Как провести «Час Кода»: казахстанский опыт
Дисклеймер: материал будет практически полезен для тех, кто хочет провести Час Кода на уровне региона или города и скорее просто занятен для всех остальных.
Почему я пишу этот материал? — потому что Час Кода 2016 уже на носу и состоится он на неделе с 5 по 11 декабря, а значит времени на подготовку — уже всего ничего и позже что-то делать уже, пожалуй, будет неактуально. С другой стороны «за месяц» это как раз примерно тот срок, за который мы начали готовиться в прошлом году. Отвечая на вопрос «как прошло?» я до сих пор честно отвечаю, что «столько редбула я не пила никогда». Но попробую рассказать обо всем по-порядку, заодно сдабривая личными рекомендациями по тому, на что стоит обратить внимание, а чего делать точно не стоит.
Прелюдия
Про Час Кода мы знали еще в 2014 году, но тогда мы были заняты больше поиском первых клиентов и просто пришли в пару крупных компаний с предложением провести для детей сотрудников Час Кода. Провели его чисто на материалах code.org. Ребятам понравилось. Их тогда было человек 7–8.
Фаза первая: организационно-политическая
В 2015 году мы вспомнили про Час Кода где-то в ноябре и задумались всерьез о том, как можно сделать мероприятие национального уровня. Такой размах в равной степени и пугал и тешил самолюбие новым рубежом. Логичным первым шагом мы изучили опыт России, как ближайшего соседа, где Час Кода так или иначе уже проводился раньше. И тогда же поняли, что чтобы добиться охвата — нужен административный ресурс, так как без него задача сразу бы стала неподъемной. Что я имею в виду под административным ресурсом? — это письмо от Министерства Образования и Науки РК в школы, в котором было бы рекомендовано провести урок. Тут же стал вопрос — каким образом получить такую поддержку? Думаю, в нашем случае — нам очень сильно повезло, так как нам порекомендовали обратиться к человеку из смежного министерства, который, буквально через полчаса на мое письмо про «а давайте проведем?» — ответил «идея отличная, что нужно от нас?». Забегая вперед, скажу, что именно он помог нам в дальнейшем выйти и на министерство образования и на самого министра.
Вывод 1: найдите правильный контакт, который ускорит привлечение государства на вашу сторону. Возможно, это не так просто, но жизненно необходимо. В Казахстане почти 8 000 школ, в которых учится почти 2 миллиона детей. Привлечь их все самостоятельно — мы бы точно не смогли.
Вывод 2: просите административной поддержки, а не денег. Мы, например, говорили на 90% только о том, что нам нужно «письмо для школ» и «видео с министром», что сильно ускорило процесс, так как не требовало множества согласований, связанных с деньгами.
Фаза вторая: адаптация материалов
Заручившись поддержкой государства, мы перешли ко второй стадии: предстояло адаптировать материалы code.org. Адаптация была по трем основным направлениям: во-первых, мы хотели не давать целый урок упражнений с сайта (code.org), а составить план урока, включающий в себя и представление топика, и небольшое обсуждение, и сами упражнения; во-вторых, необходимо было перевести множество материалов на казахский язык; в-третьих, мы прекрасно понимали, что не во всех школах есть интернет, да и там где есть — часто количество компьютеров — недостаточное или интернет соединение крайне медленное, поэтому нужен был план урока, который можно провести вообще без компьютеров.
В этой части сюрпризов, если честно, особо не было и сложность была обусловлена исключительно сжатыми сроками подготовки. Мы разработали тулкит, в который входил план урока, расписанный до минут. Для варианта без компьютеров — выбрали игру в «робота», где один из участников выполнял роль робота, который по инструкциям, написанным участниками его команды, должен был собрать конструкцию из стаканчиков (игра, кстати, была воспринята очень хорошо), разбираясь при этом в алгоритмике.
Дополнительно мы сделали презентацию для учителей, где рассказывалось, что такое Час Кода, что нужно подготовить к уроку и так далее. Ну, а потом перевели это все на казахский язык.
Вывод 3: отличным решением было выложить все материалы на сайт, так как учителя могли сами зайти туда и скачать все, а нам не надо было добавлять вложения в письма.
Вывод 4: мы очень недооценили количество вопросов, которое у учителей возникло, потому что везде был указан мой номер, что закончилось тем, что мне звонило по 10–20 преподавателей в день с целым набором вопросов — от того, какие должны быть характеристики компьютеров и до вопроса «а получим ли мы сертификат?». Точно такой же ад творился в почте — сыпалось огромное количество писем, которое было крайне сложно обрабатывать быстро. Тут хорошим решением может быть привлечение волонтеров, которые хотя бы немного снимут с вас груз общения и позволят заниматься чем-то еще.
Вывод 5: нужно готовиться к низкому преподавательскому уровню. Например, в наших инструкциях не было прописано детально, как переключить язык сайта или сделать что-то еще, что мы по умолчанию оценили как «это же просто». Но далеко не каждый преподаватель информатики — digital native, поэтому материалы лучше готовить для «низкого уровня», чтобы они точно были понятны всем.
Вывод 6: no matter what — you need a certificate! Для нас это стало сюрпризом, но бумажки — в цене. Почти каждый третий преподаватель спрашивал у нас — дадут ли ему сертификат после проведения мероприятия. В задумке у нас сертификатов не было, поэтому в итоге дали всем пустые, где ты мог вписать свое имя (разослали как пдф-ки на имейлы), но всерьез задумались про автоматизацию.
Фаза третья: работа со школами
Механика нашей работы со школами была следующая: в министерстве назначили ответственного за проект человека, который, в свою очередь, назначил региональных ответственных (16 человек — по количеству областей). После этого мы всем 16-ти написали, что нам нужен список директоров школ их имейлов — чтобы продублировать коммуникацию про Час Кода. Я сама до сих пор задаю себе вопрос —, а почему это не может сделать само министерство, но пути государственные не всегда линейны, поэтому мы решили double-check.
Первым challenge-м стал сам факт сбора, так как, несмотря на то что мы дали очень четкий формат, в котором хотели видеть данные (xls, с определенными колонками), присылали нам списки в совершенно разных форматах — от ворда до пдф, что очень сильно усложняло последующую работу.
Со второй проблемой мы столкнулись тогда, когда стали делать информационную рассылку: очень много адресов было либо некорректно написано (начиная от невинно пропущенной @ и заканчивая просто адресами, которые, видимо, были когда-то привязаны к доменам, уже не рабочим сейчас).
Добило нас то, что даже те адреса, по которым сообщения ушли, оказались во многих случаях неактивно используемыми. И директор просто мог не увидеть ваше письмо, так как почту он проверяет один раз в неделю. Или вообще завел ее для галочки. И все-е-е.
Вывод 7: потратьте время, чтобы найти оптимальный способ коммуникации с директорами/информатиками. В противном случае — готовьтесь к большому количеству мануальной работы.
Фаза четвертая: привлечение партнеров и сочуствующих
Работа со школами — это хорошо, но нам также хотелось и задрайвить инициативу среди широкого круга участников, а тут без хороших партнеров не обойдешься.
С кем у нас получилось поработать — прежде всего, это ребята из code.org — которые всегда открыто отвечали на наши вопросы по тому, какие данные мы можем получить, с чего лучше начать и так далее. Их же мы попросили добавить нас в секцию официальных партнеров и им же слали фотографии с мероприятия.
Кроме того, у нас получилось заручиться поддержкой Microsoft Kazakhstan, которые здорово помогли нам с финансово-вещевой точки зрения, оплатив печать сертификатов для участников, стикеров, шарики и прочие штукенции, а так же приняв активное участие в походах в школы и детские дома.
В последний момент нас так же поддержала одна из крупных сеток книжно-развлекательных магазинов «Меломан» (они в целом близки Московской «Республике»). К ребятам мы пришли почти наобум, прочитав в новостях, что Час Кода поддержал Apple и в магазинах компании теперь можно будет пройти Час Кода. Почему бы не сделать такое и у нас? — подумали мы. И сделали. :)
Вывод 8: партнеров лучше искать заранее. Компании это зачастую крупные и горизонт планирования у них большой. Так что не надо на многое рассчитывать, прийдя за 10 дней до ивента с просьбой о деньгах или чем-нибудь еще.
Фаза пятая: маркетинговая поддержка инициативы
Честно — все, что касается маркетинга мы несколько провалили. Ну, может не так жестко, но можно было сделать намного лучше.
Из ассетов у нас был сайт. Но в большей степени функциональный, нежели маркетинговый. На сайте у нас было описание проекта, там же учителя скачивали все материалы, там же происходила регистрация учеников.
Сделаю небольшое отсупление: политика code.org такова, что они не собирают почти никаких данных о своих пользователях. А нам было важно понять, учителя из каких регионов принимают участие, из каких они школ и сколько лет, и какого пола их ученики. Именно поэтому регистрация была перенесена на наш сайт, а уже после заполнения формы участников редиректило на сайт кодорга.
Но продолжим. В традициях кодорга мы понимали, что важный элемент кампании — это видео. Решили копировать подход самого первого и самого популярного видео. Для этого составили список локальных успешных айти-предпринимателей, разбавив его с детьми и членами нашей команды.
Предпринимателей я тогда хорошо не знала, поэтому формат приглашения был — писать в фейсбуке, в надежде на отклик. Мне на удивление повезло и многие согласились :) Челенджем тут стало то, что не все участники находились в одном городе и приходилось снимать их в разных. Более того, у нас получилось согласовать запись министра, однако, количество согласований по ней в итоге — зашкаливало — начиная от согласования времени съемки и заканчивая согласованием того, что попадет в итоговое видео.
Медиа мы в 2015 практически не привлекли. Почему? — просто не хватило сил, времени и фокуса. Пресс-релиз был, но продвижения активного не было.
Вывод 9: делая видео — наймите/найдите профессиональных операторов. Мы все делали сами и потратили кучу времени, а можно было быстрее и лучше. Видео — это по сути ваша визитная карточка и оно должно быть хорошим!
Вывод 10: подумайте про прессу заранее. Возможно, стоит провести пресс-конференцию на эту тему, чтобы собрать больше заинтересованных лиц.
Вывод 11: привлекайте партнеров. Попробуйте поработать с PR-агентством над этим проектом по принципу pro bono. Именно такой подход предложили нам коллеги из UK, когда мы общались с ними после Часа Кода. Это позволяет и ваши ресурсы сэкономить, и агентству наработать контакты, и лучший результат получить.
Фаза шестая: пост-эффект и closure
Фазу execution я пропустила. Но это потому, что в ней есть только один лернинг — быть всегда на связи. Так, чтобы до тебя могли дозвониться и задать любой вопрос.
В целом, наш Час Кода растянулся по времени, поскольку нашлось много школ, которые часть занятий проводили не на 1 неделе, а за 2 недели. По разным причинам — поздно узнали, не успели со всеми классами отработать или что-то еще.
После инициативы все учителя должны были прислать нам отчет в форме 2–5 фотографий. Если честно — мы были во многом удивлены результатами, так как поняли из них, что:
— регионалы больше оценили мероприятие, чем столичные жители, так как у них меньше всего проводится и они больше это ценят;
— нам писали восторженные отзывы не только взрослые педагоги, но и дети. Спрашивали — что делать дальше и где поучиться.
— появилось много заявок на обучение в нашей школе программирования из регионов.
Вывод 12: продумывайте некст-степы. На одной Часе Кода жизнь же не заканчивается и важно понимать, что вы своим зажженным участникам предложите как следующий логичный шаг после мероприятия.
Вывод 13: записывайте свои лернинги. То, что сработало хорошо и что надо сделать по-другому. Мы после мероприятия составили всей командой большой список, который теперь лежит у нас в папке и именно его мы просмотрели в первую очередь, когда начали подготовку к Часу Кода 2016.
На этом — все. И удачи всем нам в этом году Часа Кода!