Как проводятся хакатоны

За последние пару лет я в качестве хобби провел большое количество хакатонов. В целом, в интернете уже много информации о том, как проходят такие мероприятия, выложены впечатления участников и рассказы организаторов. Тем не менее, при личной агитации разработчиков и дизайнеров на предложение «Приходите, будет круто!» я в подавляющем большинстве случаев получаю вопросы «А что это такое?» и «А что там надо делать?». Под катом — рассказ о том, как это было и будет, глазами ведущего.Кому все это нужноОдно из заблуждений относительно хакатонов — считать, что это что-то «типа олимпиады по программированию, для крутых программеров с 20+ годами специфического опыта, которых сразу на хакатоне будут хантить Гугл и Майкрософт».

Это не так. Хакатон — это в первую очередь тусовочное мероприятие, основные цели которого: Заинтересовать как можно больше людей в разработке собственных решений. Несмотря на то, что многие участники хакатона имеют солидный опыт разработки в крупных компаниях, именно на таких мероприятиях они могут попробовать сделать что-то свое в условиях, приближенных к боевым.Предоставить возможность начинающим разработчикам и экспертам пообщаться друг с другом. Это позволяет первым узнать об актуальном состоянии индустрии, а вторым — о трендах среди молодежи. Причем экспертам это зачастую намного важнее, чем самим разработчикам, потому что так они могут из первых рук узнать о том, чем сейчас дышит подрастающее поколение и с какими сложностями сталкивается.Популяризация разработки. Хороших разработчиков мало, и на грядке они не растут. Задача крупных IT-компаний — не только подгребать лучших по рынку, но и обеспечивать, чтобы через 5–10 лет появилось следующее поколение программистов. Желательно лучше, чем текущее:). А так как с высшим образованием для разработчиков пока еще все печально, то приходится принимать комплекс мер, начиная с открытия собственных институтов и заканчивая хакатонами.

Как видите, у хакатонов нет цели «заманить и похантить мегаразработчика». Вход открыт для всех, и чем больше народу попробует свои силы, тем лучше для всех участников мероприятия.

Кто приходит на хакатоны За последний десяток проведенных хакатонов собралась неплохая выборка, на основе которой можно сделать следующие выводы:

Обычно принимает участие от 60 до 120 человек, редко больше или меньше. Возраст участников равномерно распределен между 16 и 50:). Разработчики в основном начинающие и среднего уровня, «зубров» с 10+ годами опыта обычно меньше десятка. Разработчиков и дизайнеров не хватает всегда. За последний год у меня ни разу не было ситуации, чтобы не было команды, которой был бы позарез нужен любой разработчик или дизайнер. И множество ситуаций, когда авторы идей не могли найти разработчиков и усиливали другие команды, вместо того чтобы воплощать свою идею. Как проходит хакатон Конечно, все хакатоны разные. Но в целом можно выделить много общих моментов.

Хакатон начинается с того, что всех собирают в большом зале, где спонсоры и организаторы торжественно открывают мероприятие. Потом я рассказываю, как все будет проходить, и начинаю по одному приглашать на сцену авторов идей, которые в течение минуты рассказывают о своей идее, а также о том, кто у них есть в команде и кто нужен:

f407358be845dcf545d76554bcec2142.jpg

После того как все авторы идей вступили, начинается получасовой процесс командообразования. Для его упрощения я, как правило, нумерую команды и во время выступлений записываю краткий синопсис на флипчарт-листы, которые затем развешиваю по залу. Разработчики, дизайнеры и им сочувствующие ходят от листа к листу, по номерам находят авторов понравившихся проектов, обсуждают технические детали и собираются в команды. Тут нам интересны два момента: Обычно половина пришедших на хакатон — это уже собранные команды, но часто без программиста или дизайнера. Вторая половина — авторы идей без команды (которые часто являются программистами или дизайнерами) и непосредственно разработчики и дизайнеры.Первичное командообразование — это не навсегда. Обычно через несколько часов после начала работы часть команд еще раз переформировывается: происходит переосмысление идей, и большие команды распадаются на части, а мелкие, наоборот, объединяются между собой.

Через полчаса, с трудом собрав всех обратно, я еще раз рассказываю, что будет дальше, и даю отмашку на начало разработки. Хакатоны, как правило, проводят в бизнес-центрах или больших хороших коворкингах, где есть много места, столов, розеток и хороший Wi-Fi. К примеру, коворкинг в Нагатино, где я буду вести следующий хакатон, выглядит вот так:

4670c32e36e5ccdcc6a06f1487e1bcd7.jpg

Далее по расписанию обычно начинается обед. Через полчаса после обеда я беру могучую кучку экспертов и начинаю обход команд. С каждой командой мы общаемся, отвечаем на вопросы и вытягиваем из них обещание к ночи сделать минимально работающую версию. После чего оставляем ребят и девчат часов на пять в покое, пока они кодят в свое удовольствие.

Ближе к ночи я совершаю второй обход команд и смотрю, что у них получилось. Получается разное: у кого-то уже все работает, кто-то увлеченно пилит авторизацию пользователей, у кого-то традиционно «универсальный фреймворк для всего чуть-чуть доделать осталось, и уж тогда-то мы ух!». Оценив степень повреждений, я рассказываю, куда имеет смысл двигаться дальше, и оставляю ребят на ночь. Обычно большинство хакатонов 24-часовые и большинство команд работает всю ночь. Мы предоставляем пуфики/спальники, чтобы сошедшие с дистанции могли поспать, а часть команд на ночь разъезжается по домам:

3700b1da4e50267f80b50ee145973f84.jpg

Утром второго дня начинается самое интересное, называемое неприятным английским словом pre-pitch — тренировка выступления. От каждой команды на сцену по очереди приглашаются по 2 участника, один из которых знакомится с оборудованием для проведения презентации проекта, а второй тренируется со сцены продавать мне результаты своей работы. Потренировавшись и получив ценные рекомендации, команды удаляются дорабатывать и улучшать проект.

И наконец, в середине (или в конце, как получится) второго дня мы переходим к презентации проектов. Набегает пресса, спонсоры, все рассаживаются в большом зале, и команды по очереди выходят на сцену, чтобы убедить жюри, что сделанное ими — самое крутое на всем хакатоне, и именно им необходимо вручить приз. Ноутбуки подключаются к проектору, мобильные устройства кладутся под специальную документ-камеру, которая передает на проектор изображение стола и лежащего на нем устройства. Обычно каждой команде дается по 3 минуты на выступление и вопросы жюри:

8ec9947731b2d65c0b43ce973a29ecab.jpg

И наконец, после выступления всех команд жюри героически распределяет призовые места. Мы торжественно всех награждаем, после чего устраиваем еще одно неприятное английское слово — afterparty:).

Это все Вопросы? Добро пожаловать в комменты.Ну и конечно, жду всех желающих на следующем хакатоне, который состоится чуть менее чем через три недели.

© Habrahabr.ru