Как преподнести учащимся курсовой/дипломный проект или строим «башню» со второго этажа
Перед преподавателем стоит задача не только «начитать материал», но и заинтересовать учащихся. Личная заинтересованность, как правило, лучший двигатель и допинг, которые позволяют погрузиться в предмет, читать статьи и книги, а не только Википедию по диагонали, проходить дополнительные курсы и сдавать квалификационные экзамены.
Как «зажечь» интерес? Как подобрать материал и преподнести его, помочь увидеть перспективность исследуемой темы и востребованность знаний?
Курсовой/дипломный проект, на мой взгляд, сложнее в плане поддержания заинтересованности, по сравнению с освоением курса лекций, т.к. требует усилий. Выбирая тему студент, часто в силу разных причин, ориентируется на минимизацию усилий, воспринимая курсовую/диплом как «что-то ненужное/для галочки/неизбежное зло», а не на повышение своего уровня реальных знаний.
Преподаватель зажат, как минимум, между:
При этом список «хотелок» очень длинный: и чтобы было интересно+модно+современно, и темы не повторялись слишком часто, и практическая применимость результатов в народном хозяйстве и т.д.
Всё это учесть практически невозможно, приходится идти на некоторые уловки и компромиссы.
Ограничения существуют объективно, поэтому отталкиваться необходимо от них. Учитывая уровень подготовки учащихся (которые могут сильно колебаться в зависимости от специальности, курса, конкретной группы), учебную программу и сроки подготовки/сдачи, выбираем основную учебную задачу (схема и примеры далее). Это будущий второй этаж «башни».
Не логично начинать строить что-то со второго этажа, но это позволит сохранить наглядность изложения.
Достраиваем «башню» вниз. Когда важный этап выбора основной задачи выполнен, не сложно подобрать простые [под]задачи, которые составят первый этаж. Фундаментом, как можно догадаться, являются уже имеющиеся у студента знания.
Достраиваем «башню» вверх. Ключевой момент, после выбора задачи, построить [наглядную и не сильно притянутую за уши] проекцию учебной задачи на некую бизнес-функцию. Переход должен быть органичным и понятным и для аудитории и для самого преподавателя. Здесь помогут, прежде всего, практический опыт применения знаний в работе и кругозор. Под это отдадим весь третий этаж «башни». Четвертый этаж можно назвать научно-популярным, здесь будет обобщение отдельной бизнес-функции до крупной бизнес-задачи, где необходимо показать развитие и масштабирование, переход от частного решения к чему-то большому. Пятый этаж ещё более популярный и описательный, его особенность — привязка построенной на предыдущем этапе бизнес-задачи к реальным событиям/компаниям, которые [скорее всего] используют схожие бизнес-задачи. Функция этого уровня — якорь, «приземляющий» бизнес-задачу, демонстрирующий её реальную востребованность и, что не менее важно, успешность.
Отмечу, что верхняя часть «башни» — четвертый и пятый этажи — удобно использовать как вводную сразу для серии задач за счет проекций.
Презентация тем курсовых/дипломных проектов идет по «башне» сверху вниз. Для краткости сразу смотрим на таблицу:
Внимание аудитории концентрируется на первом и пятом этажах «башни». Поэтому необходимо подчеркнуть, что изюминка в решении формализованной задачи, которое превращает набор простых задачи в комплекс и пробуждает синергетический эффект. Это, фактически, обратный прыжок с первого этажа «башни» на второй.
В примерах несколько презентаций, очень кратко, т.к. их цель, прежде всего, наглядная демонстрация метода. Не сложно сделать обратный переход и восстановить порядок построение презентации с постановки основной задачи (второго этажа).
Конструктивные предложения и критика приветствуются.
Попробуйте построить такую «башню» по вашей курсовой/диплому, могла бы такая презентация вас лучше мотивировать?
Как «зажечь» интерес? Как подобрать материал и преподнести его, помочь увидеть перспективность исследуемой темы и востребованность знаний?
Курсовой/дипломный проект, на мой взгляд, сложнее в плане поддержания заинтересованности, по сравнению с освоением курса лекций, т.к. требует усилий. Выбирая тему студент, часто в силу разных причин, ориентируется на минимизацию усилий, воспринимая курсовую/диплом как «что-то ненужное/для галочки/неизбежное зло», а не на повышение своего уровня реальных знаний.
Противоречия
Преподаватель зажат, как минимум, между:
- оставаться в рамках учебной программы;
- знания и подготовка учащегося и преподавателя (да, именно обоих) должны быть достаточными;
- ограничение времени.
При этом список «хотелок» очень длинный: и чтобы было интересно+модно+современно, и темы не повторялись слишком часто, и практическая применимость результатов в народном хозяйстве и т.д.
Всё это учесть практически невозможно, приходится идти на некоторые уловки и компромиссы.
Подготовка или от ограничений к бантикам
Ограничения существуют объективно, поэтому отталкиваться необходимо от них. Учитывая уровень подготовки учащихся (которые могут сильно колебаться в зависимости от специальности, курса, конкретной группы), учебную программу и сроки подготовки/сдачи, выбираем основную учебную задачу (схема и примеры далее). Это будущий второй этаж «башни».
Не логично начинать строить что-то со второго этажа, но это позволит сохранить наглядность изложения.
Достраиваем «башню» вниз. Когда важный этап выбора основной задачи выполнен, не сложно подобрать простые [под]задачи, которые составят первый этаж. Фундаментом, как можно догадаться, являются уже имеющиеся у студента знания.
Достраиваем «башню» вверх. Ключевой момент, после выбора задачи, построить [наглядную и не сильно притянутую за уши] проекцию учебной задачи на некую бизнес-функцию. Переход должен быть органичным и понятным и для аудитории и для самого преподавателя. Здесь помогут, прежде всего, практический опыт применения знаний в работе и кругозор. Под это отдадим весь третий этаж «башни». Четвертый этаж можно назвать научно-популярным, здесь будет обобщение отдельной бизнес-функции до крупной бизнес-задачи, где необходимо показать развитие и масштабирование, переход от частного решения к чему-то большому. Пятый этаж ещё более популярный и описательный, его особенность — привязка построенной на предыдущем этапе бизнес-задачи к реальным событиям/компаниям, которые [скорее всего] используют схожие бизнес-задачи. Функция этого уровня — якорь, «приземляющий» бизнес-задачу, демонстрирующий её реальную востребованность и, что не менее важно, успешность.
Отмечу, что верхняя часть «башни» — четвертый и пятый этажи — удобно использовать как вводную сразу для серии задач за счет проекций.
Получаем «башню»:
5 | Подборка актуальных компаний, которые [скорее всего] используют схожие бизнес-задачи |
4 | Обобщение отдельной бизнес-функции до крупной бизнес-задачи |
3 | Проекция на бизнес-функцию |
2 | Основная учебная задача |
1 | Набор простых задач |
0 фундамент |
[предполагаемые] знания учащегося |
Презентация или от бизнес-горизонта к математике
Презентация тем курсовых/дипломных проектов идет по «башне» сверху вниз. Для краткости сразу смотрим на таблицу:
5 | Бизнес-задача с примерами востребованности на рынке |
4 | Декомпозиция бизнес-задачи, она разбивается на отдельные простые бизнес-функции, как правило доступные одному специалисту/разработчику |
3 | Формализация [с необходимым упрощением] бизнес-функции как переход к учебному/изучаемому материалу |
2 | Получение формализованной задачи (и ограничений для неё) |
1 | Декомпозиция задачи в набор простых [под]задач |
Внимание аудитории концентрируется на первом и пятом этажах «башни». Поэтому необходимо подчеркнуть, что изюминка в решении формализованной задачи, которое превращает набор простых задачи в комплекс и пробуждает синергетический эффект. Это, фактически, обратный прыжок с первого этажа «башни» на второй.
В рамках презентации желательно добиться эффекта, чтобы учебная задача воспринималась как линза, преломляющая уже имеющиеся знания, направленные простыми задачами, в бизнес-приложения. Построить такую линзу — вот что такое предлагаемый проект!
Примеры
В примерах несколько презентаций, очень кратко, т.к. их цель, прежде всего, наглядная демонстрация метода. Не сложно сделать обратный переход и восстановить порядок построение презентации с постановки основной задачи (второго этажа).
администрирование — BGP Anycast
5 | На рынке востребована услуга защиты/мониторинга/очистки DNS-трафика. Примером этому [не сочтите за рекламу] могут быть такие известные сервисы как Яндекс.DNS, SkyDNS, Rejector.ru |
4 | Мониторинг необходимо осуществлять «на лету», используя различные системы фильтрации — пользовательские списки, собственные списки и классификации, выявлять аномальную активность (dns-tunneling, перебор имен в поисках C&C-серверов). |
3 | Для обеспечения отказоустойчивости системы и высокой скорости работы, необходимо сделать систему распределенной, но так, чтобы скрыть детали реализации от пользователей |
2 | BGP Anycast |
оптимизация — DNS
5 | На рынке востребована услуга защиты/мониторинга/очистки DNS-трафика. Примером этому [не сочтите за рекламу] могут быть такие известные сервисы как Яндекс.DNS, SkyDNS, Rejector.ru |
4 | Мониторинг необходимо осуществлять «на лету», используя различные системы фильтрации — пользовательские списки, собственные списки и классификации, выявлять аномальную активность (dns-tunneling, перебор имен в поисках C&C-серверов). |
3 | Составить всеобъемлющие black/white списки невозможно, необходимы эвристические методы. Например, комбинация нескольких простых методов, при том что каждый из них по отдельности не дает надежного ответа. |
2 | Для характеристик доменов (дата создания, владелец, схожесть с доменом из белых списков и т.д.) необходимо ввести метрики/признаки и весовые коэффициенты, которые влияют на интегральную оценку домена. Весовые коэффициенты надо выбрать чтобы…, а это уже оптимизационная задача |
программирование — антивирусы
5 | Вопросы антивирусной защиты не теряют актуальности, борьба щита и меча не прекращается ни на час. Примером этому [не сочтите за рекламу] могут быть такие известные компании как DrWeb, Kaspersy и т.д. их вирлабы работают в круглосуточном режиме. |
4 | В вирлабы ежедневно поступают сотни тысяч образцов, значительную часть из которых составляют скрипты. Для ручного анализа всех образцов заведомо не хватит ресурсов, необходима автоматизация. |
3 | Обфускация один из самых распространенных методов. Хорошо бы ещё до анализа разделить поток поступающих скриптов на некоторые группы/классы, чтобы [попытаться] распространить вывод о вредоносности одного файла из группы на всю группу. |
2 | Абстрактное синтаксическое дерево. Построение и сравнение. |
Вместо заключения
Конструктивные предложения и критика приветствуются.
Попробуйте построить такую «башню» по вашей курсовой/диплому, могла бы такая презентация вас лучше мотивировать?
Комментарии (1)
6 октября 2016 в 05:35 (комментарий был изменён)
+1↑
↓
Это так правильно и мило. Было бы это ещё и правдой.
Рассказывает преподаватель, собрала девочка манипулятор — руку. Описала графиками и табличками её полезность, обозначила где применять, цель и для кого. Но главное собрала, запрограммировала и всё работает. Еле выпросила тройку на дипломе.
Другая с моего потока, на cms натянула дизайн созданного в редакторе, модулями статейник и форум. Заполнила текстом. Оценка отлично. Таких примеров очень много, просто привел со своего потока АСУ.
Вывод. В дипломе главное оформить его по правилам, нравиться и быть понятным для преподавателей и побольше подписей от всяких заводов и организаций. Это плохо, но уж как есть…