Как правильно верстать в 2022 году. Часть 1

4e01b9b6aff59a3b40080fa7f1fe2f59

Вступление

Меня зовут Николай и я Frontend-разработчик. Хочу рассказать о самых распространённых ошибках в вёрстке современных проектов.

Дело в том, что лишь малая часть современных фронтендеров обращает внимание на работу с HTML и CSS, предпочитая готовые решения, вроде UI-библиотек и систем сеток. Но эти решения неидеальные и приходится дописывать обёртки вокруг них, видоизменять код, переписывать стили и совершать прочие действия для соответствия требованиям проекта. Тут-то и начинаются проблемы: вёрстка местами становится избыточной, стили переназначются через important и с каждым релизом проект всё сложней поддерживать. Я уже не говорю об удобстве использования и доступности. Об этом думают вообще в последнюю очередь.

В этой статье я расскажу лишь о небольшой части проблем, которые можно достаточно быстро решить, не прибегая к радикальному переписыванию больших частей проекта.

Содержание

Используйте правильные теги.

Как правильно вкладывать теги друг в друга.

Работа с медиаконтентом.

Пишем таблицы на HTML правильно.

a или button? Работа с интерактивными элементами и как выбрать правильный тег.

Различный теги для медиа-контента.

Прекратите писать велосипеды! Как мы можем стилизовать дефолтные HTML-элементы.

Пишем доступные формы.

Избыточная вёрстка. Как облегчить разметку.

Современные фишки HTML и CSS способные облегчить нам жизнь.

Экспериментальные технологии, входящие в стандарт.

Используйте правильные теги

Исторически так сложилось, что HTML служит для описания документов. То есть язык гипертекстовой разметки был придуман для обмена документами (в основном научного характера) и не предназначался для построения сложных веб-приложений и сайтов. Благодаря развитию стандарта стало полегче, но большинство современных разработчиков всё ещё предпочитают

в качестве главного тега и засовывают в него любой контент, вплоть до изображений (через background-image). И я прекрасно их понимаю,
 — очень удобный тег: у него нет встроенных стилей, его можно вкалывать в другие дивы. Чем не кандидат на лучший тег. Но при таком использовании тегов мы теряем главные преимущества HTML:

  • семантику — чёткую структууа контента, где каждый тег говорит о том, зачем он здесь и что ожидается внутри;

  • доступность — HTML может рендериться не только браузером, но и другими инструментами, вроде скрин-ридеров, роботов-поисковиков и т.д. И в наших силах упростить для них парсинг страниц.

Про какие теги нам следует стоит помнить?

Структурные теги документа

Почти любой сайт или приложение можно разбить на 3 большие части:

,
и 
. Сейчас это стало неким стандартом в дизайне. Некоторые части приложения повторяются от страницы к странице, и мы можем выделить их в отдельные части (шапку и подвал).

Шапка — это контент вверху страницы. Там обычно размещается логотип, навигационное меню и другие элементы, которые должны быть доступны пользователю с любой страницы. Тег

не обязательно один на странице, он может озаглавливать любую независимую часть (например, быть частью модального окна).

Подвал — нижняя часть сайта, где обычно дублируется навигация и располагаются контакты компании. Также, как и шапка,

может быть не один и использоваться для других независимых частей, помимо страницы.

Тег

обычно обозначает место для основного контента, который не повторяется от страницы к странице.

Плохо


	
...
...

Хорошо


	
...
...
...

Помимо трёх базовых семантических тегов существует ряд других. Разберём их ниже.

Это независимый блок на странице, который без внешнего контекста может существовать в рамках других сайтов и сервисов. Это может быть статья в блоге, твит, виджет VK, коментарий к публикации и т.д. Желательно, чтобы у этого блока был заголовок.

Неотделяемая от основного контента секция на странице. Например, это может быть блок на лендинге. Чаще всего имеет заголовок.