Как поделить триллионы долларов, полученные в ходе добычи полезных ископаемых в космосе?
Один астероид может стоит триллионы долларов в виде содержащейся в нем платины и других металлов. Эти ресурсы могли бы привести к глобальному обогащению, которое повысит уровень жизни во всем мире и потенциально принесет пользу всему человечеству.
Уже существуют компании, например, Planetary Resources, которые разрабатывают технологии промышленного освоения астероидов, что сделает добычу полезных ископаемых в космосе реальностью, сообщает phys.org.
Питер Диамандис, сооснователь Planetary Resources и учредитель Фонда X-Prize считает, что такая выгода для человечества дает нам моральный императив исследовать и использовать данную возможность. Он также заявил, что «есть двадцать триллионов долларов там, наверху, которые ждут, чтобы их обналичили!».
Тем не менее, за утопической риторикой и ослепительными мечтами о богатстве, лежат некоторые весьма реальные проблемы.
Право собственности и Договор о космосе
Договор о космосе (Outer Space Treaty, сокр. OST) вступил в силу в 1967 году. Среди его основных принципов:
исследование и использование космического пространства должно осуществляться на благо и в интересах всех стран, и являться достоянием всего человечества
а также
космическое пространство не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами
OST обычно интерпретируется как договор, который предотвращает безусловное право собственности, что иногда считают препятствием для коммерческой деятельности в космосе. Но такие заявления просто не выдерживают никакой критики.
Презентационный ролик от компании Planetary Resources
Есть множество примеров, когда земные ресурсы рентабельно используют в условиях отсутствия безусловного права собственности. По уже заведенному порядку, правительство позволяет компаниям участвовать в добыче древесины, полезных ископаемых и разведке месторождений нефти, тем самым получая выплаты роялти (в 2014 году в США доходы от таких выплат составили около $13,5 млрд).
Тем не менее, некоторые сторонники добычи полезных ископаемых в космосе выступают за серьезные изменения или прекращение Договора о космосе, аргументируя это тем, что без безусловного права собственности нет никакого стимула для коммерческой эксплуатации.
Закон «SPACE Act of 2015», принятый в США всего лишь первая попытка что-то изменить в этой продолжающейся международной дискуссии (выдержка из закона «граждане США могут участвовать в коммерческой разведке и разработке космических ресурсов»; некоторые ученые считают, что данный закон нарушает Договор о космосе, прим. ред.).
Сбалансированный подход?
Если на то пошло, то существуют и другие глобальные пространства, являющиеся общечеловеческим достоянием, например, морское дно.
За возвышенной риторикой о преимуществах для человечества, стоит «призрак» экономики — возможность возникновения мира, где несколько триллионеров будут наслаждаться видом из космоса, а другие едва зарабатывать себе на жизнь на поверхности.
Тем не менее, коммерческие интересы и поиск прибыли могут стать стимулом для исследования космического пространства. Но космос не Дикий Запад и мы живем не во времена золотой лихорадки. Многочисленные государственные и частные структуры, участвующие в разведке и потенциальной эксплуатации космического пространства, а также международное сотрудничество, принесут пользу всем.
Модель Аляски
Существует сбалансированный и прагматичный подход, который будет содействовать коммерчески прибыльным видам деятельности, а также приносить ощутимую выгоду для всего человечества.
Важно отметить, что этот подход имеет прецедент, который действует уже на протяжении почти 40 лет, придуманный и реализованный губернатором Аляски Джеем Хаммондом. Его Постоянный фонд Аляски, созданный в 1976 году и уникальный «дивиденд гражданина», когда часть дохода от оборотов нефти через дивиденды напрямую распределяется среди жителей Аляски, может служить хорошим примером. Каждый житель ежегодно получает из этого фонда одинаковую сумму.
Первая выплата дивидендов была сделана в 1982 году, а в 2015 году ее размер составил $2072 на человека.
Международный орган
Но как это будет работать для космического пространства?
Нам нужен международный орган, аналогичный Международному органу по морскому дну, который был учрежден Конвенцией ООН по морскому праву или Международному союзу электросвязи, регулирующему вопросы международного использования радиочастот.
Этот орган мог бы лицензировать разработку космических ресурсов и организовать взимание роялти. В свою очередь, полученные доходы или их большая часть, будут сданы на хранение в фонд Planetary Resources, возможно, под эгидой Всемирного банка. И каждый гражданин на Земле, скажем, в возрасте 18 лет и старше, будет получать дивиденды на ежегодной основе в качестве своей законной доли.
Даже крошечные дивиденды, по меркам развитых стран, будут иметь огромное значение для стран третьего мира. Если суммы действительно равняются триллионам долларов — это в корне изменит наш мир.
Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.