

  • Постоянно изучайте новое
    Решайте практические задания, накапливайте знания, автоматизируйте решение текущих задач и научитесь учиться.

  • Обменивайтесь опытом
    Выступайте ментором и найдите менторов для себя, но не допускайте сильный разрыв в грейдах — это неэффективно.

  • Учитесь управлять временем
    автоматизируйте процессы (если вы линейный сотрудник) или делегируйте (если вы на руководящей позиции);
    ставьте долгосрочные цели и сверяйтесь с ними — используйте модель GROW и фреймворки целеполагания (например, Agile results);
    уберите информационный шум.

Итоги

  1. Оцените себя и поймите, на каком вы уровне
    Используйте матрицу компетенций
    Сравните себя с отраслевыми экспертами
    Спросите вашего руководителя и/или коллег

  2. Выберите путь. В продвинутых компаниях их два:
    менеджмент
    индивидуальный контрибьютор (эксперт)

  3. Идите и не сворачивайте с пути
    Научитесь учиться
    Обменивайтесь опытом
    Управляйте своим временем
    Не ждите помощи

© Habrahabr.ru