Как пользоваться дизайнером

952bbac8a1f98fd621027acb4ae98c65.jpg

Вот уже семнадцать лет я работаю графическим дизайнером. Как в найме, так и для частных заказчиков. Я не тот дизайнер, чьи работы лайкают на behance, растаскивают по доскам на pinterest и кидают референсами заказчику. Я обычный ремесленник и трудяга, продавший душу корпорации за комфортный соцпакет и стабильную зарплату. И нас таких — легион. Если вы хоть раз заказывали дизайн, вы почти наверняка имели дело с человеком вроде меня. В этой статье опишу жёстко и честно, почему работа с нами обычно строится через жопу.
И подскажу решение.

Проблема первая

Дизайнер не хочет делать правки или делает их не так, как попросили.

Правда:
Вряд ли вы пришли к этому человеку с задачей уровня «Нарисовать лучшее промо во Вселенной, которое станет украшением портфолио». Скорее вам нужна какая-то типовая штука, в которой работу дизайнера особо и не видно. И обычно всё выглядит так:
— Мне надо дизайн коробки для кабеля. Вот ТЗ.
— Ой, не такой дизайн.
— И не такой!
— А давай вот тут поменяем цвет, у нас типография выставила счёт, там коробки золотые получаются!
— Ой, а давай попроще сделаем?
— У нас тут срочные правки, надо везде текст поменять!
— Супер, держи деньги… А нет, стой, ещё вот это поменяй.

Обычно макет меняется сто пятьдесят раз по причинам, которые от дизайнера не зависят. Потому что творческий чувак может накреативить что угодно, но продукту на рынке надо как-то выживать в условиях конкуренции и массы объективных ограничений. В итоге, от начальной идеи к концу работы остаются рожки да ножки (и это нормально, к сожалению).

Прописывать в договоре количество правок бессмысленно. По достижении критической массы правок дизайнер может просто психануть и уйти, и вам придётся найти другого, за меньший чек.»На доработку макета требуется дизайнер», — видели такие объявления? Их много на биржах фриланса. Это значит, что на проекте уже сгорел минимум один дизайнер и сраки сроки горят.
В этой ситуации почти ничего не сделать. Вам может повезти найти дизайнера, у которого выработалась резистентность к правкам. Но большого креатива вы от него не добьетесь. Творческая жила у него выгорела 10 лет назад, когда он рисовал логотипы по 500 руб., чтобы купить бичпак и хлебушек.

Решение 1:
Найти дизайнера, который специализируется именно на том продукте, который вы хотите видеть. Почти наверняка у него будет готовый пакет шаблонных решений, которые уже учитывают все ваши нужды. Так вы сократите путь от предоплаты до сдачи макета в типографию.
Решение 2:
Заказать сразу под ключ всё и, желательно, в типографии. Дороже, но мучить дизайнера правками и доставать из очередного «астрала» будете не вы.

Кстати, про астрал.

Проблема вторая

Дизайнер пропадает со связи.
Это часто бывает, когда вы заказываете на аутсорсе. Творческаясукаличность регулярно не отвечает на сообщения и звонки, появляется за час до дедлайна и рассказывает, что у него собака компьютер съела, но он сейчас быстро всё восстановит и поправит.

Правда:
Дизайнер не ушёл в астрал, он просто кинул телефон в mute и лежит обнимает акулу из икеи. Потому что он перегорел делать ваш проект. Он, конечно, всё сделает, но уже после дедлайна. Почему? Потому что если он пришлёт макет раньше дедлайна, вы попросите ещё «мааааленькую правочку», которая поведёт весь макет. А в сжатых сроках вы, возможно, забьете и будете счастливы, что вообще что-то получили.
Решение:
Примите, как факт, что ничего вы с этим не сделаете. Если у вас, конечно, нет тайм-трекера, пристёгнутого к вашему фрилансеру. Не надейтесь, что диз будет упоённо сидеть над вашим проектом по 8ч. в день. На каждые два часа за фотошопом/иллюстратором ему нужно четыре часа отдыха и тупежа в интернете, чтобы восстановить моральные силы, вернуться и заняться вашим макетом.
К тому же, сидеть столько часов чистого времени за компом — банально рушит здоровье. Он назвал вам срок «неделя», чтобы успеть доделать остальные заказы, сгонять в магазин, поиграть в игрушку, выспаться и собраться для финального рывка перед дедлайном.
Казалось бы, зачем тогда вообще работать дизайнером, если это так утомительно? Ну, а вы зачем в офисе штаны просиживаете? Вряд ли потому что до безумия любите пялиться в эксель.
Поэтому заложите в дедлайны запас дней на этот случай и не говорите об этом дизайнеру! Получите всё в срок, а, возможно, раньше.

Проблема третья

Мы ему деняк платим, а он, падла, работать не хочет!

Правда:
Ой, давайте честно, сколько вы ему заплатили? Вряд ли вы договорились на сумму выше рынка. Потому что вы всё посчитали и работаете в рамках бюджета.
Открою тайну: в крупных компаниях, где дизам действительно платят высокий чек (а таких компаний в российской действительности крайне мало), ребята работают с большей отдачей. Ищут возможности, нетиповые решения, изучают тренды. Но там и работа выстроена обычно в командном формате, люди сперва проводят мозговой штурм, накидывают креативы и в итоге выдают качественный продукт.
Вы же наверняка заказали что-то у самозанятого или устроенного по ГПХ. Даже если человек сидит у вас на зарплате, у него ноль мотивации делать круто, потому что вы видели зарплаты дизайнеров? У них не бывает процента с продаж. Они не получают премии. Они прекрасно понимают, что продают время своей жизни за 80 тыс. рублей в месяц, и не получат ни копейки больше (цены московские, разумеется, в регионах всё хуже). А у них тоже есть ипотека.
Решение:
Дизайнер сделает всё по нижней границе своих возможностей. Поэтому посмотрите портфолио, найдите профи, чья нижняя граница выше среднего и заплатите ему нормально денег. Оформите с ним договор. Дайте мотивацию поработать над вашим продуктом. Пропишите бонусы, если можете, в конце концов.
«Да мы когда запустимся, твой дизайн увидят миллионы людей!», — это не мотивация, а чушь собачья. Выплатить досрочно ипотеку, слетать в Исландию на бабки с проекта — вот это мотивация.

Проблема четвёртая

Дизайнер не хочет делать нам три варианта!

Правда:
Да, не хочет. Когда вы идёте в магазин, вы хотите вполне определённую колбасу. Её и берёте с прилавка. Вы не заставите продавца продать вам три колбасы по цене одной, потому что вы не определились, какая вкуснее.
Заплатите за три дизайна — получите три варианта. Просто дизайнер, выполняя свою работу, вкладывает в неё силы и знания. И если он будет распыляться на три разных макета, то в итоге выдаст три слабых дизайна. Вы же хотели один и сильный? Если вы пришли к дизайнеру за вариантами, то вы просто хотите помучить другого человека. Сходите в БДСМ-клуб, что ли.
Решение:
Не будьте мудаками и признайтесь себе: вам нахрен не нужны варианты. Вы пришли за оформлением для своего продукта, к которому написали ТЗ. Вы потыкали пальцем в референсы, что вам нравится. С вами хотя бы минимально переговорили, чтобы понять ваши хотелки.
В конце концов, дизайнеру проще будет переделать один вариант, чем дать вам три, потом вы захотите четвертый и пятый, собранный из первого и третьего, и вот здесь ещё добавить пушистую собачку. Потому что вы и сам своего рода дизайнер.

Проблема пятая

Дизайнер — творческая личность! Где ему понять наши технические нюансы…

Правда:
Знаете, как называется основная дисциплина в дизайнерских вузах с 1 по 6 курс? ПРОЕКТИРОВАНИЕ.
Не »творческий поиск». Не «визуализация радужных единорогов». Мы шесть лет учим начертательную геометрию, выстраиваем архитектурные ордера, проектируем парковые скамейки и бесконечно чертим, чертим, чертим… Руками, в автокаде, в 3dmax, в векторе. Потому что 90% работы дизайнера — доработка и адаптация макетов, натягивание совы на глобус картинки на форму, убирание прыщей и лишних теней, подбор шрифта и вёрстка текста.
Дизайнер — это графический инженер. Для нашей работы задействуется часть мозга, которая отвечает за упорядочивание и логику. Поистине творческие личности — это художники и иллюстраторы. Но к ним вы с задачей «нарисовать дизайн коробки формата А4» не придёте. Максимум маскот или принт для футболки закажете.
Решение:
За макетами для типографии, дизайном лендинга или презентации идите к дизайнеру. Относитесь к нему, как к технарю. Творческий поиск оставьте художникам. Тем, которые вам картину домой будут рисовать. В вашу трёшку в СВАО, заработанную с процентов на продажах.

Проблема шестая:

Мы сделали макет и довольны до трусов, но дизайнер просит никому не рассказывать, что это он делал.

Правда:
Ну это и не проблема вовсе. Для вас. Просто после тонны правок изначальная идея трансформировалась так сильно, что дизайнер перестал чувствовать, что вообще приложил сюда руку. Иногда реально стыдно показывать финалочку собратьям по цеху. Возможно, он спросит разрешения выложить в портфолио какой-то промежуточный вариант.
Решение:
Заплатите ему и отпустите с богом на сеанс с психотерапевтом.

Проблема седьмая

У нас всё строго конфиденциально! Никуда нельзя выкладывать! Никому показывать! А то идею уведут конкуренты!

Правда:
Бесконечно работать втёмную дизайнер не может, его портфолио — основной инструмент привлечения новых работодателей. И показатель, что чувак вообще жив. Не обновляешь портфолио — значит, ты умер и сидишь без заказов.
Можно, конечно, взять человека в штат, чтобы он всё верстал на вашем оборудовании с заблоченным доступом к соцсетям. Правда, на 100% вас это всё равно не убережёт, даже в самых супер-закрытых компаниях бывают лазейки во внешний мир.

Решение 1:
Пропишите в договоре строгую конфиденциальность и материальную ответственность за разглашение. И сроки действия этого соглашения. Вы заказчик, вы вправе этого потребовать, но будьте готовы доплатить.
Решение 2:
Я вас, возможно, удивлю, но многие дизайнерские штуки в мире были созданы не дизайнерами. Это когда человек-стартап настолько горит своим бизнесом, что буквально наяву видит, как должен выглядеть его фирменный стиль. Рисует на коленке форму, цвет и за $10 баксов просит дочурку нарисовать это в векторе.
Первый логотип Coca-Cola был создан секретарем владельца компании. Первый логотип Nike был нарисован за $35 студенткой-дизайнером.
Подумайте, возможно, это ваш путь. Экономия, опять же.

В заключение

Говорят, плох тот дизайнер, что не мечтает стать арт-директором. Но если ваш бюджет ограничен, вы вряд ли осилите платить амбициозному гуру. Придётся либо разбираться самому в интерфейсе фотошопа, либо спрашивать по знакомым контакты дизайнеров. Как вы узнаете, что это тот самый, именно ваш дизайнер? Он захочет вас убить.
Посмотрите портфолио, озвучьте своё видение задачи, послушайте, что он вам предложит. Если дизайнер попросит предоплату и официальный договор — не показывайте своей радости, вложите ему в лапки то, и другое, и дайте неделю на макет. Через две заберёте свой чудесный логотип.
И будем вам обоим счастье.

© Habrahabr.ru