Как продакту попасть в компанию мечты, если не зовут на собеседования

ec120bb9696afddff6fe49fec07cb6b3.jpg

Хотите работать продактом в Яндексе, Авито, Ozon и других ведущих IT-компаниях, но не берут? Как попасть в компанию мечты?  

Я часто рекомендую подписчиков своего канала в подобные компании. В 90% случаев приходит отказ. Наиболее распространённые причины: отсутствие опыта работы в компаниях с развитой продуктовой культурой, нехватка экспертизы или навыков работы с А/В-тестами. Как получить релевантный опыт, если ведущие компании не берут, а в вашей компании продуктовая культура слабо развита?  

Решение есть — стажировка. Например, недавно стартовал набор заявок на Avito Product Bootсamp, и в сентябре 2024 года у вас есть прекрасная возможность на неё попасть. Как это сделать, какие есть плюсы и минусы, мы обсудим в статье вместе с продактом, который попал в Авито через стажировку.

Коротко об авторе

9affe5311b3ecb708c881620233d4f84.jpgДавид Мкртумян

Основатель сервиса Kids-week.ru и автор канала ProductNet

Соцсети: Telegram | Сетка | Linkedin | VK

Работал ведущим продактом в Авито и Яндекс Маркете. Основатель сервиса Kids-week.ru и автор канала Product Net, где можно узнать о лучших продуктовых практиках ведущих IT-компаний, получить карьерную консультацию и помощь в трудоустройстве.

Структура статьи

Кому подходит стажировка

Стажировка подойдёт вам, если:  

  • У вас нет опыта работы в продукте, но вы хотите освоить профессию продакта.

  • Вы работаете в другой роли: маркетолог, проджект, аналитик, менеджер по продажам, но хотите перейти в продукт. 

  • Работаете продактом в стартапе или небольшой компании, но хотите перейти в высшую лигу и освоить лучшие продуктовые практики. 

Кстати, лучшие не только в России, но и в мире. Бывшие коллеги из Яндекса, которые устроились в зарубежные компании, делились со мной, что Авито и Яндекс хорошо знают за границей, и очень ценят продактов из этих компаний.

Вернуться к оглавлению

Как устроена стажировка, и что от неё ждать

Сроки регистрации: 2–22 сентября 2024 года

Продолжительность стажировки: 9 месяцев. Через девять месяцев стажировки в Авито на рынке рождается новый продакт ;) 

Успешный итог стажировки: получаете работу на позиции middle-продакта в Авито

Стажировка — это боевые учения. Вы будете решать реальные задачи, опираясь на помощь сильной команды и опытного наставника. Параллельно будете проходить обучение по ключевым для продакта компетенциям:  

А ещё у вас будет чёткий трек обучения и индивидуальный план развития.

Вернуться к оглавлению

7 плюсов стажировки и чем она лучше курсов для продактов

  1. Знания — вы получите доступ к внутренним учебным материалам Авито, которые составили ведущие эксперты компании на основе своего реального опыта. Когда работал в Авито, сам проходил такие курсы, чтобы подтянуть экспертизу, и скажу вам — они сильно выигрывают по сравнению с платными курсами для продактов, которые я проходил. Из этических соображений не буду их называть ;)

  2. Опыт — вы будете работать над реальными продуктовыми задачами и получите отличную возможность сразу применить полученные знания в бою. Это ещё одно выгодное отличие от платных курсов для продактов, потому что ни один кейс, даже из практики, не сравнится с решением реальной задачи.

  3. Вознаграждение — будете получать не только ценные знания и опыт, но и достойное вознаграждение. Зарплата зависит от уровня ваших скилов, но в любом случае находится в рамках рыночных предложений для продактов. 

    В отличие от курсов, за полученные знания и опыт платите не вы, а вам. Ну просто праздник какой-то, не правда ли? ;)

  4. Комьюнити и нетворкинг — у вас будет возможность познакомиться и подружиться с лучшими экспертами рынка и настоящими профи своего дела. Жизнь длинная — Земля круглая. Может, в будущем и стартап вместе запустите. 

    Кстати, недавно я запустил свой проект вместе с бывшим коллегой из Яндекса. Это сервис поиска развлечений для детей Kids-week.ru

  5. Возможность стажироваться удалённо из любого города мира. Или приходить в один из классных офисов Авито в Москве, Питере, Казани, Самаре и Ереване.

  6. Работа в компании мечты — успешные финалисты получают работу на позиции middle-продакта в Авито.

    80% участников прошлогоднего буткемпа получили работу.

  7. Карьерный трамплин — даже если по итогу стажировки вы не получите работу в Авито, ваши знания и опыт у вас уже не отнимут, и после обучения сможете найти работу продакта в другой компании.

Вернуться к оглавлению

Минусы стажировки

  • 18+ — чтобы попасть на стажировку, нужно немного подрасти ;)

  • Это full time, baby —вы точно не сможете совмещать стажировку с чем-то ещё, поскольку будете выполнять реальные задачи продакта и проходить обучение. Одно без другого невозможно. Только те, кто успешно прошёл обучение и показал отличные результаты в работе, получают место в штате.

  • Shit happens — это редкий кейс, но бывает, что успешный кандидат не получает места в штате, потому что банально нет ставки. Но даже в этом случае вы попадаете в кадровый резерв и можете получить рекомендации, чтобы устроиться в другую компанию. А рекомендация из Авито дорогого стоит.

Вернуться к оглавлению

Как попасть на стажировку

  1. Зарегистрироваться на платформе «Карьерного цеха» — это партнёр Авито. Лучше сделать это как можно скорее, чтобы выиграть больше времени на решение кейса.

  2. Решить кейс. 16 сентября его получат все участники, а если зарегистрируетесь после этой даты — кейс откроется сразу же. Но время на решение кейса ограничено, так что лучше не затягивать с регистрацией.

  3. Оценить решения других участников —вы не только решаете кейс сами, но и оцениваете кейсы 10 других участников. 

    Вас будут отбирать не только по тому, как вы решили свой кейс, но и по вашим оценкам кейсов других участников. Поэтому нужно оценивать честно: не завышая и не занижая оценки других. 

    А ещё оценки будет проверять ML-модель Авито, и поверьте, она работает как надо ;)

  4. Попасть в 150 лучших кандидатов — они перейдут на следующий этап, где их будут отбирать опытные продакты Авито.

  5. Пройти собеседование — из 150 участников нанимающие менеджеры отберут лучших и пригласят на собеседование сначала с рекрутером, а потом с руководителем и командой.

  6. Получить оффер и договориться о дате начала стажировки — дата выхода обсуждается с каждым кандидатом индивидуально.

Вернуться к оглавлению

Как успешно пройти стажировку и получить работу в штате: опыт Сергея Жирнова — продакта Авито, прошедшего стажировку

343301cd670c168020c06db4aca9ed69.jpgСергей Жирнов

Продакт Авито. До стажировки работал в компании r_keeper

Чем занимался во время буткемпа

На программу я попал через решение кейса на платформе «Карьерный Цех». 

В Авито работал в команде CRM — это внутреннее решение, которое используется для коммуникации со всей многомиллионной аудиторией Авито. С его помощью делают все рассылки и уведомления. 

Я отвечал за growth-направление: занимался разработкой и запуском маркетинговых механик, которые помогали растить основную метрику кампании — целевые контакты (сделки). 

Проще говоря, делал так, чтобы рассылки Авито приносили инкрементальный эффект: помогали генерировать новые сделки и эфективнее монетизировали другие продукты. 

Помимо этого, работал с продуктом SBC (seller to buyer communication) — это платная услуга для продавцов. Она позволяет делать рассылки по покупателям, которые заинтересовались их товарами. В этом продукте мы также запускали новые механики, повышали охваты и эффективность рассылок для покупателей. 

Чему научился во время стажировки

  • Работать со стейкхолдерами: нашими заказчиками были сотрудники из всех направлений Авито, так как отправлять коммуникации пользователям нужно практически всем командам. 

  • Выстраивать эффективную коммуникацию. Авито — очень большая компания с занятыми людьми. Чтобы быть услышанным и понятым, критически важно уметь лаконично и внятно доносить свои мысли. 

  • Структурировать информацию: в добавление к предыдущему пункту. Без последовательности и структурности мышления тут просто не выжить :) 

  • Презентовать результаты: работа продакта в Авито требует постоянно быть на виду, уметь держать в контексте как команду, так и внешних заказчиков. 

  • Декомпозировать, выбирать, сравнивать метрики, выделять наиболее важные и понимать, как с ними работать. 

  • Работать с А/B-тестами — во время буткемпа было действительно глубокое погружение. Я бы сказал, что с А/B вы будете «дружить» на уровне junior-аналитика.

  • Проводить исследования: освоил большинство популярных форматов исследований, а также «потрогал» множество инструментов для проведения качественных и количественных исследований.

  • Работать с данными: прокачал навык работы с SQL. Умение самостоятельно доставать «сырые» данные и работать с ними — очень ценный навык для большинства продактов.

Мой путь после буткемпа

После завершения программы в моей команде, к сожалению, не успели согласовать ставку, и я перешёл в команду Товаров, где и работаю сейчас. Я занимаюсь развитием направления «Строительство и ремонт» — одной из самых больших категорий в Товарах. 

Мы занимаемся углублением категорий и добавлением фильтров: это помогает покупателям и продавцам быстрее находить друг друга. Внедряем market-normal фичи — они позволяют нашей категории конкурировать с профильными магазинами.

Например, совместно с командой рекомендаций мы готовим ML-модель для сопутствующих товаров. Планируем, что она сможет подсказывать пользователям подходящие объявления, которые дополнят их поиски и покупки. 

7 лайфхаков, чтобы успешной пройти отбор

  1. Посмотрите разбор хороших работ предыдущих конкурсов, они есть на YouTube. Это поможет понять, как лучше структурировать и подавать информацию.

  2. Ознакомьтесь с базовыми навыками подачи информации в текстовом формате: в работе будет важна структурность, лаконичность и консистентность.

  3. Не сдавайте работу в последний момент: если есть возможность — закончите основу заранее, чтобы у вас было 2–3 дня на перечитывание, корректировку. Уверяю, вы найдёте много вещей для правок. 

  4. Посмотрите релевантные примеры собеседований, чтобы лучше понять формат. Ещё советую попробовать отвечать на вопросы интервьюера самостоятельно до того, как услышите реплику кандидата на видео.

  5. Потренируйтесь проходить интервью: это можно сделать с ментором или найти единомышленников в профильном чате. Даже если вы не найдёте эксперта, послушать фидбек со стороны — всё ещё очень ценно. Я собирал ребят в чате Карьерного Цеха, и мы собеседовали друг друга — было суперполезно. 

  6. На собеседовании вам предстоит рассказать о себе и решить продуктовый кейс. Чтобы хорошо подготовиться к собеседованию, рекомендую прочитать статьи:  
    — »13 вопросов для собеседования, на которые должен знать ответы каждый продакт»
    — »13 грехов продакта»
    — «Идеальное CV. На что обращают внимание рекрутеры?»

  7. Или вы можете обратиться к автору за карьерной консультацией в канале ProductNet. А ещё я планирую опубликовать серию статей с советами по прохождению кейсов. Так что подписывайтесь, чтобы не пропустить ;)

Вернуться к оглавлению

Напутствие

Ну и напоследок, решение стать продактом — это одно из лучших решений в моей жизни! Работая продактом в ведущих компаниях, я получил не только бесценные знания и опыт, но и:

  • Научился лучше управлять своей жизнью и финансами — в этом мне помогли навыки декомпозиции, приоритизации и построения traction-моделей.

  • Прокачал свой нетворкинг и получил возможность помогать людям трудоустраиваться в IT.

  • Получил навыки запуска IT-продуктов с нуля и запустил свой сервис для поиска детских событий Kids-week.ru вместе с бывшим коллегой из Яндекса. 

Так что мой опыт — яркий пример того, что работа продактом открывает новые возможности не только в карьере, но и в жизни!  

Поэтому не упускайте эту возможность! От всей души желаю вам успехов на этом непростом, но крайне интересном пути!

Удачи!  

Вернуться к оглавлению

© Habrahabr.ru