Как поставить цель на обучение, чтобы дойти до конца
Хабр, привет! Меня зовут Ольга Манкевич, я продуктовый исследователь в Яндекс Практикуме. Недавно мы завершили большое исследование — взяли 30+ глубинных интервью как у успешных выпускников, получивших офферы, так и тех, кто ушёл с курсов, не доучившись.
Начну со спойлера: одно из важнейших отличий в группах — это наличие чёткой цели. В этом тексте я расскажу, зачем нужна цель в обучении, как поставить её по методам SMART и GROW и можно ли менять её в процессе (ещё один спойлер: конечно!).
Что говорят студенты
В группе выпускников, дошедших до трудоустройства, ребята более чётко поставили цель в начале обучения. При необходимости сверялись с ней. А вот многие из тех, кто не дошёл до конца, цель не ставили. Конечно, это не единственная причина, но связь точно прослеживается.
Одним из вопросов на интервью с первой группой был такой: «Как вам кажется, ключевой фактор вашего успешного завершения обучения — это …?». Вот какие ответы мы услышали.
«Внутренняя мотивация и цель. Никто не поможет, если человек не хочет»
«Была цель, я к ней шёл»
«Мотивация идти до конца, цель получить сертификат. Сменить профессию»
«Мотивация (личная — была чёткая цель). Плюс удобная платформа»
«Желание получить классный оффер»
Результаты интервью мы провалидировали также в количественном опросе — связь между постановкой цели и вероятностью доучиться до конца действительно сильная.
Цель помогает преодолевать сложности и трудности, которые возникают по ходу обучения. Это касается не только IT-обучения. Чётко сформулированная и понятная цель — это половина успеха в любом деле.
А с формулировкой помогут готовые методики SMART и GROW.
Ставим цель по SMART
Постановка цели по SMART включает пять критериев.
Конкретность (S — specific). Цель должна быть сформулирована так, чтобы вы всегда понимали её одинаково, то есть подразумевать один конкретный результат.
Пример: «получить оффер на джуниорскую позицию Python-разработчика в течение шести месяцев после завершения обучения» — это конкретная цель, которую можно интерпретировать только одним образом.
Измеримость (M — measurable). Главный критерий выполнения цели лучше выразить в цифрах. Это что-то вроде личного KPI — конкретного числа или процентного соотношения.
Пример: «пройти один курс и добавить в портфолио восемь проектов» — с такой формулировкой вы поймёте, точно ли достигли результата, на который рассчитывали.
Достижимость (A — achievable). Цель и сроки её достижения должны быть реалистичными.
Пример: «найти работу за три месяца после обучения» — достижимая цель. А «устроиться мидл-разработчиком после одного курса и не имея опыта» — уже не очень.
Значимость (R — relevant). Цель должна соответствовать вашим желаниям и потребностям. Фокусируйтесь на результате, которого вам действительно хочется достичь.
Пример: «освоить новую профессию» — хорошая цель, если вы стремитесь сменить работу. А если хотите просто больше зарабатывать, то, возможно, корректнее будет такая формулировка: «моя цель — получить навыки, с которыми я смогу пойти на повышение и получить прибавку к зарплате».
Ограниченность во времени (T — time-bound). Поставьте себе дедлайн для достижения цели. Старайтесь придерживаться золотой середины — за короткие сроки трудно чего-то достичь, а за слишком длинные цель может потерять актуальность.
Пример: «освоить профессию аналитика данных и получить диплом через восемь месяцев» это хорошая цель, если курс идёт полгода (два месяца — на непредвиденные ситуации).
Пример цели, сформулированной по SMART: «За следующие 12 месяцев освоить профессию «Python-разработчик» и приступить к поиску работы с резюме и портфолио, в котором будет 13 проектов».
Ставим цель по GROW
GROW — популярная методика, разработанная в международной консалтинговой компании McKinsey. Если SMART годится и для командных целей, то GROW больше применим в формулировке целей для себя.
Первый этап: Goal — чего вы хотите?
Чтобы сформулировать ответ, задайте себе несколько вопросов.
Чего я хочу?
Как я пойму, что достиг (ла) цели? По каким критериям оценю результат?
Почему эта цель важна для меня?
Как достижение цели повлияет на мою жизнь? Что произойдёт, когда я достигну результата?
Второй этап: Reality — где вы сейчас?
На этом этапе вам нужно зафиксировать точку, в которой вы находитесь.
Что сейчас происходит с моей карьерой и жизнью?
Что меня расстраивает или не устраивает в текущей ситуации?
Как происходящее влияет на другие сферы моей жизни?
Какие барьеры мешают изменить ситуацию? Что не даёт мне достичь цели уже сейчас?
Что я уже сделал (а) и делаю для решения этого вопроса?
Какие ресурсы (время, деньги и так далее) для достижения цели у меня есть, а какие нужно найти?
Третий этап: Options — что с этим можно сделать?
На этом этапе вам нужно изучить возможные варианты действий, например, в формате мозгового штурма. Если цель связана с обучением, то в анализ стоит включить все рассматриваемые форматы и подходы, конкретные курсы и программы. Лучше добавить в список максимальное количество вариантов, так как отсев ещё будет позже.
Что можно сделать для изменения ситуации?
А ещё?
А что можно было бы сделать, имея все ресурсы?
Кто и что могло бы помочь мне в выборе?
Хватает ли мне информации для выбора? Если нет, где я могу её найти?
Какой из вариантов мне нравится больше всех?
Какие варианты я могу себе позволить?
Четвёртый этап: Will — что вы сделаете?
На заключительном этапе вы составляете конкретный план действий и продумываете первый шаг. Слово will подразумевает не только план на будущее, но и волю, желание, твёрдое намерение это сделать. То есть первые шаги должны полностью в вас отзываться и стать продолжением фразы «Я хочу …», а не «Я должен», «Я должна» или «Мне нужно».
Что я буду делать?
Что я хочу делать?
Как я буду это делать?
Каким будет мой первый шаг?
Когда я его сделаю?
Есть ли что-то, что необходимо учесть или сделать перед этим?
Достигну ли я цели, сделав это?
Какая поддержка мне нужна?
Какие препятствия могут мне встретиться?
Кто и что могло бы помочь мне в достижении цели?
Пример цели, сформулированной по GROW: «Я хочу получить новую профессию и стать инженером по тестированию. Для этого я окончу курсы, выполню все учебные проекты и начну поиск вакансий на позицию стажёра или джуниор-специалиста».
Как ставить цель, используя SMART и GROW
Методы могут дополнять друг друга. Чтобы использовать их для постановки цели, следуйте алгоритму.
Определитесь, чего хотите. Сменить профессию? Или развиваться в текущей области? А может, перейти в смежную сферу? Проведите небольшое исследование, оцените преимущества и недостатки каждого варианта, проанализируйте, почему и зачем вам это надо. Найдите проблемные места и точки роста. Изучите возможности и рынок: что и где можно учить, как будет происходить обучение.
Сформулируйте цель так, чтобы она соответствовала критериям по SMART и отвечала всем вопросам по GROW.
Зафиксируйте цель, чтобы, если что, быстро к ней вернуться и получить заряд мотивации.
Установите сроки достижения цели и промежуточные точки для сверки. Так вы сможете отслеживать прогресс и вносить изменения при необходимости.
Какие ошибки совершают люди при постановке целей
Завышают ожидания без учёта реального количества ресурсов. Пример: выбрали формат обучения буткемп (курс короче, но интенсивнее), но не учли, что можете уделять учёбе не больше 15 часов в неделю.
Не соотносят цель с программой обучения. Пример: выбрали программу «Python-разработчик», хотя цель — «стать фулстек-разработчиком».
Ставят некорректные сроки. Пример: заложили на обучение и поиск работы столько времени, сколько длится курс. Цель достижимая, но слишком амбициозная — сроки лучше сразу подвинуть.
Не учли мотивацию. Пример: поставили цель исходя из внешних факторов, а не внутреннего желания. Зачем становиться разработчиком, если хочется пойти в дизайн, маркетинг или искусство?
Не управляли целью в процессе. Пример: не учли новые и внезапные обстоятельства — в итоге не взяли паузу в обучении, накопили долги по курсу и отстали от группы.
Зачем сверяться с целью во время обучения
Не забывайте делать небольшие остановки и сверяться с целью. Отмечайте, в том ли направлении вы идёте, приближаетесь ли к цели и точно ли она актуальна. Чтобы проверить актуальность, пройдите снова по этапам SMART и GROW и зафиксируйте изменения, если они появились.
Бывает и такое, что тот результат, который вы представляли раньше, уже совсем вам не нужен. Значит, надо начать сначала и двигаться уже к новой цели: совсем другим навыкам или профессии мечты. Так бывает, это нормально.
Вот что говорили бывшие студенты, которые отказались от изначальной цели.
«Ошибся с «питоном». Понял, что интересен геймдев»
«Понял, что не смогу заниматься этим многие годы. Работа сожрёт всё моё время, все ресурсы и мозги ещё попросит… Решил выбрать другую профессию»
Не менее важно, что говорят те, кто уверенно идёт к результату или уже освоил профессию. С вашей целью всё хорошо, если ваши мысли созвучны следующим цитатам.
«Мне это нравится. Нравится учиться, чувствую, что начинаю больше понимать, это пригождается мне в работе и придаёт уверенности»
«То, что я изучаю на курсе, мне очень нужно на работе, поэтому я уверен в своём выборе на пять из пяти»
«Программирование стало для меня неотъемлемой частью жизни, и я планирую развиваться в этой отрасли»
Помните, что постановка цели — это индивидуальная задача, и вам виднее, как её решать. А известные методы лишь помогают более чётко её сформулировать и обнаружить, что доработать.
Так что выбирайте подходящие варианты, придумывайте свои — и меняйте свою жизнь к лучшему.