Как править мозги Mercedes, если играться с программируемыми калькуляторами уже надоело

osbldrcz-kmuarbjifoabsq69ky.jpeg

Всем доброго времени суток! Многие из нас, айтишников, являются обладателями того или иного автомобиля — ведь работа в айтишке это слава, богатство и любовь женщин. В своей статье я хотел бы рассказать и показать, как технологии помогают в решении проблем с нашими тачками. Если вы пока джун и серфите с мобилки в метро, то осторожно, очень много скриншотов и фоток.

Так сложилось, что я являюсь поклонником автомобилей Mercedes, 10 лет езжу на них и столько же занимаюсь их диагностикой и ремонтом. Сейчас уже можно спуститься в комментарии и написать едкий пассаж. Если вы, конечно же, не обладатель BMW.

Однако шутки в сторону, друзья. Дальше будет информативно и без подколов — ну, почти. Поэтому если вы уже успели настроиться на их сплошной поток — пардоньте, несколько вас разочарую.

Близкое знакомство с начинкой моего железного коня случилось у меня весьма рандомно. Когда у меня появился первый старенький Мерседес, мне никто не мог помочь с его ремонтом по электронике. А если нет помощи со стороны, тогда что? Правильно, было решено заниматься всем самому.

Пару лет назад я приобрел дилерский сканер Star Diagnosis Part D3, и тут жизнь заиграла новыми красками. Началось познание блоков управления, такой себе курс молодого бойца по кодированию и программированию, которому вас не научат в Skillbox. Подопытным стал мой W220 S320. Здесь, пожалуй, полезно будет добавить, что несмотря на не самый свежий год выпуска — 1999, внутри спрятано около 40 блоков управления и ~ 700 датчиков. Немцы.

В этом посте я сделаю обзор своего оборудования, софта и покажу пример практического использования всего этого добра. Пристегивайтесь, поехали!


Дилерский диагностический комплекс MB Star Diagnosis (D3, C4)

Практический каждый владелец Мерседеса знает, что такое «старуха», и мечтает иметь в своем городе хорошего мастера, который профессионально управляется с ним на любом кузове. У дилеров данное оборудование, понятное дело, есть, но старыми машинами они уже не занимаются от слова совсем, а знания гаражных мастеров посредственные, цены на диагностику и устранение неисправности — космос.

Решающий аргумент в пользу этого комплекса — поддержка online SCN-кодирования. Всем остальным в 2020 году Mercedes по доброте души заблокировал online, а offline на новых машинах не работает.

Итак, мой диагностический набор N1: Star Diagnosis Part D3 original.

6ngzuq3sapj_lw8e6y8ny3a7uww.jpeg

Этот прибор поддерживает максимальную версию софта 2014 года. Он отлично справляется с любыми машинами, выпущенными до 2014 года. Использую его для всех старых машин, начиная с 1993 года выпуска (ЭБУ PMS, HFM).

Имеется комплект шнуров для подключения по OBD2, кругляк 38 pin и тюльпаны. Софт разворачивается на старом ноутбуке Dell Latitude D630 на SSD 240Gb под дремучей Windows XP. В софт входит Xentry, Das, HHTWin, StarFinder, WIS/ASRA, EPC, Vediamo 4.

f0zxekblvy3hwnftv79p-fvquq0.jpeg

rawqpd9iljfa0s0xmnzine5pgpo.jpeg

Следующим был куплен сканер Star Diagnosis C4, он используется для самых новых автомобилей. Это уже не оригинал, а китайский клон, но доработанный по элементной базе и прошивке до оригинала. Софт 2020 года, поддержка всех свежайших автомобилей, но нельзя работать со старыми. Например, на моем W220 не понимает кодировок ЭБУ, а отсутствие HHTWin заставляет вообще забыть о кузовах W124, W202, W210, W140 и т.д.

9m8f22jstwvqk3-oxgzsbj3hxqa.jpeg

Софт развернут на Lenovo Thinkpad X220 на SSD 480Gb, под Windows 7 Pro X64. Шнурок только под OBD2, другой тут не требуется.

lo7ku8yrgtf4x_huvlrgoilpy2i.jpeg

На этом с hardware всё, рассмотрим используемый софт.


Xentry

Xentry — самый свежий софт для работы с Мерседесами и не только. После запуска ПО предлагается выбрать марку автомобиля. Это не мультимарочный сканер, поэтому помимо Мерседеса в списке есть лишь те, с которыми Мерседес так или иначе сотрудничал.

px68x2jwy-ajvjxe3r9xrti0vkc.png

После выбора марки авто переходим к уточнению кузова автомобиля.

qdl5qy3zewn63dqjl--vfrphfoq.png

Как видно на скриншоте, здесь есть поиск сразу по VIN-коду, а также ручной выбор кузова, причем доступны все легковые, грузовые, автобусы, спецтехника.

Когда машина будет выбрана, мультиплексор начнет опрашивать Gateway для сверки VIN-кода и комплектации автомобиля. Если всё проходит успешно, устанавливается связь со всеми блоками управления. Недавно у меня был на диагностике GLK300. Ниже я покажу, как выглядят результаты короткого теста:

chqsjbfcvfua70mpp55vw9jyqlm.png

Дальше можно зайти в каждый блок и выполнить подробные проверки, активации, кодирование.

Xentry работает с автомобилями старше 2008 года. Если машина старее, ПО автоматом запускает DAS или HHTWin, о них я расскажу ниже.


DAS (Diagnosis ASsistent)

DAS — более старый ассистент, используется для авто 2000–2008 года. Все тоже самое по аналогии с Xentry, но старый интерфейс. DAS более понятен и не перегружен опциями, в отличии от Xentry. Но это мое имхо.

2qakcghq3qmi8gyxjuuqxxj2tv4.jpeg

xthpmeuzpognfngq4eyntfkklog.jpeg

Также выполняется диагностика всех блоков управления, кодирование, активации, сброс адаптаций, а также просмотр всех действительных значений в режиме реального времени.


Примеры:

W220 S320 Long, разбираюсь с АКПП:

mffbu1gite1fcjgj_t_izhi-ohs.jpeg

W203 C230 Kompressor, просмотр версии блока управления АКПП для дальнейшего включения скрытого режима Agility:

jgovjj9kum2twif35dql14dlo40.jpeg

W203 C230 Kompressor: кодирование приборной панели, отключение лимита скорости в 120 км/ч, отключение зуммера ремня, включение информации остатка бензина в литрах:

agvhqoz4ktpzh_ohrpumeg5rcte.jpeg

Кодирования в блоках производится в инженерном меню, где все доступные опции на немецком техническом языке с аббревиатурами Daimler.


HHT (Hand Held Tester)

Самый старый диагностический софт HHTWin для машин с 1993 года по 2000 год. Интерфейс примитивный, но для старых автомобилей его более чем достаточно. Также можно посмотреть действительные значения параметров, сбросить адаптации и закодировать ЭБУ.

Кодирование HFM на авто W202 C36 AMG:

dku43id1hcq4bior4yzhv1eh6wi.jpeg

prspam4lvxqiidwrakqc61qtlbw.jpeg

exyxp5udnvncqss1plqyn5dekxq.jpeg

Кодировка блока была заменена с 000051131 (Euro0) на 000051139 (Euro1).
Особо рассказывать про HHTWin больше нечего. Можно лишь добавить, что владельцев старых подключений и соображающих в HHTWin все меньше и меньше. При этом даже старый Мерседес требует того же сброса адаптаций смеси и обучения дроссельной заслонки после замены ДМРВ.


Vediamo

Vediamo (в народе «ведьма») — это инженерный софт для работы с блоками управления напрямую, без учета VIN-кода автомобиля и минуя Gateway. Vediamo — самая загадочная программа для диагностов, она имеет схожесть с инженерным меню в DAS, позволяет делать огромное количество манипуляций с блоками, но мало кто знает как. В общем, название свое оправдывает.

wlsdvja5oo1ticgh3iisvjianpa.jpeg

vtnwsxh67kq0sdjyoysntr6qnos.jpeg

Интерфейс здесь тоже «инженерный», подробнее я рассмотрю работу с ней в практическом разделе. Да, тут будет ещё и практический раздел, как я обещал во вступлении.

Vediamo имеет базу .cbf файлов — для чтения блоков, и .cff файлов — для флеширования блоков.

Пора перейти к вспомогательному софту, без которого тоже тяжко жить.


StarFinder

Программа позволяет находить электрические схемы на то или иное оборудование в Мерседесе. Схемы подробные с легендой, а также с расположением блока. Программа работает в браузере. Например, я выберу W220, потом электрическую группу элементов и выберу передний левый блок SAM. Открою схему подключения блока к другим элементам и посмотрю его расположение.

qgc75dcwiqaqcx84zhocptbjp-w.jpeg

_2ak_3wugxo-kyoqi0hhy5bono4.jpeg

s7mbya3rf9h6q20rdj9ryc7v6-a.jpeg

oh69hocn6fhxqklyqaon1ee46v8.jpeg

0c7jr3c5bxfvaq6zgcbmgrlo-uu.jpeg

Без схем порой нереально разобраться с неисправностью автомобиля, и Starfinder здесь очень выручает.


WIS/ASRA

WIS/ASRA — мощнейший софт для автосервисов, здесь есть абсолютно вся информация в технических документах. Диагностика, снятие, установка, нормы безопасности, электрические схемы, ремонт, расчет выполненных работ по норма-часам и прочее.

Вписываем VIN и начинается магия поиска, которая Яндексу и не снилась. У автослесарей существует поговорка «в WISе есть всё, а если нет, значит ты не знаешь, где искать».

nm_6hxwelvsynmnvb3wa4fv6r3c.jpeg

0585nnf4ydyp9veknwwzcbk0pnu.jpeg

rwsausnbpgs47n5scca1wrlsbhc.jpeg

kbkdr3xawy0-ltdq1anbtgdinpe.jpeg

s8w4f0hjdezur_it3hazqqjwgp4.jpeg

ifqmpmuhtejj6jupntry2i8ktlk.jpeg

3kxqhyzrt20y3eseo4jxzbfeff0.jpeg

rho9f5jdg1v6bdursuf2v5cgq-4.jpeg


EPC

EPC — программа для поиска запчастей автомобилей Мерседес. Выборка по VIN-коду, поиск по номеру детали, иллюстрации компонентов, сноски на кодировки эбу.

qzydjql6tvrhb-1ulzimyzidici.jpeg

os5-weusbftyqau2zfagiu6xbx8.jpeg

ypocxjqnhhwrhflwntt_kesow6g.jpeg

uzmyhtja3pc_kab66xwgis378dc.jpeg

С EPC можно с уверенностью сказать, какие номера деталей ставились на данный авто, а какие ему не подходят.


А теперь практика!


W220 — привязка нового блока управления двигателем ME2.0

Пришло время для практической задачи. Существуют системы санкционированного доступа FBS3, FBS4.

Задача: автомобиль W220 S320 Long с вышедшем из строя блоком управления двигателем ME2.0. После покупки другого блока проведена процедура Renew с помощью программатора, блок управления стал «новым». Необходимо выполнить привязку моторного блока с помощью Star Diagnosis к ключу и замку зажигания FBS3.

3mcxhpv4vyojjgxd9xtxckgegty.jpeg

Подключается ЭБУ и замок к машине, вставляется ключ и включается зажигание. Так как блок обнуленный, двигатель он не заведет, будет раскручивать вентилятор охлаждения двигателя на 100%. Фишку с вентилятора необходимо сдернуть, иначе есть большой шанс высадить аккумулятор и просадками превратить блок или ключ в кирпичи.

txw3hzagluqelvksmrd9pskn9_e.jpeg

as0f7nyau1e8c8eolwzasurpaky.jpeg

Далее подключается Star Diagnosis, выбирается авто, проводится короткий тест всех блоков и переход в блок управления двигателем.

q7mhurykvbae8lq47ymtnfr9-qg.png

3yaooh9l2bcbyyouqw_yoau3-ku.jpeg

mubnlzdegee_bovuemhy1ewh19m.jpeg

rwajuzsn48shdguj_ufvaun7z38.jpeg

Ввод в эксплуатацию — это есть не что иное, как привязка блока. Дальше DAS предлагает интерактивные шаги.

xqn0s877yybfzadefrt_lgeyt08.jpeg

По F2 запускаем процесс и вводим VIN от автомобиля:

ijhevoxj5gabsqj21sofl_btm5q.jpeg

p6xj1ijob1gkbw74c_ej1_shtlk.jpeg

На выбор предлагаются 4 кодировки: EURO3 + дистроник, EURO3, кодировка стран третьего мира + дистроник, кодировка стран третьего мира. Я выбираю последнюю, так как дистроника нет, страны третьего мира нужны для исключения из смеси задних кислородных датчиков, так называемое «недоEURO2».

Дальше провожу инициализацию FBS3.

3rr2dll1k_astlwqb0i3crvyyn4.jpeg

cc7slssdanzr61xbfvkl8zza7vy.jpeg

Сбрасываю адаптации в ноль.

_5iqgexsbwwddpzpkd0w36w0nto.jpeg

Следующий шаг — выполнение жесткой привязки и блокировки ЭБУ.

yap3ywqkt_cxk5nj-w27cxjnsxy.jpeg

sxlazyqz7mpbnrdmsyvswgpnjhi.jpeg

cok2x3uqetniicmj5blhz85jsd8.jpeg

И Финиш. Теперь автомобиль можно заводить. Получился комплект запуска для W220 из ключа, замка и моторного блока.

c4tsg2t3xue5ijqll5j0intv360.jpeg

Но в ЭБУ будут всегда присутствовать ошибки по подогреву задних кислородных датчиков и продувке катализаторов, потому что кодировка третьих стран не исключает их из диагностики. Вот тут мне поможет Vediamo.

Для запуска Vediamo необходимо закрыть DAS. Выбираю из списка .cfb файлов ME2.0, подключаюсь к блоку.

ohe2lu6ekvv3yergrg6bomotos8.jpeg

Далее запускаю функцию для разрешения записи в блок. Теперь можно переходить в вариантное кодирование.

3ods98tmdstvs25uwzxpjefvgjq.jpeg

s9fc8zy6a0urlnil9m-ltducrt8.jpeg

В ручном кодировании меняю определенный байт на определенное значение и записываю результат в блок. Увы, конкретный пример здесь не покажу, ибо замена одной циферки стоит 5000 руб, и данное знание было мною получено не бесплатно от заграничных спецов.

Контрольной суммы в ME2.0 нет, поэтому считать не придется. На этом финиш.

Диагностика подогрева задних кислородных датчиков и продувки катализаторов больше беспокоить не будет.


В качестве заключения

Аплодирую стоя тем, кто дочитал мой пост до конца. Статья зайдет далеко не всем, но может найдутся люди, кому это будет интересно. Помидоры кидайте в комментарии, за сим откланиваюсь.

Готов писать ещё, если пост найдет отклик у аудитории Хабра.

© Habrahabr.ru