Как программисту переехать в Нидерланды

Disclaimer: Эта статья была начата еще летом. Не так давно на хабре был всплеск статей на тему поиска работы за рубежом и переезда. Каждая из них придавала моей пятой точке некоторое ускорение. Что в итоге заставило меня перебороть свою лень и сесть написать, а точнее дописать, очередную статью. Часть материала может повторять статьи других авторов, но с другой стороны, у каждого свои фломастеры.

v0yjlojrtomgib5zya6k_yi5gum.jpeg

Итак, перед вами часть третья, и на данный момент последняя, о похождениях блудного попугая программиста. В первой части я уехал жить и работать на Кипр. Во второй части я пытался устроиться в Google и переехать в Швейцарию. В третьей части (вот этой самой) я устроился на работу и переехал в Нидерланды. Сразу скажу, что про поиск работы будет мало, так как его фактически не было. В основном будет про обустройство и жизнь в Нидерландах. В том числе про детей и покупку дома, что не было подробно описано в недавних статьях других авторов.

Поиск работы


Прошлая статья из этого цикла (кто бы мог 4 года назад подумать, что наберется на целый цикл) закончилась на том, что я Google разминулись как фанера и Париж. В принципе, мы оба от этого не сильно потеряли. Если бы я был сильно нужен Google, то я был бы там. Если бы мне так уж сильно надо было в Google, я был бы там. Ну, а так сложилось, как сложилось. Как уже упоминалось там же, в голове дозрела мысль, что по ряду причин с Кипра надо уезжать.

Соответственно надо было решать, куда же двигать дальше. Для начала я продолжал мониторить вакансии в Швейцарии. Вакансий там не сильно много, особенно для Android разработчиков. Можно конечно переквалифицироваться, но это потеря в деньгах. А зарплаты даже Senior разработчиков не в Google не позволяют там особо разгуляться при наличии семьи. Далеко не все компании горят желанием привозить сотрудников из диких стран (не Швейцария и не Евросоюз). Квоты и много мороки. В общем не найдя ничего заслуживающего внимания, мы с женой озадачились поиском новой страны кандидата. Как-то так получилось, что практически единственным кандидатом оказались Нидерланды.

Здесь с вакансиями получше. Достаточно много предложений и нет особых заморочек с оформлением, если компания предлагает переезд по программе kennismigrant, то есть высококвалифицированный специалист. Просмотрев вакансии я остановился на одной компании, куда и решил попробоваться. Вакансии смотрел на LinkedIn, на Glassdoor, каких-то местный поисковиках и сайтах крупных компаний, про наличие офисов которых в Нидерландах знал. Процесс устройства в компанию состоял из нескольких этапов: интервью с рекрутером, онлайн тест, онлайн интервью с написанием кода в каком-то онлайн редакторе, поездка в Амстердам и интервью непосредственно в компании (2 технических и 2 на поговорить). Вскоре после возвращения из Амстердама со мной связался рекрутер и сказал, что компания готова сделать мне оффер. В принципе еще до этого мне озвучивали информацию, что компания предлагает, так что в оффере были только конкретные детали. Так как оффер был весьма неплох, было решено его принять и начать готовиться к переезду.

kcc75ogupbv7d7bekm9rywzrceu.jpeg

Подготовка к переезду


Вот тут вот практически эксклюзивная модель трактора, так что не знаю, насколько информация из этой части будет полезной. Исходные данные. Семья из 5 человек, 2 взрослых и трое детей, из который двое родились на Кипре. Плюс кошка. И контейнер вещей. Находились мы в тот момент естественно на Кипре. Для того, чтобы попасть в Нидерланды и потом получить вид на жительство (residence permit, verblijfstittel) нужна MVV виза (как минимум гражданам многих стран). Получить ее можно в посольстве или консульстве, но не в каждом. Что забавно, на Кипре шенгенскую визу при поездке в Нидерланды делают в посольстве Германии, а вот MVV они уже сами делают. Визу в Швейцарию кстати делают в посольстве Австрии. Но это все лирика. Как я уже говорил, получить-то визу можно в посольстве, а вот подаваться на нее надо… в Нидерландах. Но все не так плохо, это может сделать компания, которая выступает спонсором поездки. Собственно, именно это компания и сделала — подала документы на меня и семью. Еще один нюанс был в том, что мы решили, что в Амстердам я сначала поеду один с кошкой, а семья съездит на месяц в Россию по делам, повидать родственников, да и вообще так спокойнее.

Поэтому в документах значилось, что я получаю визу на Кипре, а семья в России, в Санкт-Петербурге. Получение происходит в 2 этапа. Сначала надо дождаться, когда Нидерландская иммиграционная служба даст добро на выдачу визы и предоставит на это бумажку. С распечаткой это бумажки надо доехать до посольства, отдать им вместе с паспортом, заявлением и фотографиями (к фото кстати придираются сильно). Они все это забирают, а через 1–2 недели возвращают паспорт с визой. По этой визе в течении 3 месяцев с момента ее выдачи можно заехать в Нидерланды. Бумажка, выданная IND (иммиграционная служба), кстати, тоже действительна 3 месяца.

Какие же нужны документы, чтобы получить эту заветную бумажку. У нас просили (все в электронном виде): паспорта, пару заполненных заявлений (о том что мы не совершали никаких преступлений и что я буду спонсором для семьи, а компания для меня), кипрский пермит (чтобы можно было забрать там визу), легализованные и переведенные сертификаты о браке и рождении детей. И вот тут нам чуть не помахал хвостом северный пушной зверек. Все документы у нас были российские. Свидетельство о браке и одно из свидетельств были выданы в России, а два в посольстве России на Кипре. И вот их нельзя апостилировать, от слова совсем. Перечитали кучу документов. Выяснилось, что можно получить дубликаты в московском архиве ЗАГС. Их апостилировать можно. Но документы туда поступают не сразу. И свидетельство на младшего ребенка туда еще не поступило. Стали спрашивать компанию, которая организовывала подачу документов про другие варианты легализации (долгие, сложные и муторные), но они их весьма не рекомендовали. Зато порекомендовали попробовать получить кипрские свидетельства о рождении. Мы их не делали, так как пользовались российским, полученным в посольстве. Киприоты не требовали апостилизации, так как ребенок был рожден на Кипре. Пошли в муниципалитет и спросили, а нельзя ли нам получить пару свидетельств о рождении. На нас посмотрели большими глазами и сказали, что не смотря на наличие российского, мы должны были получить и местное, когда регистрировали рождение. Но мы этого тоже не делали. Посовещавшись нам выдали, что можно это сделать сейчас, нужно только заплатить штраф за просрочку и предоставить нужные документы. Ура, подумаешь, штраф.

— А какие кстати документы нужны?
— А справочки из роддома.

Справочки же те даются в количестве одной штуки. И их забирают при выдаче свидетельства о рождении. Наши забрали в российском посольстве. Незадача.

— А вы знаете, наши справки что-то потерялись. Может вас устроит копия, заверенная в больнице (мы их брали по паре штук на всякий случай).
— Ну, вообще не положено, но давайте.

Вот за это я люблю Кипр, тут всегда готовы помочь ближнему, да и дальнему тоже. В общем свидетельства мы получили и даже не пришлось их переводить, так как там был английский текст. Документы на английском принимали и так. С российскими документами тоже была заморочка, но небольшая. Апостиль на документах должен быть не старше полугода. Да, это бред, возможно неправильно и вообще не по фен-шую, но доказывать это удаленно и затягивать процесс желания не было совсем. Поэтому попросили родственников в России по доверенности получить дубликаты и проставить на них апостили. Однако, апостилировать документы мало, их нужно еще перевести. А в Нидерландах перевод кому попало не доверяют, и предпочитают перевод от местных присяжных переводчиков. Можно конечно было пойти стандартным путем и сделать перевод в России, заверив его у нотариуса, но решили пойти на север и сделать таки перевод у присяжного переводчика. Переводчика нам посоветовала контора, которая оформляла нам документы. Связались с ней, узнали расценки, отправили сканы документов. Она сделала перевод, прислала сканы по электронной почте и официальные бумажки в печатями по обычной. На этом приключения с документами закончились.

С вещами особых проблем не было. Нам предоставили компанию перевозчика и лимит по вещам один морской контейнер на 40 футов (примерно 68 кубометров). Нидерландская компания связала нас с ее партнером на Кипре. Они помогли нам оформить документы, прикинули примерно сколько займет упаковка и сколько по объему займут вещи. В назначенную дату приехали 2 человека, все разобрали, упаковали и погрузили. Мне оставалось только плевать в потолок. Упихалось кстати в контейнер на 20 футов (около 30 кубометров).

С кошкой тоже все прошло гладко. Так как перелет был внутри Евросоюза, то нужно было только обновить прививки и получить европейский паспорт на животное. Все вместе заняло полчаса. Нигде в аэропорту кошка никого не заинтересовала. Если везти животное из России, то все намного интереснее и сложнее. Это и получение специальной бумажки в российском аэропорту, и уведомление аэропорта прибытия о прилете с животным (в случае Кипра как минимум), и оформление бумажек на животное в аэропорту прилета.

После того как семья улетела в Россию и вещи были отгружены, осталось только закончить все дела на Кипре и приготовиться к отлету.

bapj69d0g3xawhphn6yoww9fxxm.jpeg

Переезд


Переезд прошел гладко, можно даже сказать, что банально. Компания все подготовила заранее: билет на самолет, такси из аэропорта, съемную квартиру. Так что я просто сел в самолет на Кипре, вышел из него в Нидерландах, нашел стойку такси, вызвал заранее оплаченную машину, доехал до съемной квартиры, получил ключи от нее и лег спать. И да, все это, кроме вылета, в 4 часа утра. Наличие кошки конечно добавило развлечений, но она путешествовала уже не первый раз, так особых проблем не доставила. Был забавный диалог с пограничником:

— Здравствуйте, вы надолго к нам прилетели?
— Ну, не знаю, наверное надолго, может навсегда.
— (большие глаза, листает паспорт) Ааа, дак у вас MVV, а не туристическая виза. Добро пожаловать, следующий.

Как уже говорил, кошкой никто не интересовался и в красном коридоре никого не было. Да и вообще в этом время персонала в аэропорту крайне мало. Когда искал, где же кошку вообще выдают, нашел только сотрудницу компании KLM за стойкой, но она мне все подробно рассказала, хотя летел я и не их компанией.

После прилета необходимо сделать несколько вещей, желательно причем позаботиться об этом заранее. В моем случае это сделала (позаботилась о назначении приемов в различных организациях) компания. И так, необходимо:

  • получить BSN (Burgerservicenummer). Это основной идентификационный номер в Нидерландах. Делал я это в Iamsterdam, ранее известном как Expat Center. Занимает минут 20.
  • получить вид на жительство (residence permit, verblijfstittel). Делается там же, по времени примерно столько же. Это основной документ для экспата. Рекомендуется носить с собой, а паспорт засунуть куда подальше. Например, когда мы пришли оформлять покупку дома и принесли в том числе паспорта, на нас посмотрели как на странных людей и сказали, что с этим они не работают, только с нидерландскими документами, т.е. в нашем случае с пермитами.
  • зарегестрироваться в gemeente Amsterdam (или другой, если вы приехали не в Амстердам). Это что-то вроде прописки. От вашей регистрации будут зависеть налоги, предоставляемые услуги и прочие вещи. Делается опять там же и столько же.
  • открыть счет в банке. Наличка в Нидерландах используется не очень часто, поэтому иметь счет в банке и карточку очень желательно. Делается в отделении банка. Опять же в заранее назначенное время. Это заняло подольше. Заодно оформил liability insurance. Очень популярная штука здесь. Если я вдруг что-то случайно сломаю, то заплатит за это страховая. Действует на всю семью, что при наличии детей более чем полезно. Счет можно делать общим. В этом случае супруги могут пользоваться им на равных основаниях, как в плане пополнения, так и в плане снятия денег. Можно податься на кредитную карту, так как карты которые здесь в ходу это дебетовые Maestro и платить ими в интернете нельзя. Можно не заморачиваться и завести аккаунт в Revolute или N26.
  • приобрести местную симку. Мне дали одну когда я оформлял все документы. Это была prepaid SIM от оператора Lebara. Пользовался ей год, пока они не стали снимать какие-то странные суммы за звонки и траффик. Плюнул на них и ушел на контракт к Tele2.
  • найти постоянное жилье на съем. Так как компания предоставляла временное только на 1.5 месяца, нужно было сразу начинать искать постоянное, ввиду большого ажиотажа. Подробнее напишу в разделе про жилье.


В принципе на этом все. После этого можно спокойно жить и работать в Нидерландах. Естественно, нужно повторить все процедуры для семьи. Времени заняло чуть больше, так как были какие-то несостыковки в документах, плюс для младшего ребенка почему-то еще не сделали пермит. Но в итоге все разрешилось на месте, а за пермитом просто заехал позже.

rco45hjdfvjvrirq5xvxllup_em.jpeg

Жизнь в Нидерландах


Живем мы тут уже больше года, за это время накопилось достаточно много впечатлений по поводу жизни тут, которыми я и поделюсь далее.

Климат


Климат тут средней степени паршивости. Но лучше, чем например в Санкт-Петербурге. В какой-то степени можно сказать что он и лучше чем на Кипре.

К плюсам климата можно отнести отсутствие больших перепадов температур. В основном температура болтается где-то между 10 и 20 градусами. Летом уходит за 20, но редко за 30. Зимой опускается до 0, но редко ниже. Соответственно нет особой необходимости в одежде на разные сезоны. Я год отходил в одном и том же, варьируя только количество одеваемой одежды. На Кипре это в принципе тоже было так, но там летом уж слишком жарко. Даже если предположить, что можно перемещаться в купальном костюме. В Питере же на зиму требуется отдельный комплект одежды.

К минусам можно отнести очень частые дожди и сильные ветра. Во многих случаях они совмещаются, и тогда дождь идет почти параллельно земле, что делает зонтик бесполезным. Ну и даже если он может принести какую-то пользу, то его просто сломает ветром, если это не специальная модель. При особенно сильном ветре мимо пролетают ветки деревьев и плохо привязанные велосипеды. Выходить из дома в такую погоду не рекомендуется.

Мне как жителю Питера такой климат в общем и целом привычен, так что сильного расстройства от его наличия я не испытываю.

l4rvs0trybliov9admnpf-wbbjw.jpeg

Работа


IT вакансий здесь достаточно много, много больше чем на Кипре и в Швейцарии, но наверное меньше чем в Германии и Великобритании. Есть крупные международные компании, есть средние, есть местечковые, есть стартапы. В общем, всех хватает. Работа есть как на постоянку, так и контрактная. Если приезжать с другой страны, то лучше выбирать компанию покрупнее. У нее и условия обычно неплохие, и как kennismigrant она вас оформит, и бессрочный контракт могут дать. В общем плюшек много. Минусы стандартные для работы в большой компании. Если уже есть постоянный пермит или паспорт, то можно поиграться с выбором. Многие компании также требуют знание нидерландского, но это обычно касается мелких и возможно средних компаний.

Язык


Официальный язык нидерландский. Похож на немецкий. Я немецкого не знаю, так что для меня он вполне себе похож на английский. В изучении достаточно простой, а вот в произношении и восприятии на слух не очень. В общем и целом его знание необязательно. В большинстве случаев получится обходиться английским. В крайних случаях смесью из английского и базового голландского. Тестов пока никаких не проходил, по ощущениям за год с небольшим при изучении по полчаса в день уровень где-то между А1 и А2. Т.е. знаю пару тысяч слов, могу в общем и целом сказать что мне нужно, но понимаю собеседника только если он говорит медленно, четко и просто. Ребенок (8 лет) в языковой школе за 9 месяцев выучил до уровня достаточно свободного разговора.

swgb0pohcipu__zpyvxw602sixa.jpeg

Жилье


С одной стороны все печально, с другой стороны все отлично. Печально с арендой. Вариантов мало, они разлетаются как горячие пирожки и за бешеные деньги. Снять что-то в Амстердаме для семьи весьма и весьма дорого. В окрестностях получше, но все равно не особо. Мы снимали дом год назад за 1550 евро в 30 километрах от Амстердама. Когда мы из него выехали хозяин сдавал его уже за 1675. Если интересно, то есть сайт funda.nl, через который проходит по-моему чуть ли не вся недвижимость в Нидерландах, как в плане аренды, так и в плане покупки/продажи. Там можно посмотреть текущий ценник. Коллеги по работе, кто живет в Амстердаме, постоянно жалуются, что лэндлорды пытаются их наобмануть всеми доступными способами. С этим можно бороться, и в принципе получается, но это стоит времени и нервов.

Принимая во внимание все вышесказанное, те, кто планирует тут задержаться, покупают дом в ипотеку. Получение ипотеки и процесс покупки до безобразия просты. И это отличная сторона. Ценники правда не очень радостные и тоже постоянно растут, но получается все равно меньше чем при аренде.

Для получения ипотеки скорее всего надо будет соответствовать некоторым критериям. В каждом банке свои условия. От меня по-моему требовалось наличие статуса kennismigrant и проживание в Нидерландах полгода. В принципе, можно все делать самому, в плане выбора банка, ипотеки, поиска дома и т.д. Можно воспользоваться услугами mortgage broker (человек, который поможет выбрать правильные банк и ипотеку и все оформить), real estate agent (маклер, человек, который будет помогать искать дом и оформлять его) или агенства по покупке недвижимости. Мы выбрали третий вариант. С банком мы связались напрямую, они все рассказали по условиям ипотеки, сказали примерную сумму, которую дадут. Они же за дополнительные деньги могут дать ипотечный совет, т.е. рассказать, как лучше организовать ипотеку при имеющихся условиях, какие могут быть риски и прочее. Вообще система по ипотеке тут немного другая. Сама ипотека дается на 30 лет. А вот процентная ставка может быть зафиксирована на произвольное количество лет, от 0 до 30. Если 0, то она плавающая и меняется постоянно. Если 30, она самая высокая. Когда мы брали, то плавающая была 2 с чем-то процента, на 30 лет примерно 4.5 процента, а на 10 лет около 2 процентов. Если ставка фиксировалась меньше чем на 30 лет, то по истечении срока нужно будет ее опять фиксировать на определенный промежуток или переходить на плавающую. При этом ипотеку можно бить на части. Для каждой части можно фиксировать ставку на определенный промежуток. Так же по каждой части платежи могут быть аннуитетными или дифференцированными. Изначально банк дает просто предварительную информацию и предварительное согласие. Ни договоров, ни чего-то другого еще нет.

После банка мы как раз таки обратились в агенство, специализирующееся на помощи в поиске жилья. Основная их задача связать покупателя со всеми необходимыми ему службами. Начинается все с риэлтора. Как я уже говорил можно без него, но с ним лучше. Хороший риэлтор знает пару грязных хаков, которые могут помочь получить нужный дом. Так же он знает других риэлторов, с которыми он играет в гольф или что-то похожее. Они могут друг другу сливать интересную информацию. Есть разные варианты помощи от риэлтора. Мы выбрали тот, при котором мы сами ищем интересующие нас дома, а он по запросу приезжает на просмотр и если мы готовы идти дальше, то делает следующие шаги. Поиск домов проще всего делать через все тот же сайт — funda.nl. Рано или поздно большинство туда попадет. Дом мы присматривали 2 месяца. На сайте мы просмотрели несколько сотен домов, лично ездили десятка в полтора. Из них 4 или 5 смотрели с агентом. Ставку делали на один, и благодаря грязному хаку агента ее выиграли. Я еще не рассказывал про ставки? А зря, на текущий момент это очень весомая часть процесса покупки. Дома выставляются по bidding price (начальная ставка по сути). Дальше проходит что-то типа закрытого аукциона. Каждый, кто хочет купить дом предлагает свою цену. Можно меньше, но в нынешних реалиях вероятность быть посланным близка к 100%. Можно выше. И тут вот начинается веселье. Во-первых надо знать, что есть норма для «выше» в каждом городе. В Амстердаме это легко может быть +40 000 евро к стартовой цене. В нашем городе от пары тысяч до 20 000. Во-вторых надо понять, сколько других претендентов и сколько они overbidding, т.е. на сколько больше ставят. В-третьих, банк дает ипотеку только в размере оценочной стоимости дома. А оценка делается после. Т.е. если дом выставлен за 100К, ставка на него 140К, а оценен он потом в 120К, 20К надо будет платить из своего кармана. Наш агент применил какой-то трюк из своего арсенала, так что сумел узнать сколько человек кроме нас сделали ставку на дом и какие ставки. Таким образом нам оставалось только сделать ставку выше. Опять же исходя из своего опыта и оценки ситуации в районе он предположил, что наша ставка вполне впишется в оценку, и угадал, так что доплачивать нам ничего не пришлось. На самом деле высокая ставка еще не все. Владельцы дома оценивают и другие параметры.

Например если кто-то готов занести всю сумму из своего кармана, а у другого ипотека, то скорее всего предпочтут человека с деньгами, если конечно разница в ставках невелика. Если ипотека у обоих, то предпочтение будет тому, кто готов отказать от разрыва контракта, если банк не даст ипотеку (объясню чуть позже). После выигранной ставки идут три вещи: подписание контракта на покупку дома, оценка дома (estimation cost report) и оценка состояния дома (construction report). Про оценку я уже говорил. Она делается независимым агентством и отражает более-менее реальную стоимость дома. Оценка состояния дома выявляет конструктивные дефекты и дает примерную стоимость их устранения. Ну и контракт это просто договор купли продажи. После его подписание пути назад нет, кроме нескольких нюансов. Первый определен законодательством и дает 3 рабочих дня на подумать (cool down period). В течении этого времени можно передумать без последствий. Второй как раз связан с ипотекой.

Как я говорил ранее, все предыдущее общение с банком просто информативное. Но теперь, с договором на руках, можно прийти в банк и сказать — «дайте денег». Хочу мол вот этот дом за такие деньги. Банк берет время на подумать. Заодно может оказаться, что договор купили продажи требует обеспечительный взнос 10%. Его так же можно запросить у банка. После раздумий банк или говорит, что он на все согласный, или посылает лесом. Вот в случае посылания лесом, в контракте может быть оговорен специальный пункт, который позволяет опять же безболезненно разорвать договор. Если такого пункта нет, банк отказал в ипотеке и нет своих денег, то придется выложить как раз тем самые 10%.

После получения одобрения от банка, а может и до, надо найти нотариуса для оформления сделки и присяжного переводчика. За нас все это, включая оценки, делало наше агенство. После нахождения нотариуса ему нужно предоставить всю информацию по сделке, включая всякие разные счета и документы. Нотариус подбивает итог и говорит, сколько ему надо перевести денег. Банк тоже переводит деньги нотариусу. В назначенную дату покупатель, продавец и переводчик собираются у нотариуса, читают договор, подписывают, передают ключи и расходятся. Нотариус проводит сделку через реестры, убеждается, что все в порядке и право собственности на дом (и возможно землю, зависит от покупки) передано, после чего переводит деньги всем участвовавшим сторонам. Перед этим происходит процесс осмотра дома. На этом в общем-то все. Из приятного. Личное присутствие потребовалось только при просмотре домов, подписании договора (агент привез его нам на дом) и посещении нотариуса. Все остальное через телефон или электронную почту. Далее через некоторое время приходит письмо из реестра, в котором подтверждается факт владения.

zz0i7ylc8tz78kmkojs7xnuy55y.jpeg

Транспорт


С транспортом все хорошо. Его много и он ходит по расписанию. Есть приложения, позволяющие прокладывать маршруты и отслеживать обстановку. За время проживания здесь я не почувствовал необходимость иметь машину. Возможно в некоторых случаях это было бы неплохо, но если было бы совсем уж нужно, то можно было бы закрыть эти случаи арендой или каршерингом. Основные виды транспорта это поезда и автобусы. В Амстердаме (и возможно других больших городах) метро и трамваи.

Поезда бывают обычные (Sprinter) и междугородние (InterCity). Первые останавливаются на каждой станции, могут так же на некоторых станциях стоять и ждать другой спринтер, чтобы организовать пересадку. Интерсити идут от города до города без остановок. Разница по времени может быть весьма ощутима. На спринтере мне до дома ехать 30–40 минут, на интерсити 20. Есть еще международные, но ими не пользовался.

Автобусы так же бывают внутригородские, междугородние и международные. Трамваи достаточно популярны в Амстердаме. Когда жил на квартире, предоставляемой компанией, то частенько ими пользовался.

Метро пользуюсь каждый день. В Амстердаме 4 линии. Не очень длинных по сравнению с Москвой и Питером. Часть линий идет под землей, часть по земле. Из удобного что метро состыковывается с поездами на некоторых станциях. Т.е. можно выйти из поезда метро, перейти на соседнюю платформу и ехать дальше на поезде. Или наоборот.

Минус у транспорта по сути один — он дорогой. Но за комфорт надо платить… Проехаться на трамвае по Амстердаму из конца в конец примерно 4 евро. Дорога от дома до работы около 6 евро. Меня это не особо напрягает, так как мои поездки оплачивает работодатель, но в целом можно на поездки тратить несколько сотен евро в месяц.

Цена поездки обычно пропорциональна ее длине. Сначала берется посадочный взнос, примерно 1 евро, а дальше идет за километраж. Оплата в основном идет при помощи OV-chipkaart.

Бесконтактная карта, которую можно пополнять. Если она персональная (не анонимная), то можно настроить автопополнение с банковского счета. Так же можно покупать билеты на станции или в транспорте. Во многих случаях это можно сделать только при помощи местной банковской карты. Visa/Mastercard и наличка могут не прокатить. Есть еще бизнес карты. Там чуть другая система расчета — сначала ездишь, а потом платишь. Либо ездишь, а платит компания.

Машину иметь здесь дорого. Если принимать во внимание амортизацию, налоги, топливо и страховку, то владение чем-нибудь подержанным с умеренным пробегом обойдется примерно в 250 евро в месяц. Владение новой машиной от 400 и больше. Это без учета стоимости парковой. Парковка в центре Амстердама например может легко быть 6 евро в час.

Ну и король транспорта здесь это велосипед. Их тут огромное количество: обычные, спортивные, «бабушкины», электрические, грузовые, трехколесные и т.д. Для поездок по городу это наверное самый популярный вид транспорта. Так же популярные складные велосипеды. Доехал до поезда, сложил, вышел из поезда, разложил и поехал дальше. Можно в поезде/метро возить и обычные, правда не в час пик. Многие покупают ушатанный велосипед, доезжают до транспорта, паркуют его там и дальше едут транспортом. У нас велосипедами забит весь гараж: 2 взрослых (изрядно б/у), грузовой если надо везти пачку детей в пределах города и набор детских. Все активно используются.

2imjq-ttfm2celkcdk-alatmb0e.jpeg

Магазины


Я не частый их посетитель, но общее впечатление наверное рассказать смогу. По сути, можно поделить магазины (как наверное и везде) на 3 типа: супермаркеты, мелкие магазинчики и интернет магазины. Мелкие я наверное даже ни разу и не посещал. Хотя, как говорят, там можно например купить те же мясо или хлеб более высокого качества. Еще кстати есть рынки, у нас в городе 1–2 раза в неделю, там можно покупать продукты и другие товары у частников. Вот туда жена ходит. Супермаркеты особо ничем не выделяются из ряда собратьев в других странах. Достаточно большой выбор продуктов и товаров, скидки на разные из них и т.д. Интернет магазины это наверное тут самая удобная штука. Там можно купить все. Есть те, которые специализируются на еде (пару раз пробовали, вроде все норм, но в привычку не вошло), есть по каким-то категориям товаров, есть агрегаторы (самый популярный наверное bol.com, эдакий аналог Амазона, нормальной версии которого тут кстати нет). Некоторые магазины совмещают наличие отделений с интернет магазином (MediaMarkt, Albert Heijn), некоторые нет.

Доставка почти всего происходит через почту. Работает которая просто на ура. Все обычно быстро и четко (но естественно бывают и казусы). Первый раз доставляют (да, сами, на дом) когда им удобно. Если никого нет дома, оставляют бумажку, что мол были, но никого не нашли. После этого можно через приложение или на сайте самому выбрать время и день доставки. Если проворонишь — тогда уже надо идти в отделение ножками. Могут кстати оставить посылку соседям, чтобы лишний раз не ездить. В этом случае получателю кидается бумажка с номером квартиры/дома соседей. Иногда бывают доставки через транспортные компании. С ними бывает веселее. Могут кинуть посылку в саду или под дверью, могут просто кинуть бумажку что никого не было дома даже не позвонив в дверь. Правда если позвонить и поругаться то все-таки привозят в итоге.

В нашем случае мы часть продуктов покупаем на рынке (скоропортящиеся в основном), часть в супермаркетах и часть заказываем (то, что сложно найти в обычных магазинах). Хозтовары наверное пополам заказываем и покупаем. Одежду, обувь, мебель технику и прочие крупные вещи почти полностью заказываем. В России и на Кипре наверное >95% товаров покупалось оффлайн, здесь гораздо меньше, что весьма удобно. Никуда не надо ходить, все привезут домой, не надо думать, как на себе это все тащить при отсутствии машины.

rgs1fr9gtjwwnzqotfqps4ljxl0.jpeg

Медицина


Достаточно больная и холиварная тема :) Сначала о системе. У каждого должна быть медстраховка (ну или что-то близкое к этому утверждению, глубоко в подробности не вдавался, возможно есть исключения). У меня и у жены она есть, дети до 18 автоматом получают бесплатно лучшую, что есть у родителей. Страховка есть базовая и продвинутая (top up).

Базовая стоит что-то около 100 евро в месяц, плюс минус. Причем во всех страховых компаниях. Ее стоимость и то, что она покрывает, определяется государством. Каждый год эти вещи пересматриваются. Те, кому этого мало, могут к ней добавить различных опций. Вот тут уже каждая страховая предлагает свои наборы, с разным содержимым и по разной цене. Обычно это 30–50 евро в месяц, но можно конечно при желании найти пакет и на гораздо большую сумму. Так же имеется такое понятие как собственный риск (по сути франшиза). Стандартно это 385 евро в год, но можно увеличить эту сумму, тогда стоимость страховки будет ниже. Сумма же эта определяет, сколько денег придется заплатить из своего кармана, прежде чем страховая начнет платить. Тут тоже есть нюансы, например у детей такого нет, домашний доктор не считается и т.д.

Итак, денег мы отдали. Что же за это дают. Для начала нужно приписаться к клинике, точнее, к домашнему доктору (huisarts). А так же к дантисту. Ходить по умолчанию можно только к тем врачам, к кому приписан. Если они на выходных, в отпуске, на больничном и т.д., то можно пробовать попасть к кому-то другому. И да, кроме домашнего врача ходить ни к кому нельзя (без его направления). По крайне мере по страховке. Домашний врач проводит первичный осмотр, назначает парацетамол (или не назначает) и отправляет больше гулять или больше лежать. Большинство посещений так и заканчиваются. Диагноз — ничего страшного, само пройдет. Будет болеть, выпейте парацетамол. Если по их мнению что-то более серьезное, то или назначат что-то посильнее, или предложат придти в случае ухудшения. Если требуется консультация специалиста — отправят к специалисту. Если все совсем печально — в больницу.

В общем и целом система на удивление работает. Мы столкнулись наверное с большинством сторон местной медицины и она вполне себе неплоха. Если они берутся делать обследование, то к делу подходят более чем серьезно. Если врач не знает, что делать, то абсолютно не стесняется отправить пациента к другому врачу, передав в электронном виде все полученные им данные. Нас так один раз отправили из детской клиники в нашем городе в более продвинутую клинику в Амстердам. Скорая помощь тоже вполне себе. Именно скорую мы не вызывали, так как она для совсем экстренных случаев, но в приемный покой съездить довелось, когда ребенок в выходной повредил ногу велосипедом. Приехали

© Habrahabr.ru