Как прокачать профессиональную репутацию без публичных выступлений

b7ac2cdbf39aa6db448b0e2b5ee2c448.png

Многие разработчики слышали о том, как важно развивать личный бренд, об этом есть множество статей, подкастов и видео. Самые ходовые способы получить известность в статусе эксперта — публичные выступления и статьи.

Как быть, если хочется проявить экспертность, но страшно выступать и нет достаточной уверенности, чтобы писать статьи? Я DevRel-специалист в Тинькофф, и за время работы часто сталкивалась с такими вопросами. В этом материале я как раз рассуждаю, как развивать профессиональную репутацию при таких ограничениях. Добро пожаловать под кат.

Зачем развиваться в публичном поле

Идея развивать личный бренд может появиться из-за желания публичности, признания в качестве эксперта, новых карьерных возможностей. Но главное, на мой взгляд, что дает личный бренд — это профессиональное развитие. Когда специалист готовит статью или публичное выступление, он:

  • анализирует свою деятельность;

  • структурирует опыт и знания;

  • знакомится с принятыми в индустрии теориями и практиками;

  • дополняет свои знания новыми подходами;

  • советуется с коллегами;

  • ищет дополнительные аргументы в поддержку своей позиции.

Все это важные активности, но как быть, если разработчик не уверен в своих навыках и стесняется выступать?

04f07a0da95ca0318921a74be3f9a2f7.png

Как еще проявить свою экспертность

Я DevRel, и моя работа заключается в том, чтобы развивать культуру обмена знаниями в технических сообществах. Я помогаю готовить доклады на конференции и писать статьи, провожу внешние митапы и внутренние встречи.

За время работы я собрала способы, которые помогают развивать личный бренд без публичности:

Участие в мозгоштурме тем для докладов коллег. «Я хочу выступить на конференции, но мне нечего рассказать» — частая проблема разработчиков, которые хотят выступать, но пока не выбрали тему.

Тема должна быть актуальной, интересной, решать проблему, приносить пользу слушателям — не так просто найти это в своей работе, где все кажется очевидным. Поэтому часто подготовка доклада для конференции или митапа начинается с поиска темы.

Схема подготовки такая: я собираю созвон с разработчиками, на который приглашаю потенциального докладчика плюс его руководителя, коллег и активистов внутреннего сообщества. На такой встрече потенциальный спикер может поделиться своими проектами, наработками, а участники помогают выделить уникальную экспертность, найти что-то интересное, что можно рассказать широкой аудитории. Вот таким активистом можете быть и вы.

Например, близится конференция PyCon. Я забрасываю в python-сообщество сообщение, мол, давайте встретимся, погенерим идеи. На такие встречи приходят желающие выступить и просто активисты, так как встреча открытая. Потенциальные спикеры озвучивают идеи, а остальные участники уточняют, что им кажется интересным, неизвестным, новым.

В go-сообществе ко мне пришел коллега, который хотел выступать, но у него не было темы. Мы собрали созвон, где коллеги спрашивали, чем он занимается, чтобы найти в его работе то уникальное, чем интересно поделиться с аудиторией.

Для меня на встречах особенно важны зрители, потому что как иначе найти или оценить тему? Я не профи в python или golang, мне сложно оценить актуальность и интересность идей, поэтому важно присутствие профессионалов.

Посещая встречи для обсуждения тем выступлений, вы повышаете свою экспертность, калибруясь с коллегами, узнавая о новых подходах или о том, что какие-то из них устарели. А еще улучшается скилл поиска уникального и полезного в работе, что помогает примерять это и на свои проекты.

Если у вас в команде нет деврела или вы работаете в небольшой компании, можете сами инициировать подобный созвон. Возможно, с первого раза не зайдет, если не развита культура выступлений, но и тогда есть шанс найти темы для внутренних митапов, чтобы начать эту культуру развивать.

Ревью докладов коллег. После того как нашли и сформулировали тему, приступаем к подготовке доклада, и это тоже не происходит в вакууме. Невозможно в одиночку подготовить хороший доклад: без фидбэка коллег вряд ли получится сделать то, что однозначно отзовется аудитории. Даже комики тестируют и прогоняют шутки перед большими выступлениями.

В зависимости от опыта выступающего я могу организовать до пяти прогонов. На первом прогоне мы прорабатываем структуру выступления и его составные части. В эти моменты важны советы коллег о том, какую часть поставить в начало доклада, какую убрать и какой подход стоит упомянуть.

В следующих прогонах дорабатываем структуру, но уже смотрим и презентацию, и подачу, и тайминг, размышляем над возможными вопросами из зала и как их отработать.

Еще пример. У нас во внутреннем DotNet-сообществе есть чат, посвященный публичным выступлениям. Ребята закидывают в чат свои темы и тезисы, могут позвать на прогон, чтобы получить бесценную обратную связь для подготовки толкового доклада.

Принимая участие в прогонах, вы помогаете коллегам, а еще структурируете знания, узнаете новое о подаче материала, развиваете критическое мышление, учитесь давать обратную связь, размышляете о потенциальной реакции зала. И если вы намерены выступить — все эти знания пригодятся. Подобные встречи работают и на личный бренд: вы проявляете себя в качестве эксперта в сообществе активистов.

Когда я назначаю прогон, обычно спрашиваю у спикера, кого он хочет на него позвать. Часто бывают ситуации, когда говорят: «Позови, пожалуйста, Рому, он классные комментарии дает». Когда один и тот же человек повторяется, я понимаю, что он наработал себе репутацию эксперта.

Когда внешние технические конференции обновляют программные комитеты и приглашают в них участников, они оценивают не только экспертность кандидата, знание трендов в сфере, активность в сообществе, но и умение помогать готовить доклады. Это как раз можно прокачивать внутри своей компании. Так, некоторые наши ребята вошли в составы программных комитетов, что лишний раз подтверждает их экспертность.

Подготовка новостных дайджестов. Каждый день в мире технологий что-то происходит: релизятся версии языков программирования, инструменты устаревают, где-то выкатываются изменения. Эти новости важны для работы ваших коллег, поэтому здорово собирать их в дайджест. Подготовка таких дайджестов поможет вам быть в курсе обновлений и закрепить за собой роль эксперта.

Помощь в подготовке статей. Авторы, которые давно и много пишут на Хабре, понимают, что заходит, знают особенности, готовы к комментариям — в том числе негативным.

Авторам, которые пишут впервые, нужна помощь в поиске темы и структурировании мыслей. И снова кто может помочь лучше, чем коллеги по отрасли? Таким коллегой можете стать вы: вместе подумать над темой статьи, помочь вытащить уникальное и интересное, убрать очевидное, вычитать статью на ошибки или важные дополнения. Где-то придется больше погрузиться в предметную область, где-то найти информацию или опровержение. Все это не только поможет коллеге с публикацией, но и вам — повысить свою экспертность. Спустя несколько статей вас уже будут знать как человека, к которому можно обратиться за советом.

И еще несколько идей по развитию личного бренда без публичных выступлений. Они не относятся непосредственно к моей работе:

  • опенсорс-проекты;

  • менторинг менее опытных коллег;

  • участие в разработке матриц компетенции;

  • ведение личной страницы на гитхабе;

  • проведение собеседований;

  • комменты к постам по профессиональной тематике.

В больших компаниях можно обратиться к активистам сообщества или деврелам для участия в подобных активностях. А если компания небольшая, что-то из списка можно попробовать инициировать самим.

Есть такая притча про лесоруба, ее чаще упоминают в контексте тайм-менеджмента: «некогда точить топор, надо рубить». Мне кажется, она актуальна и здесь: проявление себя в качестве эксперта, структурирование знаний — это про «точить топор».

Если у вас есть опыт в вышеописанном, расскажите, будет интересно почитать. Возможно, вы знаете еще варианты, как проявить себя в качестве эксперта. Делитесь в комментариях, думаю, многим может быть полезно.

© Habrahabr.ru